ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАТИКА И ИКТ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Н.А. Федоренко,
преподаватель информатики и ИКТ
ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И.Бачурина»
Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.
Современный преподаватель должен обладать базовыми качествами преподавателя - предметника (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения. Преподаватель - предметник должен обладать предметно - ориентированной ИКТ - компетентностью, то есть осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм преподавателя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности преподавателей-предметников.
Под ИКТ-компетентностью преподавателя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
Для повышения уровня ИКТ-компетентности преподавателю рекомендуется:
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
использовать при подготовке к урокам, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
обеспечить использование ресурсов Интернет;
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность преподавателя:
ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.);
преподаватель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы;
для преподавателя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, студент получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы;
преподаватель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы, применяя следующее ПО (в ОС Windows - Delphi, Java Script,Turbo Pascal). Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков;
преподаватель - предметник с помощью языка гипертекстовой разметки HTML или языка сценариев Java Script может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна;
использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
дистанционное обучение;
участие в дистанционных олимпиадах;
конференции;
поиск различной информации.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».
Использование ИКТ в учебном и вне учебном процессе.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес студентов к учебной дисциплине.
Создание мультимедийных презентаций как преподавателем, так и студентами, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Выполнение творческих заданий (студенческая научно-практическая конференция «Информационное общество: пути развития, социальные перспективы и последствия», тема доклада «Семь – интересное всем», Сертификат, 16.02.2017г., территориальный конкурс «Студент года – 2018», Приложение 1), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях студентов (Республиканский форум «Молодёжь Инициатива. Республика», Диплом, 29.03.2018г. Приложение 2).
Выполнение творческих заданий (участие в Республиканском конкурсе детского и художественного творчества, сочинений и научных работ «Безопасность Республики – забота общая!», Диплом III степени, 13.12.2019г. Приложение 3), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях студентов (студенческая научно-практическая конференция «Информационное общество: опыт и перспективы исползования ИКТ в моей будущей профессии», Сертификат, 26.04.2018г. Приложение 4) с возможностью проверки этих работ преподавателем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.
Программы MS Power Point, MS Excel стали замечательным подспорьем в педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения студентами готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого студента с учётом его возможностей.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы студентам в будущем.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
развивать у студентов навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у студентов умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
активно вовлекать студентов в учебный процесс;
качественно изменить контроль за деятельностью студентов;
приобщение студента к достижениям информационного общества.
ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного преподавателя и студента.
Использование ИКТ в образовательном процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения, а именно: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов студентов; более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности; усиливается оптимизация, интенсификация учебной и педагогической деятельности.
Современный педагог должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М. : Изд-во ИТО - Томск, 2009.
Вильямс, Р., Макли К. Компьютер в школе - M.: Просвещение, 2008.
Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32с. -(Библиотечка «Первого сентября»,серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып.6(12)).
Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.
Приложение 1.
Приложение №2
Приложение 3.
Приложение 4