Одним из основных направлений информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации развивающего обучения и повышения качества образования в начальной школе. Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования ИКТ в коррекционной работе.
Информационные технологии (ИТ)– это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Значительное ускорение обмена управленческой и образовательной информацией;
Появление новых технологий мониторинга качества образования и управления качеством;
Появление автоматизированных систем обучения и контроля знаний;
Появление тенденций «поручений» компьютеру обучения детей и взрослых;
Увеличение объема необходимых педагогу специальных знаний.
Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит:
- в возможности индивидуального коррекционного обучения;
- в возможности обеспечить каждому ребёнку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний;
- в представлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности;
- в обеспечении градуированной системной помощи.
Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте младших школьников, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации .
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у учащихся такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность и усидчивость.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Основу образовательного процесса с учащимися, имеющими речевые нарушения, составляет единство обучения, развития и коррекции.
Информационные технологии я применяю в своей работе с целью:
- повышения учебной мотивации учащихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;
- интенсификации работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышения качества работы с документацией;
- повышения эффективности коррекционного обучения.
Девиз моей педагогической деятельности:
«Заинтересуй, а потом учи!»
Интерес – вот необходимое условие эффективности занятия. А это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов, в том числе и компьютерных программ. ИКТ-поддержка занятия, решение проблемы положительной мотивации детей к занятиям Любой педагог сталкивается в работе с детьми с рядом проблем. Одна из них — как сделать образовательный процесс максимально эффективным. Для учителя-дефектолога общеобразовательной школы эта проблема еще более актуальна. Дети с аномальным речевым развитием, как правило, тревожные, неуверенные и испытывающие коммуникативные трудности, отстающие в развитии познавательных процессов. Как обучение детей с девиантным речевым развитием сделать удовольствием, а не мукой при максимальной эффективности? Как преодолеть хроническую неуспеваемость по русскому языку и помочь реализоваться личности? Мой девиз: «Заинтересуй, а потом учи!». Существует несколько приемов работы, которые реально обеспечивают положительную мотивацию обучения и позволяют добиться нужной динамики. Очень большое значение имеет сбор данных об индивидуальном развитии детей. Помимо традиционных (анкетирование родителей, беседы с учителями, родителями, наблюдение в различных условиях: на переменах, индивидуальных и коррекционных занятиях) можно использовать «Копилку знаний». Она представляет собой ярко оформленные карточки с короткими сообщениями — выдержками из энциклопедий на различные темы (техника, природа, русский язык, литература и др.). Карточки предназначены для чтения, запоминания, лексической работы, формирования умения составлять вопросы, для списывания, поиска орфограмм.
К любому учащемуся, даже самому некоммуникабельному, можно найти подход, зная о его интересах. Так, если ребенок-первоклассник любит лошадей, для составления рассказа нужно подобрать картинку с этими животными, в знак поощрения за старательную работу подарить наклейку какой-либо лошади. Дети обмениваются сообщениями — круг интересов растет. Огромную сложность для детей составляет прохождение тем, связанных с изучением звукового анализа — основы основ грамотного письма. Я применяю не традиционные схемы, а учу первоклассников выкладывать на парте мелкие камешки — символ твердых согласных звуков, комочки ваты — мягкие согласные, обозначение гласных звуков каждый придумывает свое (например, ветерок — символ воздушной струи).
Популярностью пользуются игрушка-колокольчик: «Пусть колокольчик зазвенит над звонким согласным»; игрушка-молоточек: «Пусть молоточек застучит над ударным гласным». Над выложенными на парте символами раздается звук колокольчика и молоточка в нужной позиции, тем самым дети фиксируют руку. Нельзя детей учить по принципу «делай, как я», для их развития очень важны проблемные ситуации. Вот, например, такая: «На глобусе я обнаружила новую страну — страну букв. В ней много городов, и не все буквы могут найти свое жилище. В круглом городе живут буквы — а, о, у; в квадратном — я, ю, ё; в треугольном — ь; в городе-ромбе— щ, ч; в овальном — ... Дети «расселяют» оставшиеся буквы алфавита и пытаются доказать, по какому принципу выбрана страна.
Дети, как правило, боятся диктантов. На первых этапах я предоставляю ребенку выбор: ты можешь писать слово, а можешь заменить буквы точками (точечный диктант), т.е. поставь столько точек, сколько букв в этом слове. Далее эту работу я расширяю: точку на месте ударного гласного замени на зеленый кружок, место, наиболее опасное для тебя, замени на красный восклицательный знак и т.д. Ситуация выбора порождает желание работать, расширяет интерес к учебной деятельности. Чем комфортнее почувствует себя ученик, тем успешнее он будет.
Стараюсь учитывать избирательность к дидактическому материалу: ребенок может выбрать сам, с каким материалом ему интересно и доступно в данный момент работать. Например, звуковой анализ какого слова он будет делать:
— выбрав предмет;
— на заданную тему;
— разгадав ребус;
— выбрав картинку;
— отгадав загадку.
Эффективность любого урока в начальной школе, зависит от оснащенности кабинетов демонстрационным, иллюстративным материалом - плакатами, картинками, схемами, таблицами. Не всегда мы имеем возможности и средства для их приобретения. Компьютер может помочь в этом учителю. Все более убеждаюсь в этом после демонстрации созданного и активно применяемого мною дидактического материала к групповым коррекционным занятиям.
Наилучший способ, используя который можно обеспечить развитие познавательной деятельности школьников, это игровая форма проведения занятий. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. На уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Подготовка таких уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где найти нужный материал? На помощь приходит компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света и мы с учениками превращаемся в пытливых искателей.
Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов развития познавательной деятельности. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Мне не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что, если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. Таким образом, ничего не навязывая, решаем учебно-коррекционные задачи, а ребенок, который скорее всего выберет то, что ему по силам, получая удовлетворенность от работы, повышает самооценку.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в моей работе является использование мультимедийных презентаций. С помощью презентации я могу подготовить иллюстративный материал. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
В использовании компьютерных презентаций я выделяю следующие преимущества:
Наиболее доступным средством для создания собственных обучающих продуктов является программа Power Point, которую я активно использую для подготовки презентаций и слайд-фильмов. Презентация может активно использоваться как на любом этапе индивидуального и группового занятия, так и в консультативно-профилактической и методической деятельности. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами, что обеспечивает двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются с наглядными.
Развиваю все компоненты речевой функциональной системы, совершенствую у детей навыки произвольных операций с языковыми элементами с учетом материала школьной программы по русскому языку, я одновременно решаю несколько задач: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дислексии и дисграфии - предупреждение функциональной неграмотности и другие.
Учебный процесс начинаю с упражнения «Подготовься к занятию», помогающего сформировать умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану. На слайде в определенном порядке появляется ряд картинок с изображением ручки, простого и цветных карандашей, тетради, дневника. Ученики готовят к занятию учебные принадлежности в порядке, заданном картинками, я подвожу итоги: кто действовал строго по плану; кто не смог выполнить какой-либо шаг, потому что не имел нужной вещи и не сумел попросить ее у товарища. Предлагаемый план усложняю, добавляя картинки.
Мною было изучено и апробировано в коррекционном процессе достаточно много учебных программ для детей. Наибольший интерес у детей вызывают такие логопедические программы, как: «Игры для тигры», «Развитие речи», «Учимся говорить правильно. Компьютерная программа».
Программа «Развитие речи». Имеющиеся у ребенка логопедические проблемы помогут исправить упражнения, представленные на этом диске. Задания расширят словарный запас, разовьют мелкую моторику, память и внимание. А забавные озвученные игры не только сформируют навыки верного произношения звуков, но и улучшат неречевой и фонематический слух.
Особенности программы:
— постановка и автоматизация «трудных» звуков;
— задания на развитие неречевого и фонематического слуха;
— речевая и дыхательная гимнастика;
— скороговорки, пословицы и поговорки, игры и загадки для развития памяти;
— рекомендации по планированию занятий для родителей.
«Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа». В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать, знакомит с основами письменной речи. Ребенок видит связь буквы и звука, приобретая навыки чтения. Увлекательные задания помогают расширить кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.
Программа состоит из четырех разделов.
1. Неречевые звуки (ознакомление со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы; со звуками мира
природы: лесные и др.).
2. Звукоподражание (ознакомление со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов)
3. Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков).
4. Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.
Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.
Помочь решить эту задачу также может компьютер. Разработаны специальные программы для учителей-дефектологов: «Видимая речь», «Мир за окном», «Кроссворды», и другие. Логопедические занятия по исправлению дисграфии можно вести с помощью «Word» - текстового редактора.
Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте - поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.
Программа «Word» помогает мне в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.
Память компьютера позволяет весь раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополняю их и извлекаю когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.
Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.
Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.
Примерные виды заданий для работы с компьютером, которые я использую на учебных занятиях:
1. Работа на синтаксическом уровне.
Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.
Примерные виды заданий: 1. Составление предложений по опорным картинкам с определенным количеством слов.
2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов. Работа с числовым рядом. 1 2 3 4 5 6 7 8
3. Составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определенное слово, читать предложения по схеме. Например:
Птицы улетели на юг.
4. Упражнения в составлении распространенных предложений ( по вопросам: Где? Как? Когда? и др ( на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
5. Так же я показываю необходимость согласования слов в предложении, упражняю в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.
Например: с опорой на наглядность: « гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» - Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идет, труба, из» - Из трубы идёт дымок.
«орехи, в , белка, прячет, дупло». – Белка прячет орехи в дупло.
« поливает, лейки, Коля, из, цветы». – Коля поливает цветы из лейки.
6. Определение места слова в предложении. ( какое по счету указанное слово). Работа с числовым рядом.
7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение – это законченная смысловая единица.
Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.
8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста ( сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).
Например ( с опорой): « В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву собрали её в большие стога до осени будет сохнуть сено».
Без опоры на сюжетную картинку: « Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
9. Составление предложений, используя словосочетания.
Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и. т. д.
10. Упражнения в чтении текста с интонационным обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).
11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.
12. Перескажите рассказ, используя слова – предметы.
небо
солнце
ветер
деревья
ручейки
птицы
13.Графический диктант. Расшифруйте по памяти.
Наступила осень. Листья в лесах пожелтели; ветер срывал их и разносил по воздуху. По небу ходили тучи. На заборе от холода громко каркала ворона. На закате солнца из – за леса поднялась стая чудных птиц с длинными стройными шеями. Это были лебеди. они полетели в тёплые края, за сине море
2. Работа на лексическом уровне.
Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи. Примерные виды заданий: подобрать имена прилагательные к именам существительным; подобрать глагол к имени существительному (составить предложение); образовать единственное и множественное число имен существительных; образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; найти синонимы (антонимы) и др.
Напиши как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какая?, Какое?, Какой?, Какие?»
«Зима».
Солнце (какое?).., ветер..,
небо.., узоры..,
снежинки.., мороз..,
день.., воздух…
Вставьте подходящие по смыслу слова.
Сам придумай
У_________ высокий рост,
У ________ пушистый хвост,
У_________ крепки рожки,
У_________ тонки ножки,
У _________толсты губы,
А у ________ остры зубы.
Сам придумай про ежа,
про ужа и про чижа!
(Слова для справок: цыплёнок, слон, волк, мартышка, козлёнок, лиса.)
3.Составьте рассказ про лису. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
У кумушки – лисы зубки _________, рыльце __________, шубка ________. Хорошо кума принаряжена. Шерсть у лисы __________, ___________. На груди у лисы жилет . На шее ___________галстучек.
(Слова для справок: белый, пушистая, золотистая, острые, тёпленькая, тоненькое.)
4.Игра «Кто какой?» На компьютере записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке: жадный олень
трусливый медведь
хитрая ёж
пушистая змея
неуклюжий лиса
рогатая заяц
колючий волк
ядовитая белка
Нужно записать словосочетания.
5. Придумай как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», « Что делают?», по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
Солнце (что делает?).., птицы..,
снег.., трава..,
сосульки.., деревья..,
ручьи.., сады..,
листья.., дети…
6.Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?» или «Что?» по теме «Весна».
Тает (что?).., зеленеет..,
бегут.., прилетают..,
распускаются.., цветут..,
играют.., появляются…
7.Составьте из данных слов предоложения так, чтобы выделенное слово было первым.
- Весна, наступила.
- Майские, загудели жуки.
- Заяц, свежую, жуёт, траву.
- Выполз, из, своего, муравей, муравейника.
- Прилетела, пчела.
Напишите предложения. Подчеркните одной чертой слова, которые отвечают на вопрос кто? двумя чертами подчеркните слова, обозначающие действия.
8.Игра « один – много».
Карандаш – карандаши окно –
ведро – дом –
куст – пчела –
дерево – огурец –
9. Игра «Назови ласково».
зонт – зонтик
лист – куст –
гриб – шар –
кукла – стул –
10. Подбери слова с разными значениями.
Лёгкий рюкзак - .., свежая рубашка - .., лёгкая задача - .., лёгкий мороз - .., старый сад - .., свежий хлеб - ...
11. Закончи предложения:
Куст низкий, а дерево… . Вагон большой, а тележка… .Ночь была холодная, а день… .Молоко жидкое, а сметана… . Малина сладкая, а калина… .
3. Работа на уровне смешиваемых букв.
Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.
Примерные виды заданий:
1. Дифференциация букв Б – П
Подчеркните букву Б в ряду букв:
О Т Р П Б А В Е Б Р Б В Б М
Л Б С Ы Б А Б К Б В Б Щ Э
З Д А Б Ч Б Ю Е Б Й С Б Ё
2. Подчеркни букву П в ряду букв
Г О П А К В Ы Р П Д Ф П Р
Ж Ь Р П А С П Р Г Н П О П
Х Р А П Н В А П И О Ш П Ю
3. Подчеркни буквы Б одной чертой, букву П- двумя:
О Р Л Б П Р А П Д Л Б В Г
К П В Р Д Б Н У П Д Б Ы П
Ы Л П Р Ц Й Ё Б О П Д Б
4. Прочитай сначала слова с буквой Б, затем с буквой П:
Губы, помощь, азбука, пила, зубы, посуда, буква, пекарь, буран, паук, буря, поле, букет, альбом, портрет, бокс, порода, суббота, портфель.
5. Игра «Кто больше?». Необходимо придумать и записать как можно больше слов: начинающихся на буквы Б, П; имеющих их в своем составе.
6. Вставь пропущенные буквы Б — зеленым цветом, П — синим. Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.
Шай...а, аль...ом, с..орт, ...окс, ...алкон, ...алец, ...умага, ...арк, тру...а, ...латье, не...о, ре...ята, аэро...орт, аз...ука, ...егемот, ...арад, ры...а.
7. Вставь пропущенные буквы Б, П, объясни написание этих слов. Напоминаем: записывая, проговаривай слова вслух или шепотом!
Прогулка
Миша шел по лесу и увидел ду... . Сто...! Мальчик залез на ду... и сорвал желудь. Под деревом рос гри... . Малыш слез с дерева и сорвал гри... . Будет теперь хороший су... ! Вдруг прилетел ястре.... Он выхватил гри... и сел на ду.... Мальчик потер ло.... Чудеса!
8. Тест. Выбери правильный вариант:
| 1 | 2 | 3 |
Ду… | Б | п | б |
Стол… | Б | п | б |
Су… | П | п | б |
Гри… | Б | п | п |
Зал… | П | б | п |
Ответ: 1.
9. Игра «Лесенка»
Щ __ Щ __ __ Щ __ __ __ Щ __ __ __ __ Щ __ __ __ __ __ | ЧА __ ЧА __ __ ЧА __ __ __ ЧА __ __ __ __ ЧА __ __ __ __ __ |
10. Игра «Что задумал старичок Лесовичок?»
11. Игра «Шифровальщики».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Ц | а | Ь | а | е | й | п | к | ч |
| | | | | |
9 | 2 | 6 | 8 | 4 | |
| | | | | | | | | | |
12.Назвать слово, определить первый, второй, третий и т. д. звуки, уточнить их количество.
13. Придумать слово с 4, 5 звуками.
14. Отобрать картинки, в названиях которых 4 или 5 звуков.
15. выбрать цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки.
16. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
17. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.
18. Разложить слова в корзинки, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. (шуба, кошка, уши).
19. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
20. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг,;
б) изменяя один звук в слове ( цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон ;
в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
21. Какие слова можно составить из одного слова, например: ствол ( стол, вол), крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
22. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука.
23. Слово – загадка. На компьютере пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, появляется вторая буква слова и т. д.
Например: п..........(простокваша).
24. Назвать слова, в которых звуки расположены в обратном порядке: нос – сон , кот – ток.
25. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово ( кошка).
26. Расставить картинки под цифрами 3, 4 , 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.
27. Какой звук убежал? Крот – рот, лампа – лапа, рамка – рама.
28. Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Современные ЭСО, использующие в моей работе, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей. Информационно - коммуникационные технологии позволяют мне применять их в самых различных сферах учебной деятельности младших школьников. Компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Применение информационно – компьютерных технологий в коррекционном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика – логопата, мне предоставляется возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
Практика проведения уроков с использованием ИКТ показала, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Иваненко, С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников (логопедический аспект) Дефектология. - 1994. -№12
Инструктивно - методическое письмо по использованию информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы // Логопед. 2008. № 5.
Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия /Логопедия. Методическое наследие. М., 2003.
Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. 1996.
Петкевич, И. Е. Применение информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании // Дэфекталогiя. 2006. №1
Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 2003.