Использование ИКТ в различных видах музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным.
Что такое информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)? Это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. Следует понимать, что информационные технологии, это не только компьютер и его программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование различных средств: интернета, цифровой техники, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации. Музыкальный руководитель может применять средства ИКТ в своей работе, как при подготовке к музыкальному занятию, так и на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), на развлечениях и праздниках (показ презентаций, видео), в работе с родителями (анкетирование, создание папок-передвижек).
Использование ИКТ позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного занятия — принцип фасциации (принцип привлекательности). Исходя из этого целью внедрения ИКТ в работу музыкального руководителя является: повышение интереса дошкольников к музыкальной деятельности путем привнесения элемента удивления, разнообразия, необычности, современности.
Задачи внедрения ИКТ:
обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС ДО;
сделать доступным материал для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
обогатить знания взрослых (родителей, законных представителей) в области музыкального воспитания и развития дошкольников;
активизировать творческий потенциал ребёнка;
развивать музыкальные способности дошкольников;
развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Слушание.
Компьютерные презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, разнообразят их впечатления, развивают познавательную деятельность. Так же средства ИКТ позволяют создать аудиотеку. Видеоматериалы, клипы, на которые накладывается музыка, позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенную для слушания музыку. Но, использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона категорически нельзя!
Пение.
Пению отведена немаловажная роль в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование различных средств ИКТ. В первую очередь это: микрофоны, синтезатор и акустическая система. Так же возможно создание электронных иллюстраций к песням, материалов (видео, фото), отражающих как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов. Для заучивания текста песен используются мнемотаблицы, которые можно создать при помощи различных средств ИКТ. Видео ряд или анимация, созданная самостоятельно или скачанная в сети Интернет помогает в развитии вокальных способностей детей ( видео-распевки «Рисуем голосом», «Жа-Жу-Же-Жи» и тд.).
Музыкально-ритмические движения.
На занятиях с доминирующей музыкально-ритмической деятельностью применение ИКТ очень важно. В процессе выполнения музыкально-ритмических упражнений, элементов танца картинка, выведенная на экран помогает дошкольникам точно следовать указаниям музыкального руководителя, более чётко исполнять движения. Для знакомства с каким-либо танцем, с особенностями его исполнения можно использовать просмотр специально созданных красочных презентаций, видео – клипов. Обучение движению невозможно без показа. Здесь на помощь музыкальному руководителю приходит акустическая система (музыкальный центр, магнитофон), CD диски (USB-флеш-накопитель). Педагог может отойти от музыкального инструмента и танцевать вместе с ребенком, показывать новые движения, исправлять ошибки и помогать детям.
Игра на детских музыкальных инструментах
В данном разделе художественно-эстетического развития детей есть темы, при подаче которых ИКТ просто незаменимы. Например, с помощью презентаций можно познакомить ребенка с музыкальными инструментами, с особенностями их звукоизвлечения. При помощи видео или мр3-композиций дети знакомятся с тембрами музыкальных инструментов, которых нет в наличии ДОУ. Для знакомства детей с симфоническим оркестром. Использование видеозаписей концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольного звучания различных инструментов прекрасно могут помочь в работе с детьми. По схемам можно разучивать партии в оркестре. Имеют место так же видео-партитуры – подсказки для детей, играющих в оркестре.
Музыкально-дидактические игры.
Средства ИКТ можно широко использовать при организации музыкально-дидактических игр. Существует множество музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями. Эти пособия направлены на накопление опыта восприятия музыки («Музыкальные яблочки», «Музыкальный магазин»), формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие тембрового слуха («Угадай, на чем играю»), ладового чувства и чувства ритма («Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Кто как идет?»), различения высоты («Ступеньки», «Три поросенка») и длительности звуков («Дрова»). Применение красочных озвученных презентаций принесут не только пользу, но и радость детям. Помимо презентаций различные средства ИКТ (принтер, ламинатор, сканер) помогают педагогу создать дидактические пособия для игр, которые используются в индивидуальной и групповой работе для закрепления полученных знаний по образовательной области Художественно-эстетическое развитие – раздел «Музыкальная деятельность».
На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
Для создания различных мультимедийных пособий, презентаций и прочего необходимы разнообразные компьютерные программы. Самая известная - это пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point, а так же Киностудия Windows Live (программа для создания и редактирования видеороликов). В работе музыкального руководителя часто требуется использование Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов), Audacity (программа с расширенными возможностям для записи и редактирования цифрового аудио), PM Nero 6 (программа записи на электронный носитель). Для создания оранжировки и изменения аудиофайла можно использовать онлайн- инструменты: Audio-joiner.com – онлайн- инструмент для склеивания аудио; Vocalremover.ru – онлайн-инструмент для повышения/понижения тональности трека; Audiotrimmer.com, Jarjad.ru- онлайн-инструменты для изменения скорости мр3-композиции.
Использование данного программного обеспечения позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Анализируя опыт внедрения ИКТ в различные виды музыкальной деятельности можно сказать, что они являются дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряют процесс достижения положительных результатов в работе.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные «плюсы» внедрения ИКТ в образовательный процесс, существуют некоторые ограничения, о которых необходимо помнить! Не нужно использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Не нужно перегружать занятие демонстрацией. Очень важно соблюдать требования СанПиНа: продолжительность использования ИКТ в НОД
для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
Не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании детей всегда остаётся за музыкальным руководителем!