ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
Воробьёва Татьяна Николаевна
Преподаватель ГАПОУ «Новокуйбышевский гуманитарно-технологический колледж»
«…знания можно предложить, но овладеть ими может и
должен каждый самостоятельно»
А. Дистервег
Современный мир характеризуется усилением конкуренции, что ведет к изменению требований к подготовке выпускников среднего профессионального образования. Специфическими особенностями специалистов становятся умение подходить творчески к своей деятельности и готовность к смене технологий в профессиональной деятельности, изменению профиля работы в соответствии с изменениями рынка труда. Возникла прямая зависимость между качеством подготовки специалиста, его трудоустройством, дальнейшей профессиональной карьерой. Поэтому при создании модели подготовки специалиста предполагается использование методов обучения, способствующих эффективному развитию имеющихся у студентов способностей и формированию навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в современном стремительно меняющемся обществе. В этих условиях информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из основных средств профессиональной деятельности бухгалтера, которые повышают эффективность учетно-финансовой деятельности на предприятии за счет автоматизации ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельная внеаудиторная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Её цель: развитие общекультурных и профессиональных компетенций, способности и готовности студента к самостоятельной образовательной деятельности в течение всей жизни.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов посредством ИКТ способствует закреплению и обобщению полученных знаний; формированию профессиональных умений; развитию самостоятельности мышления. К обеспечению внеаудиторной самостоятельной работы студентов относятся: методические пособия по ПМ, учебной дисциплине; методические указания к выполнению заданий; рабочие тетради; методические рекомендации по прохождению учебных, производственных практик; методические указания для самостоятельной работы студентов; материалы к курсовому и дипломному проектированию.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов с использованием ИКТ включает:
подготовку докладов, сообщений;
работу с нормативными законодательными актами в сфере учёта, налогообложения, права, финансов;
разработку презентаций;
построение схем, таблиц и их экономический анализ;
работу с электронным банком данных;
тестирование в целях самоконтроля, в том числе с использованием тренажёров;
выполнение творческих работ, проектов, бизнес-планов;
составление кроссвордов, чайнвордов, криптограмм;
заполнение бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчётности, первичных документов;
отработку профессиональных навыков в бухгалтерской программе 1С:Бухгалтерия предприятия 8.3.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
В самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» применяются информационные технологии в следующих направлениях:
представление дипломных и курсовых работ студентами в электронном виде (помимо бумажного носителя) в связи с необходимостью закрепления навыков работы с офисными пакетами общего назначения;
самообразование с использованием разработанных и приобретенных мультимедийных курсов, видеокурсов 1С;
создание собственных электронных ресурсов, портфолио;
предоставление доступа в Интернет к ресурсам для подготовки рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ, проектов;
оформление отчётов и дневников по учебной, производственной (по профилю специальности) и преддипломной практике;
участие в дистанционных предметных и межпредметных олимпиадах;
осуществление самотестирования знаний.
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет:
изменить характер учебно-познавательной деятельности;
повысить качество образования, его эффективность;
обогатить содержание материала;
активизировать самостоятельную работу;
расширить возможности организации самостоятельной работы;
развить творческие способности студентов;
сформировать информационно-коммуникационные компетенции студентов.
ФГОС 4 поколения для СПО раскрывает новый взгляд на образованность и профессиональную квалификацию. Образованность — потребность в постоянном обновлении знаний, умение находить и усваивать новую информацию, в первую очередь, посредством ИКТ. Квалификация же бухгалтера формируется на основе профессионального стандарта, а это – обязательное владение бухгалтерской программой, например, 1С: Предприятие 8.3, а также умение работать в нормативно-справочных поисковых программах «Гарант» и «Консультант Плюс».
Повышение качества подготовки студентов экономического направления с применением информационных технологий продиктовано необходимостью индивидуализировать обучение, учитывая особенности каждого обучающегося. Поэтому использование ИКТ, как новой формы организации разноуровневого обучения, безусловно обеспечивает эффективность самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность. Самостоятельность и владение ИКТ в рамках внеаудиторной работы – это те качества, которые наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимы современному специалисту учёта.
Электронные ресурсы:
О рекомендациях по организации самостоятельной работы в условиях действия ФГОС СПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cvets.ru.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Электронный ресурс]. Режим доступа: rudocs.exdat.com.