Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью развития интеллектуальных способностей обучающихся.
Использование информационных технологий на уроках:
Учебный процесс в начальной школе должен способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала, вызывать желание учиться, стремление самостоятельно добывать знания.
Теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование информационно- коммуникативных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения, способствует развитию творческой личности ребёнка, помогает реализовать главные потребности – общение, образование, самореализацию.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
ИКТ на этапах урока:
1. Помощь обучающимся при формулировке темы урока.
2. Объяснение нового материала. Использование презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, видеофрагменты.
3. Закрепление изученного материала. Направление деятельности обучающегося на поиск, осознание, умение применять новые знания в игровой форме. Учитель руководит самостоятельной деятельностью обучающихся, оказывает им нужную помощь и поддержку.
4
. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые обучающийся записывает в тетради.
Рисунок 1- Формы использования ИКТ на уроках.
Цели ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач
Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды в урочной и внеурочной деятельности;
Формировать информационную культуру и грамотность;
Формировать мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
Усвоить базовые знания по предмету;
Систематизировать усвоенные знания;
Формировать навыки самоконтроля;
Повышать уровень обученности и качества знаний.
Рисунок 2 - Для чего учителю информационное пространство?
Использование ИКТ на уроках помогает обучающимся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; таким образом, владение учителем ИКТ становится важнейшим элементом профессиональной подготовки к современному уроку. Но не надо забывать, что обучающиеся также хорошо владеют компьютером. Но цели порой очень разные. Захватывающие игры, приносят не знания, а разрушение личностных качеств ребенка. Поэтому учителя, взрослые, родители должны тщательно отслеживать виртуальный мир подростка. Только совместными усилиями можно добиться правильного и научно – обоснованного восприятия технического прогресса в сознании детей.
Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе:
Активизирует познавательную деятельность обучающихся;
Повышает мотивацию обучающихся к изучаемым предметам;
Экономит время на объяснение материала;
Полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников;
Позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;
Повышает качество усвоения материала;
Расширяет возможность самостоятельной деятельности;
Формирует навыки исследовательской деятельности;
Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам;
Позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;
Создаёт комфортность на уроках.
Список использованных источников:
Тепцова Н.М. Применение информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников. // (электронный ресурс) – Режим доступа. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/598701 (дата обращения 30.03.2024 г.)
Ахмадуллин Ш. Т. Сборник научно-методических материалов по использованию икт в начальной школе// Учебное пособие. – Омск: ОмГУ, 2008. – 114 с.
И.А. Анисимова, Ю.В. Левченко Информационный подход в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы). // Армавир, 2018 г., 52 с.