СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«использование иллюстративно-наглядного материала и технических средств обучения в процессе в процессе ознакомления с природой»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлен теоретический материал, литература, вопросы для самоконтроля знаний по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНО-НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ». Документ предназначен для учащихся специальности 5 -04 -0112-01 Дошкольное образование (дневная и заочная форма получения образования). 

Просмотр содержимого документа
««использование иллюстративно-наглядного материала и технических средств обучения в процессе в процессе ознакомления с природой»»

ТЕМА VI. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНО-НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

Цель: сформировать знания о значении и видах иллюстративно-наглядного материала, требованиях к нему и методике использования в разных возрастных группах в процессе их ознакомления с природой.

Результат изучения темы: объясняет значение использования разных видов иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления детей с природой и их экологического образования; описывает виды иллюстративно-наглядного материала, излагает требования к нему; описывает виды технических средств обучения

Ключевые вопросы: значение и виды иллюстративно-наглядного материала .

I .ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНО-НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

Наряду с использованием наблюдений, как наглядные методы в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал. Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме этого, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

Наряду с этим, необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживания и чувств. Особое значение здесь имеет использование в экологической работе с детьми репродукций картин и просмотр кинофильмов. Использование наглядного материала также стимулирует познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ИЛЛЮСТРАТИВНО-НАГЛЯДНОМУ МАТЕРИАЛУ

К применяемому в практике работы с детьми наглядно-иллюстративному материалу предъявляются определенные требования:

- реалистичность изображаемых предметов и явлений;

- ясность замысла художника;

- художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания [2, с.74-75].

К наглядному материалу предъявляют еще ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; наглядность должна быть привлекательной, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием. Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек.
Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине), так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени. Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.

Условия эффективности использования наглядности в обучении детей:

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок  мог ее рассмотреть (т.е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям должно предоставляться достаточно времени.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, до начала занятия для того, чтобы дети могли  предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

5.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествам.

6.Педагог должен сопровождать   демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста.

III. ВИДЫ ИЛЛЮСТРАТИВНО-НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА

Обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

- картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы учреждений дошкольного образования используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А.Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А.Веретенникова), «Времена года» (С.Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С.Н.Соловьева) и некоторые другие;

- картинки, иллюстрации, фотографии;

- гербарии, коллекции;

- кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

. Также выделяют следующие виды наглядности:

1. Натуральные наглядные пособия: животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2. Объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты).

3. Дидактические игрушки (игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4 .Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды,  кино и видеоматериалы, плакаты), использование новых компьютерных технологий(интерактивные доска.

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические карты).


III. МЕТОДИКА РАССМАТРИВАНИЯ КАРТИН

При ознакомлении детей с природой используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности. Картины используются воспитателем во всех возрастных группах.

В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Так, после наблюдения за воробьями на прогулке воспитатель рассматривает с детьми соответствующую иллюстрацию, просит их повторить названия птиц, рассказать, какого они цвета, величины, указать некоторые части тела (голова, крылья, ноги). Педагог помогает воспитанникам припомнить, где они видели воробьев, что делали птицы. Он побуждает повторить некоторые движения птиц: «помахать крыльями», «поклевать крошки».

Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые' знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д. В этом случае воспитатель подбирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении. Предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Так, например, при формировании понятия «животные» воспитатель готовит картины с изображениями животных разных систематических групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные и т. д. Рассматривая с детьми каждую из картин, он обращает их внимание на те общие для всех животных черты, которые позволяют объединить их в одну группу — животные. С этой целью задает примерно такие вопросы: кто это? Где живет? Как передвигается? Как добывает пищу? Как спасается от врагов? Каким одним словом можно назвать зверей, птиц, рыб? Какие условия нужны для жизни животных в природе? Могут ли жить животные, если не будет какого-либо условия? Почему? и т.д.

Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины — пейзажи, натюрморты — необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.



IV .УЧЕБНЫЙ ЭКРАН , КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать детям природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, активную деятельность животного, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.
На занятиях в детском саду могут быть использованы различные экранные средства, формирующие знания о природе: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего, знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо хорошо знать" содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправленного руководства познавательной деятельностью детей.

Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание. Однако при непроизвольном внимании содержание фильма усваивается поверхностно и не всегда правильно осмысливается. Для сохранения устойчивого внимания на протяжении всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна специальная работа воспитателя. В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на те моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и четкими вопросами. Воспитателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма.
После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в правильности восприятия фильма, и неудовлетворение, если содержание фильма было не понято.

При повторном просмотре они стараются быть более внимательными.
Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на соответствующую тему.

В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.

Сюжетные и очерковые диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать неозвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам неозвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.
Диапозитивы — это серии отдельных кадров, посвященные определенной теме. По статичности изображения они напоминают дидактические картины. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит от логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов — иллюстрировать рассказ, объяснение воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний. Использовать диапозитивы рекомендуется начиная с младшего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.
Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой текстом. Диафильмы содержат определенный сюжет или последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.


Диафильмы о природе широко используются в работе с детьми, помогая воспитателю решать многие задачи: закреплять и расширять представления об известном, знакомить с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.Используются диафильмы во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда следует пользоваться имеющимся текстом (субтитрами). Текст к диафильму может быть адаптирован воспитателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расширена.

Методика показа диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.

Демонстрация моделей. Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.


VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

 В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в экологическом образовании детей Требования: эмоциональные, яркие, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

     Использование мультимедийных презентаций обеспечивает:

  • наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т.д.);

  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с детьми дошкольного возраста, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности.

Рекомендации по оформлению слайдов для детей дошкольного возраста:

  • фон слайдов не должен быть слишком ярким;

  • изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

  • изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

  • на каждом слайде может быть размещено не более 1-2 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

  • для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

  • должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

  • необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

  • если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

  • в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм);

  • смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;

  •   общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с детьми дошкольного возраста, не должно превышать 8-10.


При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

    • следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам, не допускается просмотр презентации с ноутбука.

    • сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя;

    • стремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;

    • выделить время для проведения физкультминутки

     Важно соблюдать условия здоровьесбережения детей.  Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю. Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным. Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 минут на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия. Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.

    Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в экологическом образовании:

-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы экологического обучения, проявлять творческие способности;

-  способствует повышению интереса детей к вопросам экологического воспитания и обучения, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и учреждения дошкольного образования по вопросам экологического воспитания детей


Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Раскройте значение использования наглядно-иллюстративного материала в экологическом образовании и воспитании детей.

  2. Назовите виды наглядно-иллюстративного материала. Укажите требования, предъявляемые к нему.

  3. Раскройте методику рассматривания картин с детьми разных возрастных групп

  4. Раскройте методику использования учебного экрана в экологическом образовании детей разных возрастных групп.

  5. Раскройте возможности использования ИКТ в экологическом образовании детей.

  6. Укажите требования к оформлению слайдов презентации для детей дошкольного возраста.

  7. Назовите правила демонстрации презентации для детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение", 1992.

  2. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. А. Серебрякова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с. — (Сер. Бакалавриат).