Использование инфографики и рабочих листов в процессе обучения младших школьников
Бадмаева О.Ю., учитель начальных классов
ГБОУ «Республиканский центр образования»
Получение современного качественного образования в современном обществе является одной из приоритетных задач государства в сфере образования. Развитие учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных.
Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому незаменимым и главным принципом обучения на уроках является принцип наглядности, так, дети младшего школьного возраста зачастую не способны долго воспринимать словесную информацию, либо имеет сложности в понимании больших вербальных конструкций. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.
На своих уроках я применяю такие техники, как инфографика, облако слов, рабочие листы.
Инфографика - это наглядность. Именно наглядность выполняет функцию основного источника получения знаний. Она объединяет таблицы, схемы, рисунки с устными текстами, это способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала, активизируется познавательная деятельность.
Плюсами использования инфографики в работе с детьми ОВЗ можно назвать следующие моменты:
простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать;
богатый визуальный материал – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации;
индивидуальный подход позволяет организовать работу за персональным компьютером, планшетом или с распечаткой.
В чем развивающий потенциал инфографики?
дети учатся анализировать, обобщать информацию (диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, легко запоминать и прослеживать взаимосвязи между блоками информации);
у детей развивается критическое мышление;
инфографика помогает детям интегрировать новые знания в опыт
Применение инфографики способствует развитию интегративных качеств детей, таких как, активность, любознательность, и формирует универсальные предпосылки к учебной деятельности.
По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:
числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более понятными;
расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован;
статичная инфографика — одиночные изображения без элементов анимации;
интерактивная инфографика — вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
опиши представленного персонажа (событие);
составь рассказ (план);
дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.
запоминание информации с опорой на графические образы;
В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:
инструкция;
памятка;
плакат;
Методическим потенциалом использования инфографики являются:
ознакомление с новым материалом;
закрепление знаний;
организация работы в парах, мини-группах, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности.
представление результатов исследовательской или проектной деятельности (например, при создании постера, где отражаются все этапы исследования)
Где создавать инфографику?
Infogr.am – готовые шаблоны для интерактивной инфографики
Piktochart.com – очень много шаблонов
Easel.ly – интерактивность и объем
Google Charts – по вашим данным готовые графики и диаграммы
Мобильные приложения
Сайты с готовой инфографикой:
https://ria.ru/infografika/ – сайт Агентства РИА Новости
http://infogra.ru/ –сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и визуализаторов.
http://ed-today.ru/infografika –примеры инфографики по проблемам образования.
http://infographics.wciom.ru/ –инфографика Всероссийского центра изучения общественного мнения.
https://aif.ru/tag/osobyje_primjety АИФ-особые приметы
На уроках чтения знакомство с писателями проходит не в прочтении текста на нескольких страницах, а на одной странице, где собрана вся информация. Для лучшего запоминания текста составляем с детьми план в виде изображений основных моментов. Учащиеся находят в интернете нужные картинки, выполняют работу в программах PowerPoint , Word.
Один из приемов, которые мы с детьми используем в работе - это облако слов.
Создавать облако слов можно от руки (мы так часто делаем в 1-2 классе) и с помощью специальных сервисов (это когда дети постарше). Для работы я использую чаще всего 2 сервиса - WordsCloud или WordArt. Оба этих сервиса очень просты и интуитивно понятны в использовании.
Облако слов на уроке можно использовать на разных этапах. Например, на этапе актуализации знаний - "Угадай, что ...?" Или на этапе закрепления, когда дети сами называют ключевые слова темы и составляют облако слов. Или учитель дает готовое облако, в котором есть ошибочные слова, не относящиеся к теме, и их надо найти.
Облако слов можно составлять и по прочитанному тексту, и как характеристику героя или события, составлять облако по прочитанной книге.
На этапе рефлексии облако может представлять из себя ключевые слова - эмоциональное состояние класса после урока или то новое, что узнали и что особенно получилось.
Использование данных приёмов позволяет формировать у детей такое важное умение, как смысловое чтение, умение классифицировать, подводить под понятие, выбирать главное и отсекать второстепенное.
В ходе работы мы часто сталкиваемся с такой проблемой, когда ученик по той или иной причине пропускает урок: заболел, был на приёме у врача, проходил обследование, лечение, проспал и т.д.
Это приводит к пробелам в знаниях. В итоге у каждого ученика разный уровень подготовки. Учителю необходимо организовать подачу учебного материала таким образом, чтобы и отсутствующие дети смогли освоить материал. В таких случаях я все чаще обращаюсь к такому инструменту, как Рабочий лист.
Рабочий лист (РЛ) - дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изученного материала, этапа тематического блока или урока в целом. Он позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с разным уровнем подготовки, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Можно использовать интерактивный рабочий лист (ИРЛ).
Интерактивным рабочим листом (ИРЛ) принято называть цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся с помощью облачных сервисов и веб-инструментов.
В своей работе я использую простые рабочие листы, создавая их в программах PowerPoint , Word, отправляю учащимся в начале урока на этапе проверки пройденной темы, на этапе закрепления новых знаний, на этапе рефлексии. Так же можно использовать рабочие листы на уроках обобщения знаний, играх, викторинах.
Интерактивные рабочие листы создаю в отечественных цифровых сервисах:
Удоба - сервис бесплатного конструктора и хостинг открытых интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Core — это онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью. С его помощью учитель может создавать интерактивные уроки, интерактивные рабочие листы.
Интересные разработки интерактивных рабочих листов, и не только, можно найти на бесплатной образовательной платформе «Умная Ворона».
Результаты моих наблюдений позволяют сделать вывод, что использование цифровых образовательных ресурсов: инфографика и интерактивные рабочие листы являются эффективным приемом в интеллектуальном развитии младших школьников и помогают формировать предпосылки к развитию у детей информационной грамотности.
Перед современным учителем стоит важная задача – подготовить детей к разумному потреблению информации, умению искать, анализировать, обобщать, делать выводы. И именно цифровые образовательные ресурсы помогут им в этом.
Надеемся, что наши краткие рекомендации, а также сопровождающие программные продукты готовых разработок рабочих листов позволят существенно упростить процесс внедрения ЦОР в практику предметного преподавания.
Ресурсы:
CORE- ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ КОНСТРУКТОР ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ https://coreapp.ai/app/teach
Первый Российский конструктор онлайн-курсов Udoba.org
https://udoba.org/about
Бесплатная образовательная онлайн-платформа для начальных классов «Умная Ворона» https://umnayavorona.ru/academy
https://www.eduneo.ru/interaktivnye-rabochie-listy-kak-novyj-sposob-poznavatelnyx-dejstvij-detej-na-primere-poiska-vesennego-probuzhdeniya-prirody/
https://mel.fm/blog/vizual-club/41029-12-proverennykh-sposobov-ispolzovat-infografiku-na-uroke
https://skyteach.ru/2020/08/21/sozdanie-interaktivnyx-zadanij-s-pomoshhyu-servisa-wizer-me/
https://vc.ru/education/220704-5-servisov-dlya-sozdaniya-interaktivnyh-rabochih-listov