Использование информационно–коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности обучающихся
Профессиональный проект
учителя изобразительного искусства
и художественного труда
МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района
города Новосибирска
Е. В. Лебедевой,
учителя высшей квалификационной
категории
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Проблема формирования у обучающихся необходимых компетенций, обеспечивающих положительную динамику творческой активности обучающихся, в результате применения информационно – коммуникативных технологий в преподавании изобразительного искусства
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
21 век – это век информационных технологий, именно под их воздействием и меняется окружающая нас действительность, а вместе с ней человек и общество, в котором он существует
Важным условием является потребность сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности. И если ее нет, то пробудить, а затем и развить творческую активность каждого ученика.
Еще одним условием становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм, организация обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
- Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
- Актуальность применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование: культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека.
- Можно сказать, что информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности. Логичным будет воспользоваться этим набором на уроках искусства, непосредственно связанных с культурой человека вообще. Они помогут в достижении цели: создать условия для активного освоения социально-культурного опыта человечества, применения его эмоционально-ценностных отношений при выстраивании собственной жизненной концепции.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.
Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку. Все это заставило меня переосмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность. К той же мысли меня привел уже опыт на уроках информатики как дети относятся к различным видам учебной деятельности.
Анализ результатов показал, что с миром компьютеров связаны интересы большинства подростков и именно этот ресурс я предполагаю использовать для активизации познавательной деятельности учащихся через поисковую и творческую деятельность на уроке и дома, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ПРЕДМЕТ
ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
УМК
Примерная программа по изобразительному искусству
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы курса «Изобразительное искусство. Художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: : учеб. для общеобразоват. организаций./Л.А. Неменская.; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2013.
Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./Е.И.Коротеева и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2014. Каждый народ – художник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./Н.А. Горяева и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2015.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
№
Название технологии
1
Ожидаемый результат ее применения
Информационно-коммуникационные технологии
2
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Учащиеся смогут целесообразно использовать компьютер и другие источники информации для решения своих практических и личностно-значимых задач
3
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности учителя и ученика, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок
Проектные методы обучения
4
Информационно-коммуникативные технологии
Учащиеся смогут развивать свои индивидуальные творческие способности, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Учащиеся смогут самостоятельно организовывать исследовательскую деятельность, активизировать творческую и познавательную деятельность, как возможность интегрированного обучения предмету.
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОЛИМПИАДАХ, КОНКУРСАХ, КОНФЕРЕНЦИЯХ
Уровень этапа
Название конкурса
Всероссийский
Годы
Сохраним наше будущее
Региональный
Фамилии участников
2014
Муниципальный
Юные таланты Сибири
Мой безопасный интернет
Районный
Новосибирск юный
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
VI городской конкурс компьютерного моделирования в системе Компас 3 D
Творю красоту своими руками!
2012
2014
Пименова Юлия
Косьминых Алина
Результаты
Коллективная работа
Лебедев Кирилл
Участник
Участник
2013
2014
2014
2016
VIII районная Неделя психологии образования
Моя семья в образе сказочных героев
Мое древо рода
Все грани любви
Малахитовая шкатулка
Волшебная кисть
Малахитовая шкатулка
Волшебная кисть
Лауреат
Участник
Коллективная работа
Чернявская Эвелина
Шульженко Елена
Скокова Вера
Сиваткин Антон
Куян Влад
Рудиш Галина
2013
2013
2013
2015
2016
Лауреат
Победитель
Призер
Участник
Участник
Участник
2 место
Полякова Анна
Перфильева Анжела
Шапанова Татьяна
Бобова Маргарита
Коллективная работа
Коллективная работа
Коллективная работа
Игнатенко Елена
Рудиш Галина
2 место
3 место
1 место
3 место
1 место
3 место
3 место
Дипломант
Лауреат
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ
Для работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности использую только собственные презентации (логика занятий)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ООП ( ВНУТРЕННЯЯ ЭКСПЕРТИЗА)
Позитивная динамика качества знаний по предмету
Уровень владения компетенциями по предмету
ТРАНСЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Год
Название статьи
2014
Место размещения
Разработка урока «Золотая хохлома»
2015
Разработка урока «Фонари на улицах города»
Издательский дом Первое сентября
2016
«4 ступени» клуб учителей начальной школы
сайт
«Развитие художественных способностей на уроках изобразительного искусства через индивидуальный подход как способ формирования ключевых компетенций младших школьников».
Инфоурок
УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ
Уровень
Название конкурса
Областной
Фестиваль художественного творчества работников образования Новосибирской области «Признание»
III областной фестиваль творчества педагогических коллективов образовательных организаций Новосибирской области «Признание – 2016»
Год
Городской
Районный
Результаты
2013
2016
Конкурс на Бюджетный образовательный сертификат
Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Творю красоту своими руками!»
Выставка художественного творчества учреждений образования, номинация «Золотые руки»
Фестиваль художественного творчества работников образования Октябрьского района «Признание», номинация «Золотые руки»
Лауреат
Лауреат
2013
2016
Победа
1 место
2013
2016
Дипломант
Лауреат
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
1
Современные образовательные технологии
2
18.06.2013 – 28.06.2013
Реализация требований ФГОС
3
АНО ДПО «ИОЦ «Северная столица»
Возможности организации внеурочной деятельности в начальной школе в контексте содержания ФГОС НОО»
4
16.04.2015
«Особенности реализации требований ФГОС общего образования в образовательной организации»
Издательский центр ВЕНТАНА ГРАФ
07.04.2016
Издательский Дом «Твердыня» Редакция Всероссийской газеты «Добрята»
01 ноября 2016 –
09 декабря 2016
НИПКиПРО
(г. Новосибирск)