Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка как эффективное средство развития коммуникативной компетенции учащихся
| Щербакова Ирина Александровна, преподаватель высшей категории филиала ОГБПОУ «РПК» в г.Касимове |
В нашей стране, как и во всём мире, английский язык играет важную роль, являясь одним из языков межкультурного общения. В настоящий момент знание английского языка является определяющим элементом конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда, как в стране, так и за ее пределами.
Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, о практическом владении языком и о развитии коммуникативной компетенции. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке достаточно трудно. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы. ИКТ являются неоспоримым лидером в предоставлении возможностей формирования коммуникативной компетенции на уроке английского языка.
Немаловажной составляющей успешного формирования коммуникативной компетенции является достаточная мотивация и заинтересованность детей предметом. При отборе используемых на уроках технологий, я руководствуюсь этим принципом. На мой взгляд, очень эффективными на уроке английского языка являются обучение в малых группах, ролевая игра, проектная методика и, конечно же, ИКТ, позволяющие решать задачу развития коммуникативной компетенции.
Используя ИКТ, я организовываю на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, провожу различные игры, демонстрирую презентации и т.д. Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному и творческому развитию обучающихся.
Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют множество преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, учет индивидуальных способностей и особенностей, каждого обучающегося,
соблюдать индивидуальный темп работы каждого обучающегося, интенсификацию самостоятельной работы обучающихся и повышение познавательной активности.
ИКТ- это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Использование ИКТ позволяет перейти:
ИКТ является одним из самых мощных средств развития коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих (Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка // М.: Буки-Веди, 2013):
речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырѐх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своѐ речевое и неречевое поведение);
языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания).
Именно ИКТ являются своеобразным универсальным средством, позволяющим эффективно развивать все вышеперечисленные составляющие коммуникативной компетенции.
Основными техническими составляющими, необходимыми для применения ИКТ являются компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет и компьютерные программы (встроенные или на различных цифровых носителях).
немыслимо использование ИКТ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Особенно комфортным является использование на уроке планшетов и ноутбуков, обеспечивающих мобильность. Наличие легко переносимых ноутбуков и планшетов позволяет преподавателю провести урок, не привязываясь к конкретному кабинету, а переместиться с обучающимися в библиотеку или даже во двор колледжа.
Компьютерный проектор. В отличие от проектора, который мог передавать лишь статическое изображение на экран, современный компьютерный проектор может передавать любое изображение, которое воспроизводится на экране компьютера. Используя такого рода проектор на уроке английского языка преподаватель может предложить просмотр фильмов, видеоклипов, презентаций, фотографий и т.д. С некоторыми ограничениями можно также работать с различными обучающими программами и тренажерами. Это, безусловно, дает огромную возможность разнообразить формы и методы работы, предоставляя учащимся возможность совершенствовать коммуникативные компетенции.
Интерактивная доска-самое современное и совершенное на данном этапе развития техники средство, представляющее настолько большие возможности для работы преподавателя и обучающегося, что их трудно описать полностью. Для работы с интерактивной доской есть ряд программ, каждая из которых имеет свои нюансы и преимущества. Средства применения ИКТ при изучении иностранного языка
Мультимедийные презентации (ММП)
Презентации, в силу удобства и относительной простоты использования, очень широко применяются на уроках и преподавателем, и студентом. Создаваемые оригинальные учебные материалы хорошо мотивируют и нацеливают учащихся на успех.
Преимущества ММП заключаются в следующем
уроке;
Развитие творческих способностей, формирование компьютерной компетентности, повышение навыков рациональной организации учебной работы как учителя, так и обучающегося;
Использование программы Power Point
Данная программа делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Использование МПП PowerPoint в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных.
Как можно использовать РРТ:
Компьютерная лекция. В современном мире трудно уже представить, чтобы лектор (преподаватель) не опирался при своем выступлении на презентацию РРТ. В ходе лекции сейчас используются информационные объекты:
изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Для большей эффективности их дополняют схемами, диаграммами, графиками, таблицами. Представленный ярким, нестандартным образом материал, останется надолго у обучающихся в памяти, будет стимулировать их мотивацию и познавательную активность. Однако преподавателю необходимо помнить, что составление презентаций РРТ имеет свои правила. Есть смысл изучить их до того, как приступать к работе, чтобы не превратить свою презентацию в безвкусное, перегруженное информацией и анимационными эффектами недоразумение.
Урок-экскурсия, урок- путешествие. Хорошо продуманный урок-путешествие по одной из англоговорящих стран, с яркими фотографиями, картами, схемами маршрутов может стать незабываемым для студентов.
Интегрированный урок. Предмет английский язык хорош тем, что он практически не имеет ограничений в плане интеграции с другими школьными предметами и даже может выходить за их рамки. Творчески работающий учитель сможет провести великолепный урок, объединив предмет английский язык и историю, музыку, биологию, экологию, искусство, географию, самопознание. Перечень предметов ограничивается лишь интересами преподавателя и его студентов.
Урок - грамматический (лексический) тренинг. Здесь программа РРТ предоставляет богатейший выбор инструментов для того, чтобы наглядно, при помощи движущихся объектов, звуковых и визуальных эффектов продемонстрировать учащимся правила и схемы, по которым происходит образование грамматических и лексических конструкций английского языка. Например, триггеры, при небольшом навыке работы с ними, позволят учителю легко создавать не только схемы, демонстрирующие определенные правила, но и составить множество разнообразных упражнений для закрепления, тренировки и проверки уровня усвоения материала учащимися.
Урок- проект. Проекты обучающихся могут преследовать различные цели и способы демонстрации конечного результата. Если в качестве результата проекта дети представляют презентации РРТ, это позволит каждому ученику совершенствовать навыки работы с программой и проявить творчество. Подготовка проекта с использованием РРТ (и других программ) учит детей применить все знания, полученные на уроках, материалы интернета и других источников на практике, создавая свой собственный, неповторимый проект.
Создание электронных пособий. Электронное учебное пособие требует от его создателя более продвинутого уровня владения программой РРТ. Однако, при определенном навыке не только преподаватель, но и студент сможет с этим справиться.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что программа PowerPoint дает возможность преподавателю создавать эффективные и высококачественные учебные материалы для выполнения конкретных учебных задач. Мультимедийные средства оказываются очень интересны учащимся, и они предпочитают этот вид работы другим традиционным видам деятельности.
Использование интернет-ресурсов
Современные интернет - ресурсы дают возможность доступа к разнообразным источникам англоязычной информации, являются уникальной базой для создания информационно-предметной среды.
Развитие коммуникативной компетенции становится в несколько раз эффективнее при погружении учащихся в языковую среду. Именно интернет
предоставляет такую возможность и на уроке, и во внеурочной деятельности, и при самостоятельной работе учащегося. Один из самых элементарных вариантов применения интернета – использование его как источник дополнительных материалов при подготовке к уроку. Интернет способен восполнить дефицит источников учебного материала. Объем и сложность материала необходимо варьировать и подбирать, исходя из уровня развития школьников на каждом этапе обучения.
считаю, что в современном мире нецелесообразно преподавать иностранный язык, используя лишь учебные комплексы и игнорируя огромные ресурсы интернета. С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается в актуальности и доступности аутентичных материалов. Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в бескрайнем пространстве всемирной паутины и в предлагаемом ею разнообразии возможностей для изучения языка( зарубежная литература, страноведческий материал, видеофильмы, новости, передачи и другие).
Среди ряда дидактических задач, которые помогает решить на уроке английского языка интернет можно выделить следующие:
формирование навыков произношения, чтения, аудирования и письма;
пополнение словарного запаса;
развитие навыков коммуникативной компетенции;
формирование устойчивой мотивации студентов к изучению английского языка;
создать благоприятные условия для реализации интеллектуального потенциала студентов;
расширение кругозора студентов;
повышение функциональной грамотности обучающихся (развитие навыков и умений информационно-поисковой деятельности)
Литература
Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК ―Enjoy English‖ для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–21
Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные
технологии в обучении иностранному языку в школе.
Якутск, 2006.
10. Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка [Текст] / Л. С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117-119.
11.Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с.
152-159.
12. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
13. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2-7.
14. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
15. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
16. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
17. Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
18. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка.
ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.
19. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.
Интернет- источники:
http://current_pedagogy.academic.ru
http://mokrovojsvetlany.blogspot.com/p/blog-page_25.html
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/71/3987/
4.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/ispolzovanie-sovremennyh-informacionnyh-tehnologiy-dlya
5.http://mokrovojsvetlany.blogspot.com/p/blog-page_25.html
6.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/primenenie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologii-v-obuchen
7.http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/current-status-and-the-development-of-the-education-c112/11980-c112-073