СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю свой аналитический отчет по теме "Информационно-коммуникационные технологии в обучении английскому языку".

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования г. Североуральска Свердловской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

имени Героя России Дмитрия Шектаева







АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

за межаттестационный период

с 2010 по 2015 годы








Составитель:

Зыкова Ольга Геннадьевна

Должность:

учитель английского языка








Североуральск

2015



Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Аналитическая часть……………………………………………………….4

    1. Информационно-коммуникационные технологии

в образовательном процессе ………………………………………….4

    1. Классификация ИКТ……………………………………………………6

    2. Назначение ИКТ………………………………………………………..7

    3. Интеграционные процессы…………………………………………….8

    4. Основные направления деятельности…………………………………9

    5. Учащиеся и информационно-коммуникационные технологии……12

    6. Педагоги и информационно-коммуникационные технологии…….13

1.8. Результат применения ИКТ в образовательном процессе………...17

1.9. Качество и результаты педагогической     деятельности………….18

1.10. Личный вклад в повышение качества образования………………..21

2. Проектная часть………………………………………………………..23


3. Список литературы……………………………………………………24

























Введение

Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.


Основная цель заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.



Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее. Современные научные исследования убеждают в том, что совершенствование информационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех его сферах, включая и сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений и взаимосвязей.





  1. Аналитическая часть

    1. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

В межаттестационный период я работала над темой "Интеграция образовательных и информационных технологий при обучении английскому языку как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка и развития коммуникативной компетенции обучающихся".

Выбор данной темы был не случаен.

Во ФГОС основного общего образования в разделе «Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования» указывается на необходимость создания основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения иностранным языком, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

К сожалению, на данный момент, несмотря на возросший в целом в обществе интерес к иностранным языкам, мотивация к изучению иностранного языка в нашем регионе у обучающихся довольно низкая.

И я считаю, что использование современных информационно-коммуникационных технологий и электронных девайсов на уроках способствует повышению заинтересованности обучающихся в изучении иностранного языка, а также помогает совершенствовать их коммуникативные умения, создает предпосылки для персонализации обучения.

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Только успешно подготовленный учитель оказывает позитивное влияние на творческих учеников, добивается лучших результатов своей деятельности, постоянно обогащает свой интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, творческий потенциал.

Быть современным учителем — значит свободно ориентироваться в разнообразных педагогических технологиях, выбирать приемлемые методы обучения для разных групп школьников. Выбираемые учителем педагогические технологии и программы должны ориентироваться в первую очередь на личность ребенка, на сохранение его здоровья, на непрерывное развитие ребенка и воспитание его.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс — неотъемлемая часть развития образования.

Цель моей педагогической деятельности: повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, и как следствие, улучшить качество обученности, при помощи использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных девайсов.

Задачи моей педагогической деятельности:

  • изучить и проанализировать современные информационно-коммуникационные технологии с точки зрения применения их в образовательном процессе;

  • создать банк ЭОР и использовать цифровые предметно-методические материалы на уроках для повышения мотивации обучающихся;

  • освоить технологии дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья через образовательные ресурсы и информационные системы информационно-телекоммуникационной сети Internet;

  • освоить и внедрить в практику своей работы все возможности приложения «ЯКласс» школьной образовательной системы dnevnik.ru;

  • создать условия для участия детей в дистанционных on-line олимпиадах и конкурсах.


При реализации поставленных задач я координировала свою деятельность в соответствие с основным нормативным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашем обществе: «Закон об Образовании в Российской Федерации», с областными документами «Положения и порядок проведения итоговой аттестации на ступенях основного общего и общего среднего образования», а также в соответствие с локальными актами ОУ.

Решение каждой задачи я начинала с обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах, конференциях, вебинарах и самостоятельного изучения теоретического материала по проблеме.

  • 2011 год – ГБОУ ДПО СО «ИРО», «Интеграция информационных и образовательных технологий XXI века» (90 часов);

  • 2012 год – Общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр «ПрофСтайл», «Организация дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья через образовательные ресурсы и информационные системы информационно-коммуникационной сети Internet» (72 часа);

  • 2013 год, ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в соответствии с ФГОС ООО», (108 часов);

  • 2014 год, ГАОУ ДПО СО «ИРО», «Методические вопросы подготовки к ЕГЭ по иностранному языку (ДОТ) (120 часов).

Но это не полный перечень тех программ, по которым я проучилась в межаттестационный период. В бумажном варианте моего портфолио имеется более полный комплект удостоверений и сертификатов с 2011 по 2015 годы. Но сертификаты за участие в вебинарах я даже не все распечатываю, так как цель не в том, чтобы получить еще один сертификат, а в том чтобы быть в курсе самых передовых идей и изменений и в преподавании английского языка и в формате проведения итоговой аттестации обучающихся.

В результате у меня накопился богатый теоретический материал по теме применения ИКТ в процессе обучения.

Прежде всего, я определила для себя, что в современных условиях является информационно-коммуникационными технологиями.

1.2 ИКТ в образовании   классифицируются по следующим направлениям:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний).

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, тренажеры).

  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия).

  • комплексные средства (дистационные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные книги, библиотеки, словари, программы).

  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции).

  • поисковые (поисковые системы, каталоги).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией

  • учебники, учебные пособия, тесты, словари, энциклопедии, справочники, программно- и -учебно-методические материалы).

  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции фотографий, портретов, иллюстраций, демонстрации опытов).

  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений).

  1. По формам применения ИКТ:

  • урочные

  • внеурочные.

В итоге я составила для себя схему использования ИКТ через следующие виды деятельности:


    1. Назначение ИКТ





Я уверена, что на современном этапе развития внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения — обязательное условие для достижения положительных результатов, так как Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • Обеспечить информирование учащихся и их родителей.

  • Освоить учебный предмет на разных уровнях (анализа, оценивания).

  • Формировать специальные и общие умения и навыки решения учебных задач.

  • Развить способности к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).

  • Вести научно-исследовательскую деятельность

  • Развивать определенные типы мышления (например, наглядно – образного, теоретического)

  • Интенсифицировать процессы развития памяти, внимания, наблюдательности

  • Формировать качества лидера, способного к руководящей и организационной деятельности

  • Развивать самостоятельность, аналитическую культуру обучающихся. Продуктивно использование ИКТ при организации самостоятельной работы обучающихся при подготовке докладов, рефератов.

Кроме этого, реализация возможностей технических и программных средств современных информационных технологий позволяет: обеспечить управление информационными потоками; общаясь с пользователем на естественном языке, осуществлять распознавание образов и ситуаций, их классификацию; эффективно обучать логике доказательств; накапливать и использовать знания; организовывать разнообразные формы деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний; осуществлять самостоятельное "микрооткрытие" изучаемой закономерности.

Все вышеперечисленное способствует развитию интеллектуального потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения.

1.4. Интеграционные процессы

Интеграция современных информационных технологий с операциональными обеспечивает системный эффект, следствием которого становится "технологический прорыв", имеющий место и в педагогике. Вместе с тем использование современных информационных технологий поддерживает общие интеграционные тенденции процесса познания окружающей информационной, экологической, социальной среды, способствует реализации преимуществ узкой специализации и возможностей индивидуализации процесса обучения, обеспечивая тем самым синергический эффект в педагогике.

Возможность легкого доступа к информационным ресурсам, а в сфере образования – к информационно–методическому обеспечению процесса обучения, тиражируемость передовых педагогических технологий на базе использования средств новых информационных технологий обеспечивает расширение и укрепление связей между отдельными структурами системы образования, что приводит к совершенствованию ее инфраструктуры. Автоматизация процессов ведения делопроизводства в учебном заведении, реализуемость управления отдельными этапами учебного процесса приводит к совершенствованию механизмов организационного управления системой образования, избавляет от рутинной, "бумажной" работы.

Естественно предположить, что развитие, совершенствование информационной среды сферы образования зависит от обеспечения системы образования как в целом, так и каждого учебного заведения в отдельности специализированными подразделениями, приспособленными для организации деятельности со средствами новых информационных технологий.

Таким образом, в связи с развитием процесса информатизации и образования изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.

Параллельно этим процессам происходит внедрение инновационных подходов к проблеме уровня знаний учащихся, основанных на разработке и использовании комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения.

Изменение содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за его результатами приводит к изменению частных методик преподавания.

1.5. Основные направления деятельности

Реализацию поставленных задач я осуществляла через деятельности по следующим основным направлениям:

  • Учебно-воспитательная (преподавание английского языка в 5-11 классах, внеурочная деятельность по предмету);

  • Методическая (разработка рабочих программ по используемым УМК, разработка тестов, проверочных работ и других КИМов для контроля уровня обученности учащихся по различным темам и разделам, руководство школьным МО учителей иностранного языка и предметов искусства и активное участие в работе городского МО учителей английского языка, участие в конкурсах методических разработок, публикация своих методических разработок, педагогическое сопровождение студентки Областного педагогического колледжа во время прохождения педагогической практики в ОУ);

  • Работа с одаренными детьми (факультативы, участие в НПКу, олимпиадах и конкурсах различных уровней);

  • Работа с детьми с ОВЗ (дистанционное обучение детей с центре «Ресурс» ГБОУ СО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи);

  • Участие в общественно-спортивной жизни ОУ.

В 2011 году я прошла обучение по программе «Интеграция информационных и образовательных технологий XXI века». Целью данной программы является обучение педагогов организации эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при реализации учебных проектов, использование научно-обоснованного подхода к планированию деятельности учащихся и ее оцениванию в соответствии с ФГОС, развитие у школьников умений и качеств человека XXI века. Обучение на данных курсах дало мне возможность освоить приемы согласования темы учебного проекта с ФГОСами, научиться разрабатывать направляющие и основополагающие вопросы, ознакомиться с различными методами оценивания, разработкой вводных презентаций, использованием информационных технологий для поддержки успешной работы учеников. В последующие годы я несколько раз принимала участие в семинарах, вебинарах и конференциях по информационным технологиям.

Для успешного использования ИКТ при работе с проектами я изучила назначение и возможности программ: MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftExcel, MicrosoftOfficePictureManeger, WindowsMovieMaker. В программе PowerPoint с применением программы OfficePictureManager мною разработана серия мультимедийных презентаций к урокам, внеклассным мероприятиям, родительским собраниям. Текстовый редактор Word использую для создания тестов, дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Программу MicrosoftExcel использую для составления диаграмм и отчетов.

Все больше и больше учащихся при работе с проектами используют эти программы. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.  

Такие мультимедиа, как презентация или видео-презентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше .

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. В этом случае ученик имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. Я формулирую тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностей ученика, поощряя его к творческому труду. Например, при работе над проектом «экскурсия по достопримечательностям Лондона» в 8 классе, учащиеся объединяются в творческие группы и выбирают ответственных за сбор материала, перевод отобранной информации на английский язык, за создание мультимедийной презентации, за распределение ролей при защите проекта. И каждый может проявить себя с наилучшей стороны.

Информационные компьютерные технологии можно использоваться и на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при обьяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.

Обучающие программы представляют практически безграничные возможности мне, как учителю, так и ученикам, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач помогают ученикам лучше понять и запомнить учебный материал, так как задействованы одновременно зрительный и звуковой информационные каналы обучающихся. На своих уроках я использую обучающие ролики и электронные тренажеры при фронтальной работе через мультимедийный проектор как правило, в начале изучения темы. Закрепление материала, а также итоговый контроль я часто провожу в форме компьютерного тестирования, используя возможности мобильного класса.

Использование на уроке мобильного класса способствует персонализации обучения, так как каждый ребенок может работать в собственном темпе и по разноуровневым заданиям. Интерактивный режим работы позволяет ученику самому влиять на темп обучения, проверять степень усвоения материала, возвращаться к повторению непонятых фрагментов урока Задания на ноутбуки устанавливаю либо с обучающих дисков, либо из своей методической копилки ЭОР, которую постоянно пополняю.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками.

        Тестирование с помощью компьютера сегодня гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей. Использование компьютера, повышает мотивацию, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, решения занимательных задач. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент - компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками и преподавателем. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

1.6 Учащиеся и информационные технологии

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика.

Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний и умения критически мыслить – это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

    1. Преподаватели и информационные технологии

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

В настоящее время в распоряжении преподавателей имеются разнообразные средства коммуникации, включая сотовые телефоны, голосовую и электронную почту и Интернет, с помощью которых они получили возможность общаться с учениками, их родителями, сообществом и друг с другом как из школы, так и из дома. Теперь, освоив новые технологии, преподаватели могут, не вставая из-за стола, с помощью электронной почты и других средств связи осваивать новые идеи, обмениваться преподавательским опытом друг с другом и принимать участие в "мозговых атаках" для разработки новых методов обучения. Как и все профессионалы, преподаватели должны иметь возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать профессиональные связи.

Поскольку занятия в школах проводятся по рабочим дням, родителям учеников трудно было найти время для поддержания контактов с преподавателями. Слишком часто родители могли получить информацию об успеваемости своих детей и посещении ими занятий, расписаний уроков или меню в школьной столовой и т.д. только по почте или по телефону. Благодаря использованию электронной почты, списков рассылки и школьных веб-узлов преподаватели и административные работники могут сообщать родителям о ходе процесса обучения их детей, а также сообщать другую информацию о школе и проводимых в ней мероприятиях.

Учащиеся, преподаватели и административные работники теперь имеют возможность общаться с ровесниками, коллегами и экспертами из местного компьютерного сообщества, а также со всего мира - это приносит выгоду и той, и другой стороне.

В 2012 году я прошла обучение на курсах организованных Обществом с ограниченной ответственностью Научно-техническим центром «ПрофСтайл», «Организация дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья через образовательные ресурсы и информационные системы информационно-коммуникационной сети Internet». И с 2012 я являюсь участником программы дистанционного обучения детей с ОВЗ в Свердловской области. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату. Среди учащихся, изучающих английский язык в программе дистанционного обучения под моим руководством, ребята, из Качканара, Первоуральска, Ревды, Полевского, Ирбита и Екатеринбурга. В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Учащиеся коррекционной школы - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в школе коррекционной эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы. Эту специфику не всегда возможно четко выделить и определить. Она лучше всего познается в практике, но некоторые основные моменты особенной методической работы можно наметить.

У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.

В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию.

Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними эмоции.

Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint или Movie Maker.

В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft PowerPoint .

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.

Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.

  1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов

  1. Презентации – диафильмы

  1. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. Учитель, который даже не знаком с методической разработкой данного урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации способен провести высокопродуктивное занятие.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPointе, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

С 2015 года я являюсь идентифицированным учителем образовательного портала ЯКласс. ЯКласс — это образовательный интернет-ресурс, настоящий домашний репетитор для школьника, где созданы теоретические материалы и задания по многим темам школьной программы. С помощью ЯКласса учащийся может без проблем закрепить знания, полученные на уроках, а также подготовиться к любой контрольной или экзамену не выходя из дома, так же данный интернет-ресурс позволяет заниматься с детьми дистанционно, во время актированных дней и долгого отсутствия ребенка во время болезни. Задания в ЯКлассе имеют разные уровни сложности и неизменно вызывают интерес школьников. Все материалы на сайте ЯКласс соответствуют программе образования Российской Федерации. Главная особенность проекта ЯКласс заключается в том, что все задания и тестовые работы создаются в специальной программе, которая генерирует задания с разными вариантами, что позволяет персонализировать процесс обучения.

ЯКласс предлагает для преподавателей:
- проводить контрольные, тестовые и диагностирующие работы в компьютерном классе;
- задавать домашнюю работу в Интернете;
- проводить консультации;
- контролировать результаты выполнения заданий каждого обучающегося.

С успехом я использую ИКТ и во внеурочной деятельности. В межаттестационный период мои ученики дважды принимали участие в Интернет-карусели. Такая форма работы не только дает ребятам возможность проверить свои знания по английскому языку, но и способствует сплочению детей из разных классов и параллелей. С пименением компьютерных технологий проводятся первый и второй этапы Международной олимпиаде по основам наук urfodu. Мои ребята неоднократно участвовали в этой Олимпиаде. А в 2015 году мой ученик, ставший дипломантом финального этапа XI Международной Олимпиады по основам наук по английскому языку набрал 98 баллов из 100 возможных.

2015 год - создала свой персональный сайт http://multiurok.ru/englclass/. Собственный сайт – это еще одна возможность поделиться своими наработками со всем педагогическим сообществом, замечательная возможность собрать все свои разработки в одном месте, а также отличная возможность пользоваться методическими копилками других педагогов


1.8. Результат применения ИКТ в образовательном процессе


Подводя итог работе по своей методической теме, я делаю следующие выводы: интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Применяя новые технологии, преподаватель может, не вставая из-за стола, с помощью электронной почты и других средств связи осваивать новые идеи, обмениваться преподавательским опытом друг с другом и принимать участие в "мозговых атаках" для разработки новых методов обучения.

Благодаря использованию электронной почты, списков рассылки и школьных веб-узлов преподаватели и административные работники могут сообщать родителям о ходе процесса обучения их детей, а также сообщать другую информацию о школе и проводимых в ней мероприятиях.



Методика использования мультимедиа технологий предполагает: · совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; · усиление мотивации учения; · улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; · повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; · демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: · усвоить базовые знания по предмету; · систематизировать усвоенные знания · сформировать мотивацию к учению ; · оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. повышение уровня использования наглядности на уроке; · повышение производительности урока; · установление межпредметных связей с другими предметами;

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного стандарта.    


1.9. Качество и результаты педагогической     деятельности


Анализ результатов деятельности показал, что за последние три года отмечается положительная динамика качества знаний учащихся по английскому языку в моих группах: с 64% в 2013 году до 70% в 2015 году при 100% успеваемости.

В течение межаттестационного периода наблюдается положительная динамика в уровне сформированности коммуникативных учебных действий учащихся. Мониторинг, проведенный по критериям оценивания работ по английскому языку на ОГЭ и ЕГЭ, показывает положительную динамику по всем видам речевой деятельности обучающихся.

Особое внимание я уделяю мониторингу формирования навыков написания личного письма, эссе и навыка говорения у обучающихся выбирающих английский язык для сдачи Государственной (итоговой) аттестации. Мои наработки в этом направлении представлены на слайде и в папке «Мониторинг».

За период с 2011года по 2015 я дважды выпускала учащихся 11 классов. Процент учащихся, сдающих ЕГЭ в моих группах – от 18 до 22. Средний балл по ЕГЭ выше среднего балла по России и СО(2014 год – по России – 62,8; среди моих выпускников – 63,3; в 2015 году - по России – 64,8; среди моих выпускников – 69). Максимальный балл среди моих выпускников – 90 (2015 год).

Результативность деятельности обучающихся представлена через участие в олимпиадах:

С 2011 по 2014 годы мои ученики трижды становились призерами и победителями в Муниципальном туре фестиваля «Интеллектуалы Среднего Урала»;

Дважды за отчетный период мои учащиеся защищали учебно-исследовательские проекты на Городском фестивале творческих мультимедийных проектов учащихся на английском языке:

2013 год – проект «Could the Beatles exist any longer» - проект занял 2 место;

2015 год – проект «The Secrets of the Queen`s Bag» - 2 место.

Участие в конкурсе «Британский бульдог» стало традицией для наших учащихся с 2007 года. Каждый год в течение межаттестационного периода мои учащиеся становились победителями и призерами Международного игрового конкурса «British Bulldog» на уровне городского округа. С 2010 по 2015 год количество обучающихся, принимающих участие в этом конкурсе удвоилось.

2014 год – учащиеся 9-го и 11-го классов участвовали во Всероссийском конкурсе «Символы». Один из них стал призером конкурса.

Немного подробнее хочу рассказать об участие в Международном проекте. ФГОС нового поколения нацеливает педагогов на создание продукта обучения, востребованного в реальной жизни, при изучении любого предмета. Продуктом изучения иностранного языка является сам язык – как средство общения, получения необходимой информации, а также социокультурные знания о стране изучаемого языка. Такие знания необходимы при посещении зарубежных стран в тур поездках, деловых командировках, при участии в международных проектах.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных новым ФГОС в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык», обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Одна из современных образовательных технологий при обучении иностранному языку – это языковой туризм. Время требует умения встраиваться в ситуацию, извлекать знание из любого источника, решать комплексные проблемы.

Образовательные путешествия являются проверенным временем способом формирования этого востребованного в современных условиях качества. Они позволяют познать мир, больший, чем привычное окружение, посмотреть на свою образованность со стороны другой культуры, увидеть необходимость изучения иностранного языка на современном этапе развития цивилизации как нечто само собой разумеющееся.

В 2013 году я с Ниной Петровной, учителем немецкого языка нашего ОУ, и с 6 учащимися 9 и 11 классов нашей школы приняли участие в международном проекте «Europa Studien Project» Альпийские каникулы. Реализация проекта была на базе молодежного хостела “YOU HEY” в Австрии.

Языковые занятия в рамках данного проекта – это только одно направление работы. Кроме этого есть еще 4 направления: спортивное, культурное, коммуникативное и творческое. В образовательную программу входили 40 часов занятий иностранным языком. Участие в данном, довольно краткосрочном, проекте, конечно, не ставит своей целью значительно повысить уровень владения ИЯ у учащихся, а вот мотивационный фактор в данной ситуации очень мощный.

Две участницы проекта окончили школу в 2014 году, обе сдавали ЕГЭ по английскому языку. Одна девушка поступила в Югорский Государственный университет города Ханты-Мансийска на факультет лингвистики, вторая дальнейшее обучение связала с информатикой и параллельно учится на курсах «Английский для бизнеса». Из 4-х участниц проекта, заканчивающих обучение в школе в 2016 году, двое планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку. Хочется продолжить, что среди моих выпускников уже есть и коллеги; Соловьева Мария (выпуск 2000 года)– учитель английского языка в школе № 9 г. Североуральска, Каландадзе Яна (выпуск 2009 года) - учитель английского языка в школе № 13 в поселке Черемухово, Медведева Евгения (выпуск 2009 года) - учитель английского языка в Челябинске.

Делая в своей работе акцент на интенсификацию образовательного процесса, я, тем не менее, придерживаюсь позиции, что здоровье ребят не должно быть «платой» в борьбе за высокие показатели. Поэтому в своей педагогической практике соблюдаю следующие принципы:

  • стараюсь создать на уроках благоприятный психологический климат, используя различные образовательные технологии. Каждый урок начинается с небольшой речевой зарядки, настраивающей учащихся на английскую речь. Технология сотрудничества при работе в парах и в группах создает условия для развития взаимопонимания и взаимопомощи учащихся, так как оценивается результат работы пары или всей группы обучающихся. Применяю технологию сотрудничества и при организации работы с проектами. При защите проектов каждый ребенок комментирует и дает оценку всем проектам. При этом, необходимо соблюдать правило: начинать свой комментарий нужно с похвалы.

  • при проектировании уроков предусматриваю смену учебных форм, чтобы преодолеть монотонность урока и дать ребятам возможность подвигаться.

Работу учащихся организую в различных формах: фронтально, в парах, в группах.

  • практикую давать домашнее задание по выбору с опорой заданий «ЯКласса», стараясь не перегружать учеников;

  • применяю интерактивные формы работы, активизирующие инициативу и творческое самовыражение детей,

  • провожу физкультминутки.

Завершение изучения темы, как правило, организую в формате нетрадиционных уроков: урок-экскурсия, урок-суд, урок-прессконференция, уроки-конкурсы, уроки-праздники и т.д. Очень нравится учащимся прием «объясняшки». Этим приемом удобно начинать изучение нового грамматического материала. В качестве домашнего задания учащимся необходимо самостоятельно изучить новую грамматическую тему и приготовить объяснение этой темы для всего класса, проиллюстрировав объяснение презентацией, видеороликом или другими видами наглядности. Урок-игра в детектива всегда вызывает большой интерес даже у низкомотивированных к изучению языка учащихся. Такой урок сопряжен с двигательной активностью детей. У каждого ребенка индивидуальное задание и возможность работать в собственном режиме, только абсолютно правильное выполнение заданий на каждом этапе позволяет успешно справиться с задачей в целом.

К нетрадиционной форме урока относятся и интегрированные уроки. В межаттестационный период я провела два таких занятия: «Легендарная четверка» - английский+музыка и «М.Ю.Лермонтов – русский поэт и пророк» - английский+информатика.


1.10. Личный вклад в повышение качества образования


Мой личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в межаттестационный период представлен следующим образом:

  • 2011 год – участие в Городском семинаре "Организация исследовательской деятельности учащихся как создание условий для реализации ФГОСов";

На данном семинаре я совместно с учителем музыки нашего ОУ давали открытое внеклассное мероприятие «Легендарная четверка», на котором мы с учащимися 8-го класса пытались разгадать секрет феноменального успеха знаменитой Британской группы «Beatles»;

  • 2012 год – я была руководителем педагогической практики студентки Екатеринбургского педагогического колледжа Каландадзе Яны Олеговны;

  • 2014 год – участие во Втором Всероссийском методическом конкурсе «Интерактивный учитель. Весенняя капель»;

  • 2014 год – открытый интерактивный урок «Do you like apples?» в рамках школьного Дня науки;

  • 2014 год – публикация «План-конспект урока английского языка в 5 классе по теме «Общие вопросы в Present Simple» в рамках 14-го Всероссийского интернет-педсовета;

  • 2014 год – представляла опыт своей работы по организации внеурочной деятельности на заседании Городского методического объединения учителей английского языка;

  • 2014 год – провела семинар-практикум «Методические рекомендации по подготовке к сдаче разделов «Письмо» и «Говорение» на ЕГЭ по английскому языку» на заседании Городского методического объединения учителей английского языка;

  • 2015 год – участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества (Диплом за распространение своего педагогического опыта в рамках номинации «Проектная и творческая деятельность учащихся»),

  • 2015 год – участие в IX Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»;

  • 2015 год – провела мастер-класс на муниципальном семинаре для педагогов города и поселков «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в рамках ФГОС нового поколения»;

  • 2015 год – являлась модератором секции «Технологии обучения как условия повышения качества» на городских педагогических чтениях.


  • Являюсь экспертом муниципальной комиссии по проверке устной части ОГЭ по английскому языку,



  • являюсь учителем-собеседником при проведении устной части ОГЭ по английскому языку.

  • Пятый год руковожу школьным методическим объединением учителей иностранного языка и предметов эстетического цикла. Наше методобъединение имеет собственную страницу на сайте школы, где систематически выкладываем материалы в следующих рубриках: Олимпиады, Декада МО, Нетрадиционные формы работы, Самообразование, Повышение квалификации, Делу время, потехе час и другие. Ежегодно наше МО проводит в декабре Декаду иностранного языка, которая заканчивается общешкольным мероприятием: 2011 год – Рождественская гостиная; 2012 год – Большое Рождественское путешествие; 2013 год – Пасхальные традиции; 2014 год – фестиваль Европейских праздников.

В межаттестационный период кроме образовательной деятельности я выполняла обязанности классного руководителя и в 2014 году выпустила замечательный 11А. В классе 6 медалистов (4 золотых и две серебренных медали, 19 ребят продолжают обучения в вузах ЕКБ, Перми, Воронежа, Петербурга и Ханты-Мансийска; остальные учатся в средне-специальных ОУ). Также я активно участвую и в общественно-спортивной жизни нашего образовательного учреждения.

  1. Проектная часть

Основываясь на концепции, что школа должна не догонять информационное общество, а использовать все его технические ресурсы в интересах развития участников образовательного процесса, в следующий межаттестационный период я планирую продолжить работу по внедрению в свою педагогическую практику современных образовательных технологий, а именно - Мобильные технологии (планшетное обучение по программе 1:1) и ЭФУ (электронная форма учебника).


















  1. Список литературы

  1. Евстигнеев, М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в обла­сти использования информационно-коммуникационных технологий / М.Н. Евстигнеев // Иностр. языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 2-9.

  2. Евстигнеев, М.Н. Методика форми­рования компетентности учителя ино­странного языка в области использова­ния информационных и коммуникаци­онных технологий: Автореферат дис. канд. пед. наук / М.Н. Евстигнеев. - М.: Моск. педа­г. гос. ун-т, 2012.

  3. Кошелева А.В. Мультимедиа технологии на уроках английского языка http://festival.1september.ru Использование современных информационных технологий на уроках английского языка

  4. Конкина Т.Е. http://festival.1september.ru Использование ИКТ-технологий на уроках английского языка Жданова С.Р.

  5. Сысоев, П.В. Информатизация язы­кового образования: основные направле­ния и перспективы // Иностр. языки в школе. - 2012. - № 2. - С. 2-9.

  6. Сысоев, П.В. Информатизация язы­кового образования: основные направ­ления и перспективы (окончание) // Иностр. языки в школе. - 2012. - № 3. - С. 2-9.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство во образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2011. –– (Стандарты второго поколения)

8.        http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1400

9.        http://uprobr.ucoz.ru/publ/inostrannyj_jazyk/informacionnye_tekhnologii_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/15-1-0-64

10.        http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/174/92491/

11.        http://festival.1september.ru/articles/538320/

12.        http://www.moluch.ru/archive/68/11594/

13.        http://www.macmillan.ru/forteacher/method/meth_it/

14.        http://letopisi.org/

15.        http://www.dschool.ru

16.        http://www.languagelink.ru

17.        http://www.college.ru

18.        http://www.primavista.ru

19.        http://www.english.ru/tests.html

20.        http://www.homeenglish.ru.

21.        http://www.nytimes.com

22.        http://www.timesonline.co.uk

23.        http://www.bbc.com

24.        http://www.foxnews.com.



















26