СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение в учебный процесс колледжа информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

мастер производственного обучения,

преподаватель Письмакова Е.Г.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Тюменской области

«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»


В основе профессиональных стандартов четвёртого поколения ФГОС СПО-4 лежит практико-ориентированное обучение на основе соответствующих профессиональных стандартов, задаются иные соотношения в части практикоориентированности: 40% - теоретическая подготовка, 60% - практическая подготовка. В результате, предприятие должно получить готового (компетентного) специалиста. В связи с этим перед преподавателями стоит задача научить каждого обучающегося осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие массивы информации.

Таким образом, преподаватели должны совмещать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные, поскольку использование компьютера во время учебного занятия позволяет сделать процесс мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

Внедрение в учебный процесс колледжа информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено рядом факторов. Во-первых, внедрение ИКТ в профессиональное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют обучающемуся успешнее и быстрее адаптироваться в профессиональной деятельности и происходящим социальным изменениям. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания новой системы образования, отвечающей требованиям информационного общества.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем мультимедийным и программным обеспечением.

Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа - это:

- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.) [1-2].

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания.

Средства информационных и коммуникационных технологий в образовании классифицируют по следующим категориям:

- обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения;

- тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала;

- информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

- демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

- имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

- лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

- моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

- расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;

- учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме [5].

Таким образом, средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, активизацию познавательной деятельности, на самостоятельную генерацию знания и умений, продуцирование информации. К основным из них относятся:

- интерактивный диалог между пользователем и средствами ИКТ;

- компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели);

- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

- аудиосопровождение информации, синхронное и асинхронное по отношению к предъявляемому материалу;

- представление информации на основе гипермедиа - технологии совмещения и представления аудио-, анимационной, графической, текстовой информации с помощью гипертекстовых связей;

- архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

- автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;

- обработка результатов эксперимента с возможностью многократного учебного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатами усвоения.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной

консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской

деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и

телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются

видеозаписи и телевидение. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях [6].

В Тюменском железнодорожном колледже при проектировании учебного занятия преподаватели широко используют различные виды информационно-компьютерных технологий: готовые программные продукты, разработки УМК и уроков с использованием ИКТ, фото- и видеоматериалы, компьютерные тесты и диагностические комплексы, во внеурочной деятельности и в профориентационной работе.

Анализируя всё вышесказанное, следует отметить, что внедрение ИКТ в систему образования является фактором повышения качества профессионального образования, стимулирует обучающихся и преподавателей к творчеству, к сотрудничеству, что оказывает благотворное влияние на весь образовательный процесс.

Таким образом, применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании помогает совершенствовать организацию преподавания, повышает индивидуализацию обучения и продуктивность самоподготовки обучающихся. Благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2014. - 68 с.

2. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2014. - 128 с.

3. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2014.

4. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании // Современные проблемы науки и образования. –2016. – № 6 – С. 97-99

5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании / http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/index.html

6. Электронный ресурс http://school2100.com/uroki/elementary/inform.php. А.В. Горячев, Программа «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)»