МБДОУ детский сад № 10 "Ивушка"
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Составил воспитатель:
Шахбанова Инесса Бейдуллаевна
г.Каспийск 2020г.
Использование ИКТ в работе с родителями
Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.
Слайд 1
Я в своей работе использую информационные технологии, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Использование сайтов сети Интернет позволяют мне осуществлять быстрый поиск нужной информации, быструю подборку наглядного материала и дополнительного познавательного материала, оформить стенды группы, познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, обменяться опытом и познакомиться с наработками других педагогов и многое другое.
Особое место при использовании информационных технологий у меня занимает работа с родителями. В системе дошкольного образования в настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, обусловленный особенностями современного общества. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.
Сегодня я хочу вам рассказать о использовании информационно – коммуникационных технологий в работе с родителями, которыми я пользуюсь.
Изменения, которые происходят сейчас в дошкольном образовании, направлены, прежде всего, на улучшение его качества, которое в свою очередь зависит от тесного взаимодействия родителей (законных представителей) и детского сада. В ФГОС ДОсформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.
Слайд 2
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
• Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
• Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Слайд 3
Требования к педагогам.
• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Выбор тех или иных форм работы с родителями объясняется, прежде всего, уверенностью в их эффективности. Традиционные формы при всех своих положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: ограниченное количество времени у родителей (как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду) и отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.
Поэтому я обратила свое внимание на нетрадиционные формы работы. А в частности - использование ИКТ в работе с родителями. На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования.
Слайд 4
Использование инновационных коммуникационных технологий во взаимодействии педагога ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:
1.Активизация участия родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
2.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
3.Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
4.Повышение уровня доверия к педагогам группы;
5.Повышение качества работы с родителями воспитанников;
6.Реализация личностно-профессионального роста педагога;
7.Популяризация деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Слайд 5
Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:
Слайд 6
Сайт детского сада
На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий и в том числе о задачах ДОУ в работе с детьми на текущий год.
Слайд 7
Мини-сайт педагога
На мини-сайте воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно свои методический материал, фотогалерея, портфолио педагога, консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и безопасность и здоровье.
Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.
Слайд 8
Электронная почта
Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.
Слайд 9
Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в определённое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Слайд 10
Группа в Viber
Многие родители находятся в сети постоянно. Так почему бы с помощью сети Интернет не организовать общение с родителями. Ведь очень часто перед родителями встают трудные вопросы, которые разрешить в одиночку очень сложно, а с помощью современных сетевых сервисов они могут получить помощь от воспитателей по интересующим вопросам.
Была создана группа в приложении Viber
Группа несет в себе информационно-познавательную функцию, но и как фото и видеообменник между родителями
В группе выкладываются фото отчеты с мероприятий. Например
• получение информации группы,
• расписание занятий,
• о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
и многое другое полезное и интересное.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Плюсы такого взаимодействия:
• Родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
• Экономия времени.
• Создание пространства для обмена информации и дискуссий.
• Высокая мотивация родителей
Слайд 11
Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.)
Применяя TV + DVD плеер + компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.
Аудиомагнитофонсегодня есть в каждом доме.
Мы даем рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).
Рекомендуем использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.
Мультимедийные презентации.
Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
Слайд 12
Современные Интернет-ресурсы позволяют проводитьтелемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.[38]
Слайд 13
Телекоммуникационный проект– это игра-соревнование между группами родителей в режиме реального времени. Телемост.
Работа над проектом делится на несколько этапов: - этап получения и обсуждения задания; - этап поиска решений или необходимой информации; - этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения. Телекоммуникационные могут быть не только проекты, но и олимпиады и викторины.
Слайд 14
Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.
Слайд 15
Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью:
Предварительная подготовка. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу.
Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам.
Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны.
Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.[54]
Слайд 16
Газета группы может выходить каждую неделю. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как:
советы по организации семейного праздника,
интересные факты о происхождении народных традиций,
информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.
Газета группы может содержать следующие разделы:
1. «Колонка редактора» – помещаются вступительное слово редактора, посвященное теме номера, обращение к родителям, актуальная официальная информация, объявления для родителей.
2. «Обучение и воспитание» – размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога).
3. «Новости группы» – содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.
4. «Внимание! Конкурс!» – помещается информация для родителей о конкурсах фотографий, поделок, творческих работ, подведение итогов.
5. «Смешарики» – публикуются детские анекдоты, шутки, высказывания детей.
6. «Почтовый ящик» — размещается информация от родителей.
7. «Стихи и фото» – стихотворения воспитателей, родителей и детей с фотографиями.
Преимущества газеты очевидны – это возможность родителей узнать конкретную информацию о деятельности дошкольной группы, опубликовать свои личные материалы из опыта воспитания детей, газета технологична и информативна – ее можно унести с собой, почитать в любое удобное время, получить достаточно много информации.
Слайд 17
Ноу-хау ДОУ может стать создание сайта группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада. Но все выше сказанное я использую на своем сайте.
Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Слайд 18
Страница ВКонтакте и Инстаграмм
Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
Документы, видеозаписи.
Так же на странице размещается информация о наиболее значимых мероприятиях, которые прошли в группе.
Статистика группы.
По данным графикам можно проанализировать общее количество посетителей и просмотров за последние 30 дней, а так же пол и возраст посетителей, которые наиболее часто посещают страницу группы.
Наличие взаимопонимания между родителями и педагогами.
• Перспектива для обеспечения индивидуального подхода к воспитанникам.
• Размещение ссылок на Web-ресурсы.
• Тестирование.
Заключение
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
Без использования информационных технологий и ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.