ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является процесс информатизации обучения. Сегодня вряд ли найдется учитель, который ни разу не столкнулся с использованием информационно-коммуникативных технологий во время проведения урока или подготовки к нему, так как внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет повысить эффективность деятельность человека, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникативные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Современные информационно-коммуникативные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными.
Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (использование музыки, анимации);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5-2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.
Не случайно обеспечение положительной мотивации обучающихся стоит в данном списке на первом месте, так как именно сниженный уровень мотивации является одной из проблем обучения любого иностранного языка. Особенно это касается немецкого языка, который все чаще вытесняется английским и приобретает статус второго иностранного языка. Поэтому одной из задач учителя немецкого языка является сделать действенным или создать вновь определенный мотив. Как сказал французский просветитель Франсуа Рабле, «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить».
До недавнего времени к средствам обучения, повышающим мотивацию изучения иностранного языка, относились:
проектная деятельность
факультативные курсы
Однако времена меняются, и на помощь приходят информационно- коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаешь, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь разбавляются наиболее современными информационными технологиями.
Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, в группах) особенно нравится учащимся. В результате применения ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся, улучшается подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателем).
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;
обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;
использование технологий методов проектов, в основе которых, лежит какая-либо проблема;
формирование языковой компетентности;
формирование межкультурной страноведческой компетентности.
Все используемые приемы, методы и формы работы позволяют наблюдать положительную мотивацию учащихся, т.е. заинтересованность в изучении немецкого языка. Активизируется познавательная, творческая активность у детей, наблюдается рост конструктивно-коммуникативных компетенций.
Так, использование информационно-коммуникативных технологий при обучении грамматики позволяет учащимся без особых сложностей овладеть изучаемым материалом. В качестве примера одного из таких уроков можно привести урок совершенствования грамматических навыков по теме ’’Perfekt’’ в 3 классе.
Информационно-коммуникационные технологии можно использовать не только в процессе формирования или совершенствования лексических навыков, но и в процессе обучения чтению и аудированию. Особенно результативным будет использование ИКТ на уроках страноведения, где можно использовать не только интерактивную доску, но и глобальную сеть Интернет. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех ребенка, и на его неудачу. Компьютерное обучение дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учета их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания, до тренировки определенных умений и навыков.
В своей практической деятельности учителя немецкого языка применение ИКТ мы решили начать с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: “Microsoft Office Word” и ”Microsoft Power Point”, а также сканером и принтером. Педагогическая библиотека (тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки разговорной тематики и т.д.) была переработана по уровням сложности заданий. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, кроссвордами, головоломками.
В дальнейшем, после окончания курсов по ИК технологиям, я стала работать ещё и с презентациями. Дети охотно выполняли разнообразные презентации по темам страноведения: “Sorgen wir gemeisam fur unseren Planeten Erde!” - в 7-х классах (охрана окружающей среды), “Die heutigen Jugendlichen. Welche Probleme haben sie?” – в 9 классах (Молодежь сегодня. Какие у нее проблемы?).
В заключении можно сделать следующий вывод: применение компьютеров на уроках иностранного языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе.
Но компьютер никогда не заменит учителя, он только эффективный помощник, позволяющий повысить качество обучения и эффективность контроля. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но с уверенностью можно сказать, что интерес к изучению иностранного языка возрастает.