Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 11"
(МОУ «СОШ№11»)
Доклад
«Использование информационных технологий
в начальных классах —
как одно из условий повышения качества образования»
Подготовила:
Кузьминова Е.С.
г. Воскресенск
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать - все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития - стремление и способность к обучению в течение всей жизни - должна закладываться в школе.
Информатизация образования представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.
Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Цель:
Создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной деятельности.
Задачи:
создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;
развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;
развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую);
создать условия для организации портфолио каждым учеником класса.
Роль информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время способствует:
уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;
повышение активности и инициативности школьников;
положительную динамику мотивации учения;
формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения, навыки непроизвольно. На обычном уроке учителю начальных классов приходиться затрачивать много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.
Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций. Создание компьютерных программ по проверке знаний позволяет быстро, удобно беспристрастно проверить знания учащихся и получить автоматизированную обработку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.