Использование информационных технологий в работе учителя
Составил: Вахнин А. А.,
учитель математики,
информатики МБОУ
«Каменная СОШ» с. Пальяново
Актуальность
Новые информационные технологии, появившиеся относительно недавно и бурно развивающиеся на протяжении последних 20 лет, достаточно плотно вошли в нашу жизнь. Трудно представить современного человека без мобильной связи, навыков использования компьютера и интернета. Мы живем в 21 веке – веке скоростной передачи информации. Сейчас ценится:
- скорость передачи и получения новой информации,
- умение быстрого анализа
- переработка полученного материала.
Одним из основных критериев оценки профессионализма педагога является владение современными образовательными технологиями, включающими в себя не только использование компьютера, но и различных средств техники и связи.
модернизация образования
основные моменты
Качество эффективность доступность
яркий
урок
Эффект
продуктивный
ный
Эмоцио
нальный
Информационная технология
- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности
технические средства
- компьютер,
- устройства ввода-вывода,
- оргтехника,
- линии связи,
- оборудование сетей
Информационные технологии – компьютерные технологии
- Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерные средства обучения
называются интерактивными, они обладают способностью:
- "откликаться" на действия ученика и учителя,
- "вступать" с ними в диалог.
Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции:
- учителя,
- рабочего инструмента,
- объекта обучения,
- сотрудничающего коллектива,
- досуговой (игровой) среды
Компьютерный урок – любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
Интенсивность использования компьютера :
- - 0% времени урока – обыкновенный урок,
- - частичное использование – компьютерный урок,
- - 100% времени урока – по существу, урока нет, есть компьютерное обучение.
Информационные технологии обеспечивают:
- доступ к различным информационным ресурсам
- обогащение содержания обучения
- логический и поисковый характер
- поиск путей и средств
Информационные технологии - это для учащихся
Информационные технологии
Технология компьютерной демонстрации
Технология компьютер
Технология проектного обучения
ного моделирова
ния
Типы компьютер
ных
технологий
Технология использования программированных учебных сред
Технология компьютерного тестирования
Технология компьютерной демонстрации
- демонстрация компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);
- демонстрация видеоуроков, видеофрагментов;
- демонстрация анимаций;
- демонстрация виртуальных лабораторных, практических работ
Технология компьютерного моделирования
Имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте ученика. При этом программное обеспечение скачивается на пользовательский компьютер.
Технология использования программированных учебных сред
Электронный учебник (ЭУ)
– мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Компетенция учителя
- Уровень компетенция учителя, предмет которого планируют обеспечить электронными учебниками, должен быть достаточен, чтобы использовать возможности электронного учебника как можно шире. Базовые навыки ИКТ обязательно, а уж владение различными педагогическими технологиями должно быть на высоте, чтобы эффективно построить учебный процесс с электронными учебниками.
- Хотя учителей и может привлечь интеграция текстовых, аудио, видео, изображений и лабораторий в удобном для навигации формате по принципу - «все в одном», возможность совмещения книги и тетради и многое другое. Но нельзя забывать и об определенном сопротивлении.
Технология компьютерного тестирования
- Тесты – не только более качественный, но и объективный способ оценивания. Объективность тестирования достигается путём стандартизации процедуры проведения (на всех этапах проведения тестирования невозможно внести субъективную составляющую в оценку) и путём стандартизации и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов целиком.
- Тесты дают столь необходимое при проведении мониторинга основание для корректных сравнений – их показатели ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определённой совокупности усвоенных знаний
Технология проектного обучения
Электронный проект. Проект – это замысел, намерение, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или в другой материализованной форме. Проекты бывают индивидуальные и групповые.
формы организации электронного обучения
- Информационно-обучающие программы
- Готовые электронные пособия
- Презентации
- Энциклопедии на компакт-дисках
- Компьютерные учебники
- Интернет
Информационно-обучающие программы
Учебные справочники
Программы – библиотеки
Программы-репетиторы
Задачники - программы
Обучающие программы
Презентации
- Повышают интерес к уроку;
- Можно использовать в течение всего урока или фрагментарно;
- Компактный материал урока;
- Экономия времени:
тесты, самостоятельные работы, обобщение и систематизация знаний;
построений, видеофрагменты и анимации.
Энциклопедии на компакт-дисках В этих дисках не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия.
Компьютерные учебники
- Учебники, задачники, справочники, энциклопедии;
- Различные программы построений;
- Видеофрагменты и анимации экспериментов и опытов;
- Виртуальные лабораторные, практические работы ;
- Тесты, самостоятельные работы;
- Обобщение и систематизация материала к подготовке к аттестации
Электронная интерактивная доска ( ИД) современное цифровое устройство .
Интернет
Всю информацию, а также все программы, разработки уроков, звуки, видео и т.д. можно найти во всемирной сети Интернет.
Интернет
- Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, приобретаются навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Техника безопасности
Положительные стороны ИКТ
- Учебный материал содержится в объеме превышающем возможности традиционных видов учебной литературы;
- Возможность организации индивидуальной работы, используется технология уровневой дифференциации, использование дополнительных мотивационных рычагов ;
- Содержится большой иллюстративный материал;
- Способствует более углубленному изучению предмета;
Положительные стороны ИКТ
- повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;
- приобретение умения познавать закономерности предметных областей и окружающей среды интеграционно, о всей взаимосвязи и зависимости;
- возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними о всей взаимосвязи и зависимости;
Отрицательные стороны ИКТ
- сведение к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером»
- отвлечение внимания школьника в процессе обучения в связи с колоссальными объемами информации;
- снижение эффективности обучения и воспитания школьников вследствие использование информационных ресурсов,
Отрицательные стороны ИКТ
- формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.;
- негативное влияние чрезмерного и неоправданного использования средств информатизации на здоровье всех участников образовательного процесса.
Вывод:
Профессиональный учитель – это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт
Литература
- Организация инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. «Анатолия», 2003. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.
- Шаповал И.О. Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов
- http :// eduteacherzv . ucoz . ru / publ / innovacionnye _ tekhnologii _ obuchenija / kompjuternye _ novye _ informacionnye _ tekhnologii _ obuchenija /3-1-0-58 Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.
- Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей. //Информатика и образование. - 1997 - № 2. С. 47-50.
Литература
- Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 174 с.
- Костяев А. Е. Современному учителю современные информационные технологии [Текст] / А. Е. Костяев // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 250-251
- http :// eduteacherzv . ucoz . ru / publ / innovacionnye _ tekhnologii _ obuchenija / kompjuternye _ novye _ informacionnye _ tekhnologii _ obuchenija /3-1-0-58]
-
Спасибо
за
внимание!