СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных образовательных методов в подготовке специалистов железнодорожного транспорта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование инновационных образовательных методов в подготовке специалистов железнодорожного транспорта

Применение инновационных образовательных методов связано с повышением эффективности обучения и направлено на следующий результат: в условиях инновационного образовательного пространства подготовить  высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта имеющих фундаментальные и прикладные знания, способных успешно осваивать новые профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия в современном российском обществе.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных образовательных методов в подготовке специалистов железнодорожного транспорта»

Использование инновационных образовательных

методов в подготовке специалистов

железнодорожного транспорта

Письмакова Е.Г.

ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»


Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в освоение новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды. Реализации этих приоритетных требований способствует применение в образовательном процессе инновационных методов.

Под инновационными методами в профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в процессе подготовки специалистов.

Цель использования инновационных образовательных методов – повышение эффективности образовательного процесса, достижение обучающимися высоких результатов в учебной деятельности. [1].

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества:

- активные способы получения новых знаний;

- высокий уровень личной социальной активности;

- стимуляция творческих способностей студентов;

- приближение учебы к практике повседневной жизни;

- формирование не только знаний, умений и навыков по дисциплине или МДК, но и активной жизненной позиции.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, при которых практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания через понимание учебного материала и рефлексию.

Суть интерактивных форм проведения занятий состоит в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста. Инновационная интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем [2].

Приведу характеристики некоторых интерактивных форм проведения занятий в процессе профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий и учебной практики для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам):

- интерактивные лекции (лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками и т.д.);

- обсуждение и разрешение проблем («анализ казусов»);

- метод кейсов («анализ конкретных ситуаций»- case-study);

- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры) и т.д.

На практических занятиях по МДК.02.01. Организация движения (по видам транспорта) студенты распределяют социально-статусные роли, получают основы управленческих навыков в условиях «студенческая группа-преподаватель».

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. При реализации интерактивных форм обучения «деловая игра» и «ролевая игра» для обучения, тренажа и проверки знаний студентов в колледже используется Имитационный тренажер ДСП/ДНЦ.

Приведем пример сюжетно-деловой игры, способствующей выработке профессиональных навыков дежурного по станции (ДСП).

Деловая игра «Работа ДСП по пропуску поездов в условиях организации «окон» на полигоне «станция Вагай»» проводится с целью получения обучающимися навыков осуществления движения поездов по двухпутному участку, оборудованному автоматической блокировкой (АБ), в условиях организации окон и выдачи предупреждений.

В ходе игры студентам предлагается обратить особое внимание на выполнение ряда требований:

- строгое выполнение графика движения пассажирских поездов;

- пропуск длинносоставных и тяжеловесных поездов по станции с ходу;

- обязательная регистрация всех приказов, выдаваемых поездным диспетчером (ДНЦ), в журнале диспетчерских распоряжений (о закрытии перегона для производства путевых работ, о выдаче предупреждений на поезда и др).

В ходе выполнения данной деловой игры, на учебном месте обучающегося будут появляться информационные окна, которые дублируются на рабочем месте преподавателя. Выполнение требований, предъявленных в этих окнах, обязательно (пример содержания информационных окон представлен в таблице 1.).



Таблица 1.

Содержание информационных окон

Время

Участок

Текст информационного окна

08:35

Вагай - Чуфарово

Установить предупреждение на ограничение скорости для всех поездов 30км/ч до отмены с ПК 750.2 по ПК 750.8

08:40

Вагай - Майна

Установить предупреждение на ограничение скорости для всех поездов 30км/ч до отмены на перегоне Вагай -Разъезд 844 с ПК 847.1 по ПК 847.7

08:55

Вагай - Майна

Установить длинносоставность, тяжеловесность поезда №2549. Выдать предупреждение на ограничение скорости данному поезду - 42км/ч

09:12

Вагай - Чуфарово

Предоставить окно до 11:00 продолжительностью 1 час службе пути для проведения ремонтных работ по I гл. пути перегона Вагай - ПК 875.7


При выполнении заданий обучающиеся вырабатывают навыки действий ДСП по пропуску поездов на участке, оборудованном АБ: выдача предупреждений на ограничение скорости, организация «окон», ведение журнала диспетчерских распоряжений.

Актуальность такой формы обучения обусловлена тем, что умение грамотно, продуманно поступать в различных ситуациях, в том числе нестандартных, оперативно принимать и реализовывать оптимальные решения, предупреждать возникновение ошибок со стороны других участников учебного процесса, ведет к организации эффективной работы и улучшению показателей профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов разрешения ситуации; публичная защита разработанных вариантов с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов деятельности. Положительным итогом использования данного метода для наших студентов является выполнение курсовых работ на высоком уровне.

Итак, применение инновационных образовательных
методов связано с повышением эффективности обучения и направлено на следующий результат: в условиях инновационного образовательного пространства подготовить высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта имеющих фундаментальные и прикладные знания; способных успешно осваивать новые профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия в современном российском обществе.





Список используемой литературы


  1. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 724-725.

  2. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2016. - N 10. - С. 23-24.

  3. Колесников В.А. Инновационная природа современного образования //Среднее профессиональное образование. – 2015.- № 10.