Использование инновационных образовательных
методов в подготовке специалистов
железнодорожного транспорта
Письмакова Е.Г.
ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в освоение новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды. Реализации этих приоритетных требований способствует применение в образовательном процессе инновационных методов.
Под инновационными методами в профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в процессе подготовки специалистов.
Цель использования инновационных образовательных методов – повышение эффективности образовательного процесса, достижение обучающимися высоких результатов в учебной деятельности. [1].
Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества:
- активные способы получения новых знаний;
- высокий уровень личной социальной активности;
- стимуляция творческих способностей студентов;
- приближение учебы к практике повседневной жизни;
- формирование не только знаний, умений и навыков по дисциплине или МДК, но и активной жизненной позиции.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, при которых практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания через понимание учебного материала и рефлексию.
Суть интерактивных форм проведения занятий состоит в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста. Инновационная интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем [2].
Приведу характеристики некоторых интерактивных форм проведения занятий в процессе профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта.
Основные интерактивные формы проведения учебных занятий и учебной практики для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам):
- интерактивные лекции (лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками и т.д.);
- обсуждение и разрешение проблем («анализ казусов»);
- метод кейсов («анализ конкретных ситуаций»- case-study);
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры) и т.д.
На практических занятиях по МДК.02.01. Организация движения (по видам транспорта) студенты распределяют социально-статусные роли, получают основы управленческих навыков в условиях «студенческая группа-преподаватель».
Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. При реализации интерактивных форм обучения «деловая игра» и «ролевая игра» для обучения, тренажа и проверки знаний студентов в колледже используется Имитационный тренажер ДСП/ДНЦ.
Приведем пример сюжетно-деловой игры, способствующей выработке профессиональных навыков дежурного по станции (ДСП).
Деловая игра «Работа ДСП по пропуску поездов в условиях организации «окон» на полигоне «станция Вагай»» проводится с целью получения обучающимися навыков осуществления движения поездов по двухпутному участку, оборудованному автоматической блокировкой (АБ), в условиях организации окон и выдачи предупреждений.
В ходе игры студентам предлагается обратить особое внимание на выполнение ряда требований:
- строгое выполнение графика движения пассажирских поездов;
- пропуск длинносоставных и тяжеловесных поездов по станции с ходу;
- обязательная регистрация всех приказов, выдаваемых поездным диспетчером (ДНЦ), в журнале диспетчерских распоряжений (о закрытии перегона для производства путевых работ, о выдаче предупреждений на поезда и др).
В ходе выполнения данной деловой игры, на учебном месте обучающегося будут появляться информационные окна, которые дублируются на рабочем месте преподавателя. Выполнение требований, предъявленных в этих окнах, обязательно (пример содержания информационных окон представлен в таблице 1.).
Таблица 1.
Содержание информационных окон
Время | Участок | Текст информационного окна |
08:35 | Вагай - Чуфарово | Установить предупреждение на ограничение скорости для всех поездов 30км/ч до отмены с ПК 750.2 по ПК 750.8 |
08:40 | Вагай - Майна | Установить предупреждение на ограничение скорости для всех поездов 30км/ч до отмены на перегоне Вагай -Разъезд 844 с ПК 847.1 по ПК 847.7 |
08:55 | Вагай - Майна | Установить длинносоставность, тяжеловесность поезда №2549. Выдать предупреждение на ограничение скорости данному поезду - 42км/ч |
09:12 | Вагай - Чуфарово | Предоставить окно до 11:00 продолжительностью 1 час службе пути для проведения ремонтных работ по I гл. пути перегона Вагай - ПК 875.7 |
При выполнении заданий обучающиеся вырабатывают навыки действий ДСП по пропуску поездов на участке, оборудованном АБ: выдача предупреждений на ограничение скорости, организация «окон», ведение журнала диспетчерских распоряжений.
Актуальность такой формы обучения обусловлена тем, что умение грамотно, продуманно поступать в различных ситуациях, в том числе нестандартных, оперативно принимать и реализовывать оптимальные решения, предупреждать возникновение ошибок со стороны других участников учебного процесса, ведет к организации эффективной работы и улучшению показателей профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов разрешения ситуации; публичная защита разработанных вариантов с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов деятельности. Положительным итогом использования данного метода для наших студентов является выполнение курсовых работ на высоком уровне.
Итак, применение инновационных образовательных
методов связано с повышением эффективности обучения и направлено на следующий результат: в условиях инновационного образовательного пространства подготовить высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта имеющих фундаментальные и прикладные знания; способных успешно осваивать новые профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия в современном российском обществе.
Список используемой литературы
Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 724-725.
Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2016. - N 10. - С. 23-24.
Колесников В.А. Инновационная природа современного образования //Среднее профессиональное образование. – 2015.- № 10.