Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе с использованием приемов и методов
активизации познавательной деятельности
Подготовила учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им.Г.А.Смолякова
Жаболбаева Н.И
Большая Черниговка 2018г
Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость.
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Р. Олдингтон
Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее время возникает очень много вопросов и споров по поводу организации учебной деятельности. Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка. Способность к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий – основные критерии деятельности учеников на современном уроке. Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь каждого ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Как научить школьника работать самостоятельно и в коллективе, высказывать свою точку зрения и учитывать чужую, размышлять и задавать вопросы? Получить ответы на эти вопросы и достичь высоких результатов помогают методы и приемы активизации познавательной деятельности.На своих уроках я очень часто использую различные приемы и методы работы. Стараюсь построить урок таким образом, чтобы ученики самостоятельно определили тему урока. Создаю проблемные ситуации, прошу сделать вывод и задавая наводящие вопросы направляю ребят на главные цели урока. Учебный труд, как и всякий другой, интересен еще и тогда, когда он разнообразен. Можно привести множество примеров использования приемов, методик, технологий преподавания на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Но считаю, что особое внимание в начальной школе стоит уделять урокам литературного чтения. Литературное чтение – важнейшее звено в развитии младших школьников. Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: обогатить читательский опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы, Реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить учащимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Также положительно растет динамика техники чтения, развивается речь младших школьников. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса. Отсутствие же интереса у школьников, является показателем серьезных недостатков в организации обучения. Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Предоставьте детям возможность стать активными участниками, а не пассивными слушателями. Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски! Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.
Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств:
– любознательности;
– находчивости и фантазии;
– альтернативного мышления;
– изобретательности;
– оригинальности;
– гибкости;
– самостоятельности;
– широты и глубины мышления.
Прием обучения – часть метода, элементарное действие учителя. Приемы обучения связаны с логическими приемами. Среди логических приемов можно выделить следующие:
Анализ.
Синтез.
Сравнение.
Обобщение.
Группировка.
Классификация.
Они становятся приемами обучения в том случае, когда этими приемами апеллирует учитель для организации познавательной деятельности. Метод обучения – вид деятельности учителя, которая организует познавательную деятельность учащихся на уроке, представляет собой систему целенаправленных действий учителя, способ управления познавательной деятельностью учащихся. В результате этой деятельности учитель достигает цели, добивается усвоения детьми содержания образования. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний (по А.В.Текучеву):
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)
наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и
практические (лабораторные и практические работы).
Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным. Психолингвист Леонтьев А.А. считает, что на занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивает воображение и фантазию, способствует эмоциональной отзывчивости. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности и позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться. Рассмотрим словесные методы.
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Вводя в учебный процесс приёмы активизации, нужно учитывать следующее:
• индивидуальные особенности каждого ребёнка;
• тип организации (какая форма является более подходящей для выполнения намеченной цели);
• методы (какими дидактическими и организационными методами можно добиться цели);
• средства, необходимые для достижения цели;
• время, в течение которого организуется подготовка и организация выбранных форм.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного. Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания. При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:
1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
2) вылепить героя из пластилина;
3) разыграть сценку;
4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
5) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:
1) составить рисуночный диафильм;
2) найти крылатое выражение в сказке;
3) придумать счастливую концовку к сказке;
4) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.
При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:
1) выразительное чтение басни и ее драматизация;
2) придумать экспозицию басни;
3) составление литературной мозаики;
4) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;
5) разгадывание кроссвордов.
Для развития творческой активности на уроке использовать и такие виды заданий:
1) Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.
2) Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:
– добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
– заменить рассказчика дальше;
– изменить грамматическое время глагола;
– придумать, как могли разворачиваться события дальше.
Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.
Также можно использовать и такие формы работы как:
1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;
2) подготовить выставку книг одного из авторов;
3) найти дополнительный материал в энциклопедии;
4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.
Сочинения, например, на различные темы приближают автора к самораскрытию, самовыражению личности. Проведённая работа по развитию познавательной активности на уроках литературного чтения даёт свои результаты. Ученики демонстрируют индивидуальные и неповторимые творческие решения стоящих перед ними задач. Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. «Мама, папа, я – читающая семья», сотрудничество с сельской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины. Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей