Доклад
на тему: «Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов на уроках индивидуального обучения с ОВЗ».
Выполнила: учитель н/о
Митяйкина Т.Ф.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее в получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей.
Считаю, что использование инновационных технологий в коррекционно познавательных процессов на уроках индивидуального обучения детей ОВЗ обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению инновационных технологий в образовательном процессе обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:
1.Игровые технологии.
2.Информационно-коммуникативные технологии.
3.Здоровьесберегающие технологии.
1. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей ОВЗ требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволили однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т. д., провожу в конце занятия, чтобы не нарушать ход занятия.
Для активизации познавательной деятельности ребенка и повышения интереса к учению на каждом применяю для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагаю разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
Дидактические игры по математике:
«Сломанная машина» (машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части).
«Живые числа» (упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10). «Кто быстрее подберет коробки» (учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте).
Хотелось бы добавить, что привлечение ребенка к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
2. Главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».
Итак, информационные технологии предполагают:
работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ;
использование общеразвивающих компьютерных игр и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ;
использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
По данным исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
«Слайд–шоу». Этот термин не известен в привычной для нас дефектологии и используется нами лишь для определения конкретного вида работы с детьми.
В 9 классе на уроках литературы прослушиваем аудиозаписи тех произведений, которые проходим, что облегчает в дальнейшем восприятие текста, его понимание. Трудный материал всегда легче запомнить с помощью таблиц, схем. Ильин Кирилл использует мультимедийные презентации по таким предметам как обществознание, история и литература.
С ученицей 5 класса Пахомовой Юлией использует мультимедийные презентации по предметам: биологии, истории и географии. Например: «Решила я поехать в Африку пустыню посмотреть зимой. Что возьму из одежды?» На экране появляется набор из одежды. Юля выбирает и отвечает на главный вопрос «почему?». Девочки очень любит, когда она сома набирает и ищет текст на сайте.
Специфика младших школьников состоит в том, что преобладающим видом мышления является наглядно-образное. На своих уроках я часто использую фрагмент видео урока или презентации.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации
На уроках русского языка, Чингису нравится задания, где нужно вставить пропущенные буквы, расставить предложения по смыслу. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. С презентацией урок проходит интересней, Чингис активно участвуют в процессе обучения.
На них учащиеся знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Учащиеся готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.
На занятиях по математике с учеником 4 класса материал дается в игровой форме, сопровождается мультипликацией. Чингис очень любят решать математические задачи, с удовольствием учится считать, сравнивать, вводятся понятия «широкий – узкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий» и др.
На уроках изобразительного искусства всегда использую презентации с пошаговым выполнением работы.
Презентации я использую в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении и закреплении материала. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по тексту, с выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших уроках индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.
3. Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего урока. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия снимает нервно-психическое напряжение. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.
Нравятся ученикам физкультминутки в стихотворной форме «Хомячок», «Елочка», «Паучок».
Существует несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- упражнения, корректирующие осанку.
Упражнения для мышц рук
1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
3) «Кулак – ребро – ладонь»
(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)
Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):
Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.
Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк
Блок дыхательных упражнений:
надувание шариков;
вдох носом, выдыхаем и проговариваем: «Мо-ло-дец!»
Щёточный массаж.
Глазодвигательные упражнения.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Информационные технологии способствуют формированию познавательной активности школьников, от чего зависит научно – методическое обеспечение и эффективность образования в целом.