Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. Перечень основных изменений.
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление(приложение 1,2)и согласие на обработку персональных данных (приложение 3)не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Сроки и продолжительность написания сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря.
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Сроки и продолжительность написания сочинения (изложения)
В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения)
В день проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) могут присутствовать:
- общественные наблюдатели;
- представители средств массовой информации;
- должностные лица Рособрнадзора и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Запрещается!
Участникам итогового сочинения (изложения) запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники)
Требования к итоговому сочинению
• соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
• соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
Требования к итоговому сочинению
• соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);
• нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
Требования к итоговому сочинению
• соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
• быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Что проверяет итоговое сочинение у учащихся?
- метапредметность;
- литературоцентричность.
Перед учеником не ставятся задачи литературоведческого характера.
Метапредметность:
-личная зрелость;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме;
-умение строить рассуждение по выбранной теме;
-умение аргументировать собственное мнение.
Литературоцентричность(опора на художественное произведение):
-обращение к литературному тексту на уровне аргументации;
-использование примеров, связанных с проблематикой произведений, системой действующих лиц.
На что можно ссылаться в сочинении
- художественные произведения;
- публицистика;
- произведения УНТ (за исключением малых жанров);
- Библия;
- ресурсы Интернет.
Проверяемые метаумения:
- теоретическое мышление (определение понятий, доказательств);
- умение перерабатывать информацию(анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);
- критическое мышление(умение отличать факты от мнений, видеть логические несоответствия);
- творческое мышление;
- регулятивные умения (формулирование гипотез, планирование работы).
Проверяемые предметные результаты обучения:
-применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;
-владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
-способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых письменных высказываниях;
-владение навыками анализа художественных произведений.
Тематические направления
1. «Отцы и дети»
2. «Мечта и реальность»
3. «Месть и великодушие»
4. «Искусство и ремесло»
5. «Доброта и жестокость»
Тематическое направление «Отцы и дети»
• Чем может быть ценен для «детей» опыт «отцов»?
• Почему тема «отцов» и «детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
• Роль родительского наставления в жизни человека.
• В чѐм истоки непонимания между людьми разных поколений?
• В чѐм опасность непонимания между поколениями?
• Что может мешать «отцам» и «детям» понять друг друга?
• Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
Тематическое направление «Отцы и дети»
• Согласны ли Вы с утверждением героя И. С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
• Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодѐжью?
• Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
• Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
Тематическое направление «Мечта и реальность»
• В чѐм противоречие между мечтой и реальностью?
• Как появляется мечта?
• Какую роль мечта играет в жизни человека?
• Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?
• Мечта ведѐт человека к цели или уводит его от реальности?
• Почему разбиваются мечты?
• Как вы понимаете высказывание В. Гюго «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»?
Тематическое направление «Мечта и реальность»
• В чѐм различие между мечтой и жизненной целью.
• Может ли мечта изменить реальность?
• Может ли реальность разрушить мечту?
• Согласны ли вы с утверждением о том, что реалист не должен мечтать?
Тематическое направление «Месть и великодушие»
• Что такое великодушие?
• Какого человека можно назвать великодушным?
• Почему важно уметь прощать?
• Умение прощать – это сила или слабость?
• Как вы понимаете высказывание Бенедикта Спинозы «Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием»?
Тематическое направление «Месть и великодушие»
• Что толкает человека на месть?
• Что побуждает человека отказаться от мести?
• Можно ли оправдать месть?
• Восстанавливает ли месть справедливость?
• Согласны ли вы с утверждением, что месть разъедает душу?
• Может ли месть сделать человека счастливым?
• Могут ли любовь и прощение изменить человека?
Тематическое направление «Искусство и ремесло»
• Что такое подлинное искусство?
• В чѐм заключается главная цель искусства?
• Какова роль искусства в жизни человека и общества?
• В чѐм различие между ремеслом и искусством?
• Чем подлинное искусство привлекает человека?
• Кого можно назвать настоящим художником?
• В чѐм различие между ремесленником и художником?
Тематическое направление «Искусство и ремесло»
• Согласны ли вы высказывания Р. Роллана: «Живет лишь тот, кто творит»?
• Легко ли быть талантливым человеком?
• Когда в человеке гибнет талант?
• Как вы понимаете высказывание И.А. Гончарова «Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь»?
Тематическое направление «Доброта и жестокость»
• Что такое истинная доброта?
• В чѐм проявляется доброта?
• Почему люди считают доброту одним из важнейших качеств личности?
• Какими качествами обладает добрый человек?
• Как связаны понятия «доброта» и «отзывчивость»?
• Как связаны понятия «жестокость» и «эгоизм»?
• Как связаны понятия «доброта» и «любовь»?
• Что может сделать человека жестоким?
Тематическое направление «Доброта и жестокость»
• В чѐм опасность жестокого отношения к людям?
• Как воспитать доброго человека?
• Можно ли оправдать жестокость?
• Как вы понимаете слова Т.Карлейля «Без доброты невозможна истинная радость»?
• Согласны ли вы со словами Конфуция «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»?
• Как вы понимаете смысл выражения «Добро должно быть с кулаками»?
Перечень основных изменений
- введены разъяснения по вопросу участия обучающихся 10 классов в итоговом сочинении;
- внесено уточнение в части подачи заявления на участие в итоговом сочинении выпускниками прошлых лет;
- уточнены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- добавлено полномочие ОИВ, учредителей и загранучреждений об определении порядка осуществления проверки соблюдения участниками итогового сочинения (изложения) требования № 2;
Перечень основных изменений
- расширение функциональных обязанностей образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования;
- внесено уточнение в части недопустимости копирования бланков итогового сочинения (изложения);
Перечень основных изменений
- предусмотрена возможность присутствия в месте проведения итогового сочинения (изложения) общественных наблюдателей;
- добавлены комментарии о сроках действия итогового сочинения (изложения) как допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА): «Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно».
Спасибо за внимание
«Легион»
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2019 году: к чему готовить выпускников? -14.11.18.
Новый взгляд на комментарий в сочинении ЕГЭ по русскому языку.-06.12.18
Методика работы над изобразительно-выразительными языковыми средствами в экзаменационных моделях ГИА и в ВПР.-19.12.18.