СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий в работе школьного библиотекаря

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема дистанционного обучения существует и практикуется относительно давно. Множество онлайн-курсов по различным темам и предметам, курсы повышения квалификации, заочное образование и многие другие сферы, и направления нашей жизни на сегодняшний день не представляются без применения дистанционного обучения, или как его ещё называют E-learning.Тема дистанционного обучения существует и практикуется относительно давно. Множество онлайн-курсов по различным темам и предметам, курсы повышения квалификации, заочное образование и многие другие сферы, и направления нашей жизни на сегодняшний день не представляются без применения дистанционного обучения, или как его ещё называют E-learning.мТема дистанционного обучения существует и практикуется относительно давно. Множество онлайн-курсов по различным темам и предметам, курсы повышения квалификации, заочное образование и многие другие сферы, и направления нашей жизни на сегодняшний день не представляются без применения дистанционного обучения, или как его ещё называют E-learning.ммТема дистанционного обучения существует и практикуется относительно давно. Множество онлайн-курсов по различным темам и предметам, курсы повышения квалификации, заочное образование и многие другие сферы, и направления нашей жизни на сегодняшний день не представляются без применения дистанционного обучения, или как его ещё называют E-learning.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в работе школьного библиотекаря»

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России)






Кафедра сестринского дела







Методические рекомендации

для самоподготовки к практическим занятиям

для студентов 1 курса лечебного факультета

по дисциплине

«Сестринское дело»

















Курск 2020

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общепрофессиональных компетенций:

компетенций:

ОПК-4 - Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;

ОПК 6 – готовностью ведению медицинской документации;

ОПК 10 – готовностью к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи;

ОПК 11 – готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.


Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций в результате изучения дисциплины

Код компетенции

Содержание компетенции

Результаты изучения дисциплины обучающимися

знания

умения

навыки/опыт деятельности

Общепрофессиональные компетенции

1.

ОПК-4

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности

Права и обязанности

пациента и медицинских

работников;

этический кодекс медицинской сестры России, Российского врача, декларацию о правах пациента, конституцию РФ (ст. врачебная тайна)

Применять законы и

нормативные акты,

регламентирующие

работу медицинского персонала в ЛПУ

Нормами этики и деонтологии в общении с пациентами и коллегами

2.

ОПК 6

готовность к ведению медицинской документации

нормативную документацию, принятую в здравоохранении РФ и регламентирующую работу среднего медицинского персонала в ЛПУ

вести медицинскую документацию различного характера в медицинских организациях

методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях

3.

ОПК 10

готовность к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи

Основы безопасной больничной среды для пациентов и персонала, правила санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов в ЛПУ, понятие о лечебно-охранительном режиме, основы обеспечения рационального труда среднего и младшего медицинского персонала, знать особенности общего ухода за пациентами при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях

проводить санитарную обработку помещений ЛПУ, установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента с целью наметить объем мероприятий по уходу за пациентом, анализировать и оценивать эффективность проведения мероприятий по уходу за больным,

корректировать индивидуальный план пациента по проведению мероприятий по уходу и реабилитации; определять клиническую смерть и констатировать биологическую

Выполнением простых медицинских манипуляций при проведении мероприятий общего ухода за пациентами с различными нозологическими формами терапевтических и хирургических заболеваний, с различной

степенью ограничения способности к самостоятельному передвижению и самообслуживанию

4.

ОПК 11

готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи

Назначение медицинских изделий для проведения ухода за больными и оказания медицинской помощи

применять медицинские изделия при проведении ухода за больными и оказаний медицинской помощи

По применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине Сестринское дело

для студентов 1 курса лечебного факультета

в осеннем семестре

п/п

Тема занятия

1

2

1.

Сестринское дело как профессия. Структура и организация медицинской помощи в ЛПУ. Этические аспекты в деятельности среднего медицинского персонала

2.

Внутрибольничная инфекция: понятие, этапы, профилактика. Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация медицинского инструментария и предметов ухода за больными. Особенности санитарно-эпидемиологического режима в различных структурных подразделениях ЛПУ.

3.

Приемное отделение. Оформление медицинской документации поступающего в ЛПУ. Санитарная обработка больного. Антропометрия. Профилактика педикулеза.

4.

Методика общего осмотра пациента. Лихорадка.

5.

Личная гигиена пациента.

6.

Применение лекарственных средств. Наружный, энтеральный и ингаляционный способы.

7.

Парентеральный способ применение лекарственных средств. Постиньекционные осложнения.

8.

Организация кормления больных в ЛПУ. Лечебные диеты. Искусственное питание

9.

ИТОГОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Итого















ТЕМА№1: Сестринское дело как профессия.

Структура и организация медицинской помощи в ЛПУ. Этические аспекты в деятельности среднего медицинского персонала.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сестринское дело – это наука и искусство, которое требует специальных знаний и умений. Ключевая концепция развития сестринского дела делает упор на понимании сестринского дела, которое ориентировано в большей мере на человека (или группу людей - семья, коллектив, общество), чем на болезнь. Оно направлено на решение проблем и нужд людей, их семей и общества в целом, которые возникли и могут возникнуть в связи с переменами в здоровье. Неоценима роль основоположников, пропагандистов и организаторов сестринского дела, как Ф. Найтингейл, Е. Бакунина, В. Хендерсон, Д. Орэм и многие другие,

Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Уход за больными включает обслуживание больного, создание наиболее благоприятных условий для его выздоровления, облегчения страданий и предотвращения осложнений.

Для хорошего ухода нужны не только знания и навыки, но и чуткость, такт, способность психологического воздействия, чтобы преодолеть повышенную раздражительность больного, владеющее им чувство тревоги, иногда даже безысходность, отвлечь от чрезмерного внимания к своей болезни. Сдержанное, ровное и спокойное отношение поддерживает больного, укрепляет его волю к выполнению всех врачебных предписаний.

При оказании помощи, уходе за больными и пострадавшими большое значение имеет деонтология.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

Изучение предмета, целей и задач сестринского дела, основных проблем и перспектив реформирования сестринского дела в России и за рубежом. Изучить виды медицинской помощи и основные принципы её оказания; типы ЛПУ, деонтологические аспекты при оказании помощи и уходе за больными, сущность сестринского дела, его цели и задачи

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Эволюция понятия «сестринское дело» и развитие теорий в России и за рубежом. Характеристика основных периодов развития сестринского дела

  • Основные задачи и направления развития сестринского дела в РФ

  • виды медицинской помощи и основные принципы её оказания;

  • основные цели первой и доврачебной медицинской помощи;

  • основные мероприятия, входящие в объем первой и доврачебной медицинской помощи;

  • структуру учреждений здравоохранения: направление, типы, виды ЛПУ,

  • структура управления ЛПУ и отделением стационара;

  • структура стационара и отделения;

  • правила охрана труда и техника безопасности в ЛПУ, пожарной безопасности;

  • важность соблюдения основных принципов деонтологии при уходе за больными;

  • основные положения медицинской этики;

  • особенности деонтологического подхода при уходе за больными;

Студент должен уметь:

  • соблюдать деонтологические аспекты при оказании помощи и уходе за больными;

  • соблюдать правила охрана труда и техника безопасности в ЛПУ, пожарной безопасности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Эволюция понятия «сестринское дело» и развитие теорий в России

  2. Эволюция понятия «сестринское дело» и развитие теорий за рубежом

  3. Основные задачи и направления развития сестринского дела в РФ

  4. Виды медицинской помощи. Общие принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и внезапно заболевшим.

  5. Структура учреждений здравоохранения: направление, типы, виды ЛПУ.

  6. Структура управления ЛПУ и отделением стационара.

  7. Структура стационара и отделения.

  8. Правила охрана труда и техника безопасности в ЛПУ, пожарной безопасности.

  9. Медицинская этика и деонтология: определение понятий, основные положения. Отношение пациентов к своему заболеванию.

  10. Деонтологические аспекты при оказании помощи и уходе за больными.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Перечислите виды медицинской помощи.

  2. Какие направления деятельности ЛПУ Вы знаете?

  3. Назовите типы и виды ЛПУ.

  4. Опишите структуру управления ЛПУ и отделением стационара.

  5. Охарактеризуйте структуру стационара и отделения.

  6. Опишите правила охраны труда и техники безопасности в ЛПУ, пожарной безопасности.

  7. Дайте определение следующим понятиям: медицинская этика, деонтология, ятрогения.

  8. Врачебная тайна и основные ее составляющие

  9. Перечислите основные принципы медицинской этики.

  10. Дайте определение и назовите основные принципы медицинской деонтологии.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд.дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

  2. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. –М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

  3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

  4. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

  5. Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

  6. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

  7. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

  8. Первая медицинская помощь: Учебное пособие для студ. учреждений сред.мед.проф.образования/под ред. П.В.Глыбочко. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 4-26.

  9. Первая доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. П.М.Бурдукова. Пермь, 2008. – С. 7-20, 104-119.

  10. Первая доврачебная помощь. Учебное пособие под ред. проф. В.М. Величенко, проф. Г.С. Юмашева. - М., Медицина, 1990. – С.5-8, 38-68.

ТЕМА№2: Внутрибольничная инфекция: понятие, этапы, профилактика. Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация медицинского инструментария и предметов ухода за больными. Особенности санитарно-эпидемиологического режима в различных структурных подразделениях ЛПУ.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) является одной из самых актуальных проблем здравоохранения, как в России, так и за ее пределами. Исследования в разных странах мира показывают: ВБИ - одно из наиболее частых осложнений в период госпитализации.

В структуре ВБИ, выявляемых в ЛПУ, гнойно-септические инфекции занимают ведущее место, составляя до 75-80%. Основными факторами риска возникновения ГСИ являются: увеличение числа носителей среди сотрудников, формирование госпитальных штаммов, увеличение обсемененности воздуха, обстановки и рук персонала, диагностические и лечебные манипуляции, несоблюдение правил размещения больных и ухода за ними

Для успеха программ инфекционного контроля на уровне больниц важно взаимопонимание между больничными эпидемиологами, микробиологами, врачами-клиницистами, медицинскими сестрами и администрацией.

Все работники здравоохранения должны знать и применять основные меры предупреждения инфекционных заболеваний. Однако в силу своих профессиональных обязанностей медицинские сестры имеют более тесный контакт с пациентами. Поэтому именно им отводится лидирующая роль в применении принципов инфекционного контроля в лечебных заведениях.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

После изучения темы студент должен иметь представление об инфекционном контроле и инфекционной безопасности как факторах предупреждения ВБИ, изучить основные понятия и термины, познакомиться с принципами инфекционного контроля в лечебно-профилактическом учреждении.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • определение понятия ВБИ, инфекционный процесс, его звенья;

  • наиболее распространенные заболевания, относящиеся к ВБИ;

  • основных возбудителей ВБИ;

  • причины возникновения ВБИ;

  • способы передачи ВБИ и факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции;

  • меры профилактики и контроля ВБИ, нормативно-правовые документы, регламентирующие данные вопросы;

  • уровни обработки рук;

Студент должен уметь:

  • использовать защитные приспособления (маску, халат, очки, шапочку, фартук);

  • обработать руки до и после выполнения манипуляции;

  • обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Внутрибольничная инфекция: определение понятия, значимость, наиболее распространенные инфекции. Нормативно-правовые документы, регламентирующие данные вопросы

  2. Инфекционный процесс: понятие, основные звенья. Способы передачи инфекции. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.

  3. Характеристика и способы передачи возбудителей ВБИ в стационаре.

  4. Меры профилактики и контроля ВБИ, нормативно-правовые документы, регламентирующие данные вопросы.

  5. Способы обработки рук медицинского персонала.

  6. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в лечебных учреждениях.

V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Дайте определение понятию внутрибольничная инфекция?

  2. Что такое инфекционный процесс?

  3. Перечислите основные звенья инфекционного процесса.

  4. Назовите основные группы возбудителей ВБИ в отделениях ЛПУ?

  5. Назовите наиболее распространенные заболевания, относящиеся к ВБИ?

  6. Перечислите типичные места обитания ВБИ?

  7. Назовите и охарактеризуйте механизмы передачи ВБИ?

  8. Опишите меры контроля и безопасности в профилактике ВБИ?

  9. Назовите способы обработки рук медицинского персонала?

  10. Дайте определение следующим понятиям: дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация.

  11. Назовите виды и методы дезинфекции и охарактеризуйте их.

  12. Опишите последовательность предстерилизационной очистки медицинского инструментария.

  13. Назовите методы стерилизации и охарактеризуйте каждый из них.

  14. Опишите пробы на скрытую кровь и остатки моющего средства.

  15. Назовите сроки хранения стерильных изделий?

  16. Какие виды уборок в ЛПУ Вы знает?

VI РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд.дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

  2. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. –М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

  3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

  4. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

  5. Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

  6. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

  7. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

Тема №3. Приемное отделение. Оформление медицинской документации поступающего в ЛПУ. Санитарная обработка больного. Антропометрия. Профилактика педикулеза.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

При поступлении в стационар в большинстве случаев пациент проходит через приемное отделение. Его правильно организованное и четкое осуществляемое функционирование во многом определяет работу стационару в целом. Качество оказания помощи, правильность и скорость работы с пациентами формируют у больных первое впечатление от стационара и его сотрудников. От того, насколько профессионально грамотно, быстро и организованно действует персонал этого отделения, в немалой степени зависит успех лечения пациентов, а иногда и его жизнь.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить нормативные документы и содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении ЛПУ.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Устройство и функции приемного отделения ЛПУ;

  • Содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении ЛПУ;

  • Пути госпитализации пациентов в стационар;

  • Документацию, необходимую для приема пациента в стационар;

  • Способы и принципы транспортировки пациента в отделение;

  • Особенности санитарной обработки пациентов;

  • Проведение антропометрии;

Студент должен уметь:

  • Транспортировать пациента в лечебное учреждение;

  • Оформлять медицинскую документацию на поступающего больного;

  • Титульный лист «Медицинской карты стационарного больного»;

  • Регистрировать пациента в «Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации»;

  • Заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»;

  • Транспортировать пациента в ЛПУ (на кресле-каталке, каталке, на руках, носилках);

  • Осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;

  • Произвести осмотр на педикулез;

  • Произвести санитарную обработку пациента при выявлении педикулеза;

  • Произвести антропометрические измерения.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Устройство и функции приемного отделения ЛПУ.

  2. Содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении ЛПУ.

  3. Пути госпитализации пациентов в стационар.

  4. Документацию, необходимую для приема пациента в стационар.

  5. Способы и принципы транспортировки пациента в отделение.

  6. Осмотр пациента. Антропометрия.

  7. Особенности санитарной обработки пациентов.

  8. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза. Дезинсекционные мероприятия. Педикулоциты.

  9. Виды санитарной обработки пациента.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Перечислите основные функции приемного отделения стационара.

2.Какую документацию приемного отделения вы знаете?

3.Назовите пути госпитализации пациентов в стационар.

4.Как определить массу тела пациента?

5.Как измерить рост пациента?

6.Что относится к полной санитарной обработке пациента?

7.Как подготовить гигиеническую ванну пациенту?

8.Как подготовить и провести гигиенический душ пациенту?

9.Что относится к частичной санитарной обработке?

10.Назовите основные педикулоциды?

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

Тема №4. Методика общего осмотра пациента. Лихорадка.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Осмотр больного считается одним из древнейших методов в диагностической медицине. Им преимущественно пользовались выдающиеся медики древности – Гиппократ, Гален, Диоскорид, а также знаменитый средневековый врач Авиценна. Выдающимися мастерами осмотра считались представители индо-тибетской, китайской и японской медицины. Их опыт в этой сфере диагностики на протяжение столетий перенимали и усваивали представители европейской и отечественной медицины.

В истории клинической медицины известно немало случаев постановки диагноза на основании осмотра больного. Профессиональный осмотр больного требует исключительной наблюдательности, которая приобретается с опытом. Образцы такой наблюдательности в диагностике болезней врач должен находить не только в знаменитых личностях современной клинической медицины, но и в многочисленных литературных произведениях и произведениях искусства, посвященных медицинской тематике. Непревзойденные образцы внешних проявлений заболевания откроются каждому врачу в произведениях великих писателей – Толстого, Тургенева, Чехова, Вересаева, в живописных полотнах Репина и других художников.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Научиться собирать, обосновывать и взаимосвязывать полученную информацию о пациенте

III. Учебно-целевые задачи:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

Правила и технику общего осмотра, измерение роста, определение массы тела;

Виды одышки. Типы дыхания. Патологические типы дыхания;

Особенности исследования пульса на различных артериях. Характеристику пульса;

Физиологические нормы артериального давления;

Механизмы теплообразования и колебания температуры тела в течение дня и в зависимости от возраста и условий окружающей среды;

Виды термометров для измерения температуры тела;

Способы измерения температуры тела;

Виды, периоды, степени и механизмы развития лихорадок;

Дезинфекцию термометров

Студент должен уметь:

Оценивать общее состояние больного, сознание, положение больного, телосложение, выражение лица, кожные покровы, ногти и слизистые, подкожно-жировую клетчатку.

физические данные: рост, массу тела, отеки (локализация);

Оказать помощь пациенту с высокой температурой тела;

Измерять температуру тела в подмышечной впадине и полости рта пациента;

Регистрировать данные измерения температуры в температурном листе;

Проводить дезинфекцию и хранение термометров.

Выполнять цифровую и (или) графическая запись показателей функционального состояния:

1. температуры

2. числа дыхательных движений;

3. пульса;

4. артериального давления;

5. массы тела;

6. роста;

7. кратности стула;

8 величины суточного диуреза

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Общий осмотр. Оценка функционального состояния пациента.

2.Механизмы теплообразования и колебания температуры тела в течение дня и в зависимости от возраста и условий окружающей среды.

3.Виды термометров для измерения температуры тела. Измерение температуры тела пациента.

4.Виды, периоды, степени и механизмы развития лихорадок.

5.Дезинфекция термометров.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.Оценка общего состояния больного, сознания, положения больного, телосложение, выражение лица, кожные покровы, ногти и слизистые, подкожно-жировой клетчатки.

2.Что такое пульс. Характеристики пульса

3.Что относится к антропометрии?

4.Назовите патологические типы дыхания;

5.Измерения артериального давления. Классификация уровней артериального давления (АД);

6.Назовите факторы, искажающие истинные значения АД

7.Какие вы знаете виды лихорадок?

8.Расскажите классификацию температуры по степени подъема?

9.Какие существуют механизмы развития лихорадок?

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

Тема №5. Личная гигиена пациента

I. АКТУАЛЬНОСТЬ

Соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте палаты, постели больного создают условия для скорейшего выздоровления больных и предупреждают развитие многих осложнений. Правильный уход является залогом успеха лечения даже в самых сложных случаях. Чем тяжелее больной, тем сложнее за ним ухаживать. Уход за больными является прямой обязанностью медицинской сестры.

Данные статистики о частоте развития пролежней в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации практически отсутствуют. По данным английских авторов, в медико-профилактических учреждениях по уходу пролежни образуются у 15-20% пациентов. По результатам исследований, проведенных в США, около 17% всех госпитализированных пациентов, находятся в группе риске по развитию пролежней или уже имеют их. Согласно данным Д.Ватерлоу, в Великобритании стоимость ухода за пациентами, имеющих пролежни оценивается в 200млн фунтов стерлингов и ежегодно возрастает на 11% в результате затрат на лечение и увеличения продолжительности госпитализации. Помимо экономических затрат, связанных с лечением пролежней, нужно учитывать и нематериальные затраты: тяжелые физические и моральные страдания, испытываемые пациентом.

Таким образом, адекватная профилактика пролежней позволит не только снизить финансовые расходы на лечение пролежней, но и повысить уровень качества жизни пациентов.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Научиться осуществлять основные гигиенические манипуляции.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Основные средства ухода за кожей;

  • Места возможного образования пролежней, стадии образования;

  • Факторы риска, приводящие к образованию пролежней;

  • Клиническую картину и особенности диагностики пролежней;

  • Общие подходы к профилактике и особенности ухода за пациентом с высоким фактором риска развития пролежней;

  • Дезинфекцию судна, мочеприемника;

  • Правила сборки и транспортировки белья.

Студент должен уметь:

  • Провести гигиенический душ/гигиеническую ванну;

  • Сменить нательное и постельное белье;

  • Организовать и оказать помощь пациенту при утреннем туалете:

  • Умыть пациента;

  • Обработать полость рта;

  • Осуществлять уход за ушами, носом, глазами;

  • Осуществлять уход за волосами;

  • Провести мероприятия по профилактике пролежней и обработать кожу при наличии пролежней;

  • Подать судно и мочеприемник (мужчине и женщине);

  • Осуществить уход за наружными половыми органами и промежностью.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Уход за кожей.

2.Пролежни. Места возможного образования пролежней, стадии образования. Факторы риска, приводящие к образованию пролежней. Клиническая картина. Общие подходы к профилактике и особенности ухода за пациентом с высоким фактором риска развития пролежней.

Выполнение практических манипуляций

3.Утренний туалет пациента: умывание, обработка глаз, носа, ушей, полости рта.

4.Смена нательного, постельного белья.

5.Уход за наружными половыми органами и промежностью.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.Что такое общий/специальный уход за пациентом?

2.Какие антисептики применяются для обработки полости рта пациента?

3.Для чего необходимо осуществлять уход за полостью рта у тяжелобольных?

4.Какие антисептики применяются для обработки глаз?

5.Какие антисептики применяются для обработки ушей?

6.Какие лекарственные средства применяются для очищения носовых ходов?

7.Дайте определение термину «пролежни».

8.Как часто у больных образуются пролежни?

9.У какого контингента больных чаще возникают пролежни?

10.Основные причины появления пролежней?

11.Можно ли предотвратить возникновение пролежней?

12.Как определить степень риска возникновения пролежней по шкале Ватерлоу?

13.Что относится к факторам риска возникновения пролежней?

14.Опишите клиническую картину развития пролежней по стадиям.

15.Что такое противопролежневый матрац?

16.Как сменить постельное белье пациенту, находящемуся на строгом постельном режиме?

17.Как производится смена нательного белья?

18.Как производится дезинфекция судна, мочеприемника?

19.Какие растворы нужно приготовить для подмывания пациентки?

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

8.Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. № 123 «Об утверждении отраслевого стандарта. Протокол ведения больных. Пролежни».

9.Приложение к приказу Минздрава России от 17.04.2002 г. № 123

Отраслевой стандарт ОСТ 91500.11.0001 – 2002 «Система стандартизации в здравоохранении РФ. Протокол ведения больных. Пролежни (L.89)»

Тема №6. Применение лекарственных средств. Наружный, энтеральный и ингаляционный способы.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ

В современной практической медицине нет ни одной области, в которой с успехом не использовались бы лекарственные средства. Медикаментозная терапия служит важнейшей составной частью лечебного процесса. Медицинские сестры несут ответственность за хранение медикаментов на своих рабочих местах.

II.ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

После изучения темы студент должен иметь представление о различных способах ведения лекарственных средств, их достоинствах и недостатках, уметь организовать хранение лекарственных средств в кабинетах отделения ЛПУ и научиться самостоятельно применять лекарственные препараты энтерально, наружно и ингаляционно.

III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • действие лекарственных средств;

  • способы введения лекарственных средств;

  • правила выписки, хранения и раздачи лекарственных средств;

  • достоинства и недостатки различных способов введения лекарственных средств;

Студент должен уметь:

  • организовать хранение лекарственных средств в отделении;

  • выдавать лекарственные средства пациенту;

  • обучить пациента правилам поведения при приеме лекарственных средств;

  • пользоваться карманным ингалятором;

  • вводить лекарственные средства в глаза, в нос, уши.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Организация хранения лекарственных средств в отделении и правила выдачи пациенту (нормативно-правовая документация, регламентирующая вопросы хранения лекарственных средств различных групп; основные принципы хранения наркотических, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств).

  2. Способы применения лекарственных средств. Действие лекарственных средств.

  3. Энтеральный способ введения: виды, преимущества и недостатки.

  4. Наружный способ введения: виды, преимущества и недостатки.

  5. Ингаляционный способ введения: преимущества и недостатки.

  6. Раздача лекарственных средств в отделении.

  7. Выполнение манипуляций: введение лекарственных средств в глаза, нос, уши. Пользование карманным ингалятором.

V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Охарактеризуйте порядок хранения лекарственных средств в отделении?

  2. Перечислите нормативно-правовую документацию, регламентирующую вопросы хранения лекарственных средств различных групп?

  3. Назовите основные принципы хранения наркотических, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств?

  4. Перечислите основные способы введения лекарственных средств?

  5. Что такое энтеральный путь введения лекарственных средств и каковы его недостатки?

  6. Назовите преимущества сублингвального пути введения лекарственных средств?

VI.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

8.Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733с.

Тема №7. Парентеральный способ применения лекарственных средств. Постинъекционные осложнения.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ

Парентеральное введение лекарственных средств, осуществляется, минуя желудочно-кишечный тракт. Инъекцией называется введение лекарственных веществ подкожно, внутрикожно, внутримышечно, внутрикостно, внутривенно, в спинномозговой канал при помощи шприца. При парентеральном способе введения лекарственные вещества попадают непосредственно во внутренние среды, минуя естественные барьеры, ускоряется наступление действия и повышается точность дозировки.

По данным ВОЗ, за год в мире производится около 12 млрд. инъекций. Знание и умения по данной теме необходимы каждому медицинскому работнику.

II.ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

После изучения темы студент должен иметь представление о парентеральном способе ведения лекарственных средств, его достоинствах и недостатках, научиться самостоятельно выполнять различные виды инъекций.

III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • достоинства и недостатки парентерального способа введения лекарственных средств;

  • виды шприцев и игл;

  • правила разведения антибиотиков;

  • анатомические области для парентерального введения;

  • методику выполнения инъекций;

  • особенности введения масляных лекарственных препаратов;

  • особенности выполнения инъекций инсулина, гепарина;

  • возможные осложнения инъекций;

  • причины, вызывающие постинъекционные осложнения при выполнении подкожных, внутримышечных инъекций, тактику медсестры, профилактику постинъекционных осложнений.

  • Виды компрессов, показания и противопоказания к постановке различных видов компрессов.

Студент должен уметь:

  • собрать одноразовый шприц;

  • произвести набор лекарственного средства из ампул и флаконов;

  • определять цену деления шприца;

  • развести и набрать нужную дозу антибиотика;

  • выполнять внутрикожные, подкожные, внутримышечные инъекций на фантоме,

  • набирать заданную дозу инсулина, гепарина;

  • оказать помощь при постинъекционных осложнениях,

  • осуществлять постановку согревающего компресса.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Парентеральный способ применения лекарственных средств: достоинства и недостатки.

  2. Виды шприцев и игл (одноразовые, многоразовые, специальные, шприцы-ручки, шприцы-тюбики, безопасные шприцы);

  3. Набор лекарственного средства из ампул и флаконов.

  4. Способы разведения антибиотиков.

  5. Выполнение манипуляций:

внутрикожная инъекция,

подкожная инъекция,

внутримышечная инъекция,

внутривенная.

  1. Возможные осложнения инъекций: отек Квинке, анафилактический шок, абсцесс, инфильтрат, медикаментозная и воздушная эмболии, гематома, поломка иглы, гипогликемические состояния и т.д.. Причины, вызывающие постинъекционные осложнения при выполнении подкожных, внутримышечных инъекций, тактика медсестры, их профилактика.

V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Назовите преимущества и недостатки парентерального пути введения лекарственных средств?

  2. Какие виды шприцев Вы знаете?

  3. Опишите строение шприца.

  4. Опишите способы разведения антибиотиков?

  5. Назовите места выполнения внутрикожной инъекции, подкожной инъекции, внутримышечной инъекции.

  6. Назовите возможные осложнения инъекций.

  7. Назовите причины, вызывающие постинъекционные осложнения при выполнении подкожных, внутримышечных инъекций?

  8. Опишите тактику медсестры при возникновении различных постинъекционных осложнениях.

  9. Какие виды компрессов Вы знаете?

  10. Назовите показания и противопоказания к постановке различных видов компрессов.

VI.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

8.Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733с.

Тема №8.Организация кормления больных в ЛПУ. Лечебные диеты. Искусственное питание

I. АКТУАЛЬНОСТЬ

Питание – один из жизненно важных процессов, необходимых для нашего организма. Пища служит для организма источником энергии, является строительным материалом, участвует в защитных функциях организма. Питание определяет физиологическое, психо-эмоциональное состояние человека, его способность к адаптации в окружающей среде, возможность воспроизводства и долголетия, влияет на качество жизни пациентов.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

После изучения темы студент должен знать основные принципы организации питания пациентов в стационарных условиях; представлять принципы диетотерапии для больных; составные части пищи и их значение. Иметь представление о принципах и видах искусственного питания и нутритивной поддержки.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Функции пищи, биологическое значение отдельных пищевых компонентов;

  • Определение понятий: рациональное питание, лечебное питание, диетотерапия;

  • Основные принципы лечебного питания;

  • Характеристику основных лечебных диет;

  • Организацию питания пациентов в ЛПУ;

  • Виды искусственного питания, понятие нутритивной поддержки.

Студент должен уметь:

  • Провести беседу с пациентом и его родственниками об особенностях назначенной диеты;

  • Осуществить кормление тяжелобольного пациента;

  • Контролировать хранение и ассортимент продуктов, разрешенных к передаче в стационаре;

  • Проводить дезинфекцию посуды и столовых приборов.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Рациональное питание. Функции пищи, биологическое значение отдельных пищевых компонентов.

2. Лечебное питание. Основные принципы лечебного питания. Диетотерапия.

3. Характеристика основных лечебных диет.

4. Организация питания пациентов в ЛПУ.

5. Контроль продуктовых передач, санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроков хранения пищевых продуктов. Дезинфекция посуды и столовых приборов.

6. Искусственное питание, понятие и виды. Нутритивная поддержка, понятие, виды, показания к назначению.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Дайте определение понятиям: рациональное питание, лечебное питание, диетотерапия.

  2. Назовите функции пищи?

  3. Каково биологическое значение отдельных пищевых компонентов?

  4. Назовите принципы лечебного питания.

  5. Назовите требования к диетам.

  6. Охарактеризуйте основные лечебные диеты.

  7. Опишите процесс организации питания пациентов в ЛПУ.

  8. Каким образом осуществляется контроль продуктовых передач в отделение ЛПУ?

  9. Как проводится дезинфекция посуды и столовых приборов?

  10. Показания к назначению нутритивной поддержки.

  11. Расскажите алгоритм кормления тяжелобольного через назогастральный зонд.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

8.Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733с.
































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине Сестринское дело

для студентов 1 курса лечебного факультета

в весеннем семестре

п/п

Тема занятия

1

2

1.

Уход за больными с заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Неотложная медицинская помощь.

2.

Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Неотложная медицинская помощь

3.

Уход за больными с заболеваниями мочевыделительной системы. Неотложная медицинская помощь

4.

Уход за пациентами в предоперационном и послеоперационном периодах. Профилактика осложнений.

5.

Основные принципы ухода за больными с неотложной хирургической патологией.

6.

Основы реаниматологии. Сердечно-легочная реанимация. Уход за умирающими больными.

7.

Итоговое занятие №2

8.

Сдача практических навыков

9.

Зачетное занятие














Тема №1а. Уход за больными с заболеваниями дыхательной системы. Неотложная медицинская помощь.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ

В последнее время, особенно в индустриально развитых странах, наблюдается значительный рост заболеваний дыхательной системы. Такой подъем заболеваемости связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся загрязненностью окружающего воздуха, курением, растущей аллергизацией населения (прежде всего за счет продукции бытовой химии). Все это в настоящее время обусловливает актуальность своевременной диагностики, эффективного лечения, профилактики болезней органов дыхания и ухода за данной категорией пациентов. Для диагностики заболеваний органов дыхания используют различные лабораторные и инструментальные методы исследования. Однако выбор тактик обследования, первой помощи при большинстве неотложных состояний основывается на правильной оценке симптомов заболеваний органов пищеварения. Поэтому медицинская сестра должна хорошо знать основные признаки заболеваний и уметь осуществлять уход за пациентами.

II.ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

После изучения темы студент должен иметь представление об основных симптомах, характерных для заболеваний органов дыхания, знать особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях органов дыхания.

III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • симптомы заболеваний органов дыхания: кашель, одышка, ее виды и типы, боли в грудной клетке, кровохарканье и т.д.

  • патологические типы дыхания;

  • особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях органов дыхания.

Студент должен уметь:

  • подсчитывать частоту дыхательных движений;

  • подготовить пациента к лабораторному исследованию мокроты,

  • подготовить пациента к рентгенологическому исследованию бронхов;

  • пользоваться карманным ингалятором;

  • оказывать помощь при появлении приступа удушья, кровохарканья, при легочном кровотечении;

  • проводить оксигенотерапию: подача кислорода через носовой катетер, кислородную подушку.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Дыхание: физиологические типы дыхания. Определение частоты дыхательных движений.

  2. Симптомы заболеваний органов дыхания: одышка. Патологические типы дыхания.

  3. Кашель: механизм, виды кашля. Мокрота. Правила подготовки пациента к сбору мокроты: на общий клинический анализ; на микобактерии туберкулеза методом флотации; на бактериологическое исследование; на атипичные клетки. Подготовка пациента к рентгенологическому исследованию бронхов.

  4. Кровохарканье, легочное кровотечение. Основные принципы ухода и неотложной помощи за больным с болями в грудной клетке.

  5. Оксигенотерапия: подача кислорода через носовой катетер, кислородную подушку.

V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.Какие физиологические типы дыхания Вы знаете?

2.Опишите алгоритм определения частоты дыхательных движений.

3.Перечислите основные симптомы заболеваний органов дыхания.

4.Что такое одышка и какие виды и типы одышки Вы знаете?

5.Назовите патологические типы дыхания.

6.Что такое кашель и какие виды кашля вы знаете?

7.Что такое мокрота и какие виды мокроты Вы знаете?

8.Опишите правила подготовки пациента к сбору мокроты на общий клинический анализ; на микобактерии туберкулеза методом флотации; на бактериологическое исследование; на атипичные клетки.

9.Опишите особенности подготовки пациента к рентгенологическому исследованию бронхов.

10.Что такое кровохарканье?

11.Опишите основные принципы ухода и оказания неотложной помощи за больным с кровохарканьем и легочным кровотечением.

12.Опишите основные принципы ухода оказания неотложной помощи за больными с болями в грудной клетке.

13.Что такое оксигенотерапия?

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

8.Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733с.

Тема №1 б. Уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Неотложная медицинская помощь.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ

Основная функция органов кровообращения – обеспечение органов и тканей кислородом, энергетическими и пластическими веществами, а также удаление из организма углекислого газа и других продуктов обмена веществ. В отсутствии кровообращения в органах и тканях быстро развиваются необратимые изменения, приводящие их к гибели. Заболевания сердечно-сосудистой системы являются одними из наиболее распространенных, часто приводят к полной потере трудоспособности. Причины заболеваний сердца и сосудов разнообразны и наблюдаются у лиц различного возраста и пола.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Обучить студентов навыкам субъективного и объективного исследования, основам общего ухода, оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Жалобы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;

  • Основные симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы;

  • Методы диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление – характеристики, методики определения, ЭКГ);

  • Особенности ухода за больными;

  • Алгоритмы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях (стенокардия, инфаркт миокарда, гипертонический криз, обморок, коллапс, состав аптечки для оказания неотложной помощи при данных заболеваниях).

  • Понятие гирудотерапии, показания и противопоказания к назначению.

Студент должен уметь:

  • Измерить артериальное давление;

  • Исследовать пульс;

  • Подготовить пациента к ЭКГ;

  • Осуществлять общий уход за пациентом;

  • Оказать неотложную помощь при обмороке, коллапсе, стенокардии, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Жалобы и основные симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы: боли в области сердца (кардиалгии, стенокардитические боли), артериальная гипертензия и гипотония, нарушения сердечного ритма (тахикардия, брадикардия, перебои в работе сердца), одышка, отеки, потеря сознания (обморок).

2. Методы диагностики заболеваний сердца и сосудов: исследование пульса, измерение артериального давления. Подготовка пациента к электрокардиограмме (ЭКГ).

3. Особенности ухода за больным (при инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, обмороке и коллапсе).

4. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях: обморок, коллапс, гипертонический криз, стенокардия, инфаркт миокарда.

5. Гирудотерапия. Показания, противопоказания, осложнения. Особенности ухода за пациентом.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Дайте определение понятиям и причины возникновения: кардиалгии, одышка, тахикардия.

  2. Назовите нормальные показания артериального давления, пульса.

  3. Перечислите характеристики пульса и дайте им характеристику.

  4. Охарактеризуйте стенокардитические боли, причина их возникновения.

  5. Перечислите симптомы обморока, причины его возникновения.

  6. Какими жалобами и симптомами характеризуется гипертонический криз.

  7. Как подготовить пациента к ЭКГ.

  8. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе.

  9. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при инфаркте миокарда.

  10. Каков алгоритм оказания неотложной помощи при обмороке.

  11. Каковы особенности общего ухода за больным при инфаркте миокарда.

  12. Укажите особенности ухода за пациентом после проведения гирудотерапии.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд. дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

2.Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

3.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

4.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

6.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

7.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

8.Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 733с.

Тема №2. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Неотложная медицинская помощь.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ:

Существенным вопросом современной медицины является адекватная терапия и уход, направленные на лечение патологических процессов в различных органах пищеварения. В настоящее время отмечается рост заболеваемости язвенной болезнью, циррозом печени, панкреатитом, синдромом раздраженного кишечника, онкологическими заболеваниями органов пищеварения.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

После изучения темы студент должен иметь представление об основных симптомах, характерных для заболеваний органов дыхания, знать особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях органов дыхания.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Принципы развития основных синдромов при заболеваниях органов пищеварения (желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень).

  • Основные синдромы, проблемы пациента.

  • Принципы лабораторно-инструментальной диагностики.

  • Принципы лечения и ухода за больными.

  • Основное медицинское оборудование, инструменты и средства, применяемые в диагностике и лечении заболеваний ЖКТ.

  • Тактику оказания медицинской помощи на до и госпитальном этапах.

Студент должен уметь:

  • Соблюдать деонтологические аспекты при оказании помощи и уходе за больными;

  • Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности в ЛПУ, пожарной безопасности.

  • Оказывать помощь при рвоте, тошноте, болях в животе.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

  1. Симптомы заболеваний органов пищеварения: боли в животе, симптомы желудочной диспепсии (рвота, тошнота, изжога), симптомы кишечной диспепсии (понос, запор, метеоризм), горечь во рту, желтуха.

  2. Правила подготовки пациента к сбору кала на общий клинический анализ; на дисбактериоз; на дезгруппу.

  3. Подготовка пациента к желудочному, дуоденальному зондированию.

  4. Подготовка пациента к рентгенологическому исследованию желудка, кишечника, к эндоскопическому исследованию желудка и кишечника, к УЗИ органов брюшной полости.

  5. Основные принципы ухода за больным с болями в животе, при рвоте.

  6. Особенности диетического питания при заболеваниях ЖКТ (диеты).

  7. Неотложная помощь при желудочно-кишечном кровотечении.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Принципы диетотерапии хронического гипоацидного гастрита.

2. Как подготовить больного к ирригоскопии.

3. Перечислите основные симптомы заболеваний желудка.

4. Какие симптомы характерны для заболеваний печени.

5. Принципы диетотерапии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

6. Перечислите особенности ухода за больными с заболеваниями поджелудочной железы, печени и желчевыводящих путей.

7. Перечислите жалобы при хроническом панкреатите.

8. Каков алгоритм проведения дуоденального зондирования.

9. Особенности подготовки пациента к ирригоскопии.

10. Как подготовить пациента к колоноскопии.

11. Какая диета назначается при запорах.

12. Каков алгоритм проведения желудочного зондирования.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд.дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

  2. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. –М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

  3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

  4. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

  5. Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

  6. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

  7. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

  8. Первая медицинская помощь: Учебное пособие для студ. учреждений сред.мед.проф.образования/под ред. П.В.Глыбочко. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 4-26.

  9. Первая доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. П.М.Бурдукова. Пермь, 2008. – С. 7-20, 104-119.

  10. Первая доврачебная помощь. Учебное пособие под ред. проф. В.М. Величенко, проф. Г.С. Юмашева. - М., Медицина, 1990. – С.5-8, 38-68.


Тема №3. Уход за больными с заболеваниями мочевыделительной системы. Неотложная медицинская помощь

I.АКТУАЛЬНОСТЬ:

Среди заболеваний, с которыми сталкиваются медицинские работники, немалый удельный вес составляют болезни почек. В первую очередь это гломерулонефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, однако почки поражаются при ряде других заболеваний, прежде всего системных (васкулиты, метаболичесие и эндокринные нарушения и т.д.).

Правильная трактовка обнаруживаемых изменений, симптомов и синдромов приобретает, соблюдение принципов сестринского ухода за пациентами имеют особое значение.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

После изучения темы студент должен иметь представление об основных симптомах, характерных для заболеваний почек и мочевыводящих путей, знать особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при заболеваниях почек.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Основные симптомы, проблемы пациента.

  • Принципы лабораторно-инструментальной диагностики.

  • Принципы ухода за больными.

  • Основное медицинское оборудование, инструменты и средства, применяемые в диагностике и лечении заболеваний почек и мочевыводящих путей.

  • Тактику оказания медицинской помощи при почечной колике.

Студент должен уметь:

  • Собрать информацию о больном оценить его состояние.

  • Выделить ведущие симптомы и проблемы пациента.

  • Составить и реализовать план сестринского ухода

  • Работать с медицинским оборудованием.

  • Предвидеть последствия выполнения лечебно-диагностических мероприятий.

  • Научить и привлечь больного и его родственников к процессу ухода.

  • Оказывать неотложную помощь при почечной колике

IVПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Симптомы заболеваний почек и мочевыводящих путей: боли в поясничной области, дизурия, олигоурия, анурия, никтурия, ишурия, отеки, артериальная гипертензия.

2. Правила подготовки пациента к сбору мочи на общий клинический анализ; на стерильность, анализ по Нечипоренко, по Зимницкому.

  1. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования: экскреторной урографии, обзорной рентгенографии почек, УЗИ почек.

  2. Катетеризация мочевого пузыря.

  1. Основные принципы ухода за больным с заболеваниями почек.

  2. Особенности диетического питания при заболеваниях почек (диеты).

  3. Неотложная помощь при почечной колике.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Принципы диетотерапии при заболеваниях почек.

2. Как подготовить больного к внутривенной урографии.

3. Перечислите основные симптомы заболеваний почек.

6. Перечислите особенности ухода за больными с заболеваниями почек.

7. Каковы правила сбора мочи на общий анализ.

8. Каков алгоритм проведения катетеризации мочевого пузыря.

9. Особенности подготовки пациента к забору мочи на стерильность.

10. Как подготовить пациента к УЗИ почек.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – Учебное пособие для вузов. – Изд.дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004.

  2. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. –М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

  3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

  4. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

  5. Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

  6. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

  7. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.

  8. Первая медицинская помощь: Учебное пособие для студ. учреждений сред.мед.проф.образования/под ред. П.В.Глыбочко. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 4-26.

  9. Первая доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. П.М.Бурдукова. Пермь, 2008. – С. 7-20, 104-119.

  10. Первая доврачебная помощь. Учебное пособие под ред. проф. В.М. Величенко, проф. Г.С. Юмашева. - М., Медицина, 1990. – С.5-8, 38-68.

Тема №4а.Уход за пациентами в предоперационном периоде и подготовка к операции

I.АКТУАЛЬНОСТЬ

Любая хирургическая операция представляет серьезное испытание для организма пациента. Основная цель предоперационной подготовки пациента – свести к минимуму риск предстоящей операции и вероятность развития послеоперационных осложнений.


II.ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Научить обучающихся правилам ухода за больными в предоперационном периоде.


III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Определение понятия предоперационный период, цель, задачи, этапы;

  • Виды санитарной обработки хирургических больных;

  • Показания и противопоказания к различным видам клизм и алгоритм их постановки;

  • Подготовка кожных покровов и операционного поля к операции;

  • Понятие премедикации, ее цель и препараты, применяемые для премедикации;

  • Особенности предоперационного периода у экстренных больных;

  • Показания к постановке желудочного зонда.

Студент должен уметь:

  • Проводить психологическую поддержку пациента к хирургической операции;

  • Научить пациента правильно дышать после операции;

  • Промывать желудок;

  • Поставить назогастральный зонд пациенту;

  • Поставить очистительную, сифонную и послабляющие клизмы;

  • Подготовить операционное поле пациента для выполнения операции;

  • Провести премедикацию пациенту;

  • Транспортировать пациента в операционную.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Предоперационный период: определение понятия, этапы и их цель. Мероприятия подготовки пациента к хирургической операции.

  2. Виды санитарной обработки хирургических больных.

  3. Психологическая подготовка пациента к хирургической операции.

  4. Подготовка желудочно-кишечного тракта пациента к операции. Различные виды клизм. Промывание желудка.

  5. Уход за пациентом в день операции.

  6. Особенности предоперационного периода у экстренных больных.

V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Что такое предоперационный период?

2.Перечислите мероприятия подготовки пациента к хирургической операции?

3.Перечислите мероприятия, которые необходимо провести пациенту накануне операции и в день ее выполнения?

4.Какие виды клизм Вы знаете?

5.Перечислите показания и противопоказания к очистительной, сифонной, послабляющим клизмам.

6.Опишите алгоритм постановки очистительной, сифонной, послабляющих клизм.

7.Что такое операционное поле пациента?

8.Каким образом и когда осуществляется бритье операционного поля?

9.Назовите особенности предоперационного периода у экстренных больных?


VI.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кузнецов, Н.А. Уход за хирургическими больными: учеб для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечеб.дело» дисциплины «Уход за хирург.больными»/ Н.А.Кузнецов, А.Т. Бронтвейн. – М.: ГЕОТАР_Медиа, 2012. – С.194-200с.

  2. Уход за хирургическими больными: Учеб.пособие для студентов медицинских вузов/Под ред. Б.С.Суковатых, С.А.Сумина. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 496с.

  3. Чернов В.Н. Уход за хирургическими больными. Ростов Н/Д., Издат. «МарТ», 2004. –С.112-125.

  4. Стручков В.И. Общая хирургия. - М.: Медицина, 1988. -С.15-20.

Тема №4б. Организация ухода за больными в послеоперационном периоде. Профилактика осложнений.

I. АКТУАЛЬНОСТЬ:

В лечении хирургического больного наряду с оперативным вмешательством, огромное значение имеет профессиональное ведение послеоперационного периода. Наблюдение, послеоперационный уход, выполнение назначений врача (профилактика осложнений) являются важным звеном в выздоровлении пациента.

II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

  • Научить обучающихся правилам ухода за больными в послеоперационном периоде.

III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

  • Определение понятия послеоперационный период, его цель, задачи, фазы)

  • Осложнения послеоперационного периода

  • Профилактика послеоперационных осложнений

  • Принципы ухода за послеоперационным больным

Студент должен уметь:

  • Осуществлять транспортировку больного из операционной;

  • Подготовить палату и постель для больного после операции;

  • Осуществлять наблюдение за пациентом: кожные покровы, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, частоту дыхательных движений;

  • Выполнять: измерение температуры тела, катетеризацию мочевого пузыря;

  • Производить уход за полостью рта, глаз, носа, ушей, кожных покровов, кормление пациента в постеле.

  • Осуществлять уход за колостомой, уростомой, трахеостомой;

  • Выполнять профилактику пролежней, легочных и тромбоэмболических осложнений;

  • Производить перевязку послеоперационной раны;

  • Выполнять смену нательного и постельного белья.

IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Послеоперационный период: определение понятия, цель, задачи, фазы.

  2. Подготовка палаты и постели для больного. Транспортировка пациента из операционной.

  3. Перекладывание пациента на послеоперационную койку, виды положения пациента на больничной койке.

  4. Наблюдение за пациентом: внешний вид, кожные покровы, пульс, дыхание, АД, температура, диурез.

  5. Осложнения послеоперационного периода и их профилактика.

  6. Уход за пациентом после операции (обработка полости рта, глаз, носа, ушей, профилактика пролежней, подача судна, мочеприемника).

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Дайте определение понятия после операционный период и назовите его фазы.

  2. Назовите осложнения послеоперационного периода.

  3. Перечислите мероприятия по профилактике легочных и тромбоэмболических осложнений в послеоперационном периоде.

  4. Что такое колостома, уростома, трахеостома?

  5. Расскажите алгоритм выполнения катетеризации мочевого пузыря.

  6. Назовите нормальные показатели ЧДД, ЧСС, диуреза, температуры тела.

  7. Расскажите алгоритм умывания пациента, мытья головы, обработки полости рта, глаз, носа, ушей.

VI РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецов Н.А. , Бронтвейн А.Т.Уход за хирургическими больными: учеб.для студентов учреждений ВПО/Н.а. Кузнецов, А.Т. Бронтвейн.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2012.-288с.

  2. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: учебник. –М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

  3. Алгоритмы манипуляций по общему и специальному уходу за пациентами: учебно-методическое пособие / А.С. Кулабухов,И.А.Николаева,Л.Н. Шульгина и др.- Курск: Издательство КГМУ 2013.- 162с.

  4. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 192-203.

  5. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991.

  6. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989.

  7. Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984.

Тема №5. Основные принципы ухода за больными с неотложной хирургической патологией

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Своевременное, грамотное оказание неотложной помощи значительно улучшает прогноз лечения, а во многих случаях спасает жизнь больных и пострадавших. Каждый человек, тем более, медицинский работник, должен уметь при необходимости осуществить мероприятия по спасению жизни человека

  1. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ

После изучения темы студент должен знать клинические проявления неотложных состояний в хирургической практике (кровотечение, «острый живот», терминальные состояния). А также принципы оказания неотложной помощи при возникновении этих состояний.

  1. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

- Определение понятия кровотечение, классификация кровотечений

-Клинические признаки артериального, венозного, капиллярного, смешанного кровотечения, желудочно-кишечного кровотечения;

- Способы временной остановки кровотечений,

- Синдром «острого живота»: понятие, клинические проявления, неотложная помощь.

- симптомы и неотложные мероприятия при аппендиците, холецистите, прободной язве желудка и 12ПК, ущемленной грыже, перитоните.

Студент должен уметь:

-Производить временную артериальную остановку наружного кровотечения следующими методами: наложение давящей повязки, возвышенным положением конечности, методом форсированного сгибания конечности, пальцевым прижатием сосудов, наложением кровоостанавливающего жгута,

-Предположить наличие острого хирургического заболевания брюшной полости, оказать неотложную помощь

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Кровотечение: определение, понятие, классификация.

2.Клинические признаки кровотечений.

3. Способы гемостаза.

4. Клинические признаки «острого живота», неотложная медицинская помощь.

5.симптомы и неотложные мероприятия при аппендиците, холецистите, прободной язве желудка и 12ПК, ущемленной грыже, перитоните.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Назовите виды кровотечений и дайте характеристику.

2.Перечислите способы гемостаза.

3.Назовите алгоритм наложения жгута при артериальном кровотечении.

4.Назовите типичные места пальцевого прижатия артерий.

5. Опишите симптом Щёткина-Блюмберга.

6.Назовите мероприятия оказания неотложной помощи при «остром животе».

7.Назовите симптомы и неотложные мероприятия при аппендиците, холецистите, прободной язве желудка и 12ПК, ущемленной грыже, перитоните.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с

  2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с.

  3. Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с.

  4. Галкин В.А. Внутренние болезни с основами ухода за больными. М. Медицина, 1987

  5. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989

  6. Первая доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. П.М.Бурдукова. Пермь, 2008.

  7. Неотложная доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. Сумин С.А. Москва, 2008

  8. Кузнецов Н.А. Уход за хирургическими больными. М: ГЭОТЛР-Медиа, 2012

Тема №6. Сердечно-легочная реанимация. Уход за умирающими больными.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ:

Своевременное, грамотное оказание неотложной помощи значительно улучшает прогноз лечения, а во многих случаях спасает жизнь больных и пострадавших. Каждый человек, тем более, медицинский работник, должен уметь при необходимости осуществить мероприятия по спасению жизни человека

II.ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ

После изучения темы студент должен знать клинические проявления неотложных состояний в хирургической практике (кровотечение, «острый живот», терминальные состояния). А также принципы оказания неотложной помощи при возникновении этих состояний.

III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

- Определение понятия и характеристику терминальных состояний

-Признаки клинической и биологической смерти

- Этапы сердечно-легочной реанимации

- Правила обращения с трупом.

Студент должен уметь:

-Восстановить проходимость дыхательных путей от инородных частиц, произвести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

-обращаться с трупом.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1.Терминальные состояния, клиническая картина.

2.Сердечно-легочная реанимация.

3.Правила обращения с трупом

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Назовите признаки клинической смерти.

2. Назовите ранние и поздние признаки биологической смерти.

3.Назовите основные этапы сердечно-легочной реанимации.

4. Назовите алгоритм действия при обращении с телом умершего.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с

2.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с.

3.Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с.

4.Галкин В.А. Внутренние болезни с основами ухода за больными. М. Медицина, 1987

5.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989

6.Первая доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. П.М.Бурдукова. Пермь, 2008.

7.Неотложная доврачебная помощь: Учебник/под ред.проф. Сумин С.А. Москва, 2008