Использование интерактивной доски, как один из способов повышения мотивации у обучающихся.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»
(Конфуций)
Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача педагога – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Учителя должны знать, каких детей необходимо обучить. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Особенности развития современных детей напрямую связаны с индустриальными и технологическими процессами в мире. Ребенок с пеленок окружен всевозможными приборами: музыкальными игрушками, планшетами, компьютерами, мобильными телефонами. Дети легко и быстро разбираются в гаджетах, девайсах, компьютерных играх.
Поколение Z – первое по-настоящему цифровое поколение: современные дети с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны. Их также называют Homelanders (домоседы), ведь информацию они черпают в основном из Сети, играют в игры онлайн, общаться предпочитают в соцсетях или при помощи мессенджеров.
Как же сделать урок интересным для детей поколения Z. Это конечно использование интерактивной доски. Я покажу вам несколько способов разнообразить ваш урок.
В настоящее время существует много различных учебно-методических комплектов для изучения английского языка в школе. Каждый из них по- своему хорош, у каждого есть свои плюсы и минусы. Выбор того или иного УМК, помимо условия его включения в Федеральный перечень учебников, обусловлен предпочтениями конкретного учителя или группы учителей конкретной школы. В последние годы мне довелось работать в школе по УМК авторов Н. Быковой и М. Поспеловой “Spotlight”. Не буду сейчас оста навливаться на достоинствах и недостатках этого УМК, как известно, не бывает идеального учебника. Некоторые учителя его подвергают резкой критике, другие относятся к нему более лояльно и даже восторженно. Но при всех возможных недостатках этого учебника, несомненным и главным его достоинством является способность мотивировать школьников к изучению нового для них предмета - английский язык. А, как известно, это главная задача при обучении иностранному языку в начальной школе. И огромную роль в развитии этой мотивации играет один из компонентов УМК – программное обеспечение для интерактивной доски, разработанное к учебникам 2-4 классов.
УМК – программное обеспечение для интерактивной доски, разработанное к учебникам 5-9 классов.
Сейча я работаю по УМК “Звездный английский: Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В.
До появления интерактивной доски, а, следовательно, и возможности работать с программным обеспечением для неё, подготовка к уроку занимала очень много времени, особенно на этапе введения новой лексики. Напечатать картинки (flashcards), карточки со словами и прочее – процесс трудоёмкий. В этом смысле использование диска с программой необыкновенно облегчает труд учителя по подготовке к уроку. Включил диск – и вот тебе и картинки, и слова, и упражнения на их закрепление. Кроме того, анимированный сюжетный диалог, который дети не просто слушают в записи, а и смотрят на видео. А далее замечательная работа с сюжетным диалогом по перетаскиванию картинок и реплик. Все это очень нравится ребятам, каждый стремиться выйти к доске. Здесь появляется возможность проявить себя даже у очень слабых учеников. Очень удобно пользоваться доской с программным обеспечением на уроках повторения, предшествующих контрольной работе. Раньше приходилось писать детям ответы для самопроверки на доске. Теперь же ответы с легкостью открываются простым прикосновением к интерактивной доске. Что и говорить, очень удобно.
В рамках своей методической темы я наблюдаю и изучаю, как школьники, обладающие разными видами памяти (визуалы, аудиалы и кинестетики) отзываются на различные приёмы подачи и закрепления учебного материала. Так вот использование интерактивной доски с данным программным обеспечением дает больше возможностей задействовать все каналы восприятия. Так, для детей-визуалов предусмотрены разные виды наглядности, о которых говорилось выше (картинки на экране для введения новой лексики), анимационное видео. При этом все тексты и диалоги имеют звуковое сопровождение, что отвечает потребностям детей-аудиалов. Для детей-кинестетиков предлагаются песни и рифмовки с движениями. Кроме того, кинестетикам трудно усидеть на месте, а при использовании интерактивной доски они получают возможность выходить к ней и выполнять различные задания ( например, по нахождению и перетаскиванию правильных ответов). Таким образом, у каждого учащегося есть больше шансов усвоить большую часть информации.
В данных приложениях к УМК существуют различные задания на закрепление лексики, задания для работы с грамматикой. Различные игры, которые могут быть использованы на внеклассных мероприятиях.
Например, игра «Кто хочет стать миллионером»
Однако, проработав с интерактивной доской достаточное время, могу сделать некоторые выводы. Во-первых, увлекшись интересной «игрушкой» в первые дни работы с программой, нередко забывала о допустимом времени работы на уроке с интерактивной доской, что, несомненно, может нанести вред здоровью детей. Во-вторых, если кормить ребёнка ежедневно даже очень вкусным тортом, то и он надоест. Так же и с интерактивной доской, от её избытка наступает пресыщение, теряется новизна, а, следовательно, и интерес к ней. Отсюда вывод: работа с программным обеспечением должна быть строго дозированной, зачастую являться вознаграждением за что-либо.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Данное программное обеспечение является отличным подспорьем для учителя, т.к.
- содержит весь учебник в мультимедийной форме;
- экономит время учителя как при подготовке к уроку, так и во время самого урока;
- позволяет успешно усваивать материал учащимся с разными доминирующими способами восприятия, т.к. задействуются все каналы;
- помогает поддерживать внимание учащихся за счет частой смены видов деятельности и большого разнообразия заданий;
- позволяет вовлечь в работу всех учащихся, в том числе и «слабых»;
- развивает и поддерживает мотивацию к изучению английского языка;
- отпадает необходимость использования DVD-плеера и магнитофона.
При этом учителю необходимо найти разумный баланс при использовании различных компонентов образовательных ресурсов и оптимально сочетать компоненты на бумажных носителях и электронные приложения к учебнику. Только тогда обучение будет эффективным, здоровье сберегающим, а сам процесс обучения – интересным и увлекательным как для учеников, так и для самого учителя.