ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
РЕФЕРАТ
на тему: «Использование интерактивных методик для формирования УУД на уроках искусства»
Войнова Наталья Вячеславовна
учитель искусства/ изобразительного искусства
МБОУ гимназия имени академика Н.Г. Басова
Руководитель повышения квалификации
по накопительной системе
Б.Р. Лившиц
Воронеж. 2015
Использование интерактивных методик для формирования универсальных учебных действий на уроках искусства.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.
Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Кроме того, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере практической деятельности: профессиональной, общественной, а также в личной жизни.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Ориентация на новые цели образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования универсальных учебных действий, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «...все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика»(). Интерактивный — (Inter – взаимный, act — действие) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом.
На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках художественно-эстетического цикла интерактивных методов, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся. При изучении предмета «Искусство / Изобразительное искусство» в школе, я использую различные интерактивные методы: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД).
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов: «Моя портретная галерея», урок-конференция «Музеи мира», творческий проект «Мой город», художественно-творческий проект «Образ идеального человека эпохи», творческий проект «Искусство и власть», урок-конференция «Художник и ученый», проект макета сборника, учебника, журнала, обложки диска, буклета, рекламного или антирекламного ролика; творческий проект «Музыка в быту», творческие проекты «Фото галерея», «Чему меня научило кино»).
Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента; объяснение полученных данных; формулировка выводов, оформление результатов работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры исследовательских проектов: «Всегда ли люди одинаково понимали красоту», «Полна чудес могучая природа», «Пушкин — наше всё», «Художественные послания предков» ).
Кейс-метод — это техника обучения, использующая описание реальных социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций( от англ. сase — случай).
При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний. В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников. Такой кейс одновременно является и заданием и источником информации. В сущности, кейс интегрирует другие методы: системный анализ, проблемный метод, методы описания, дискуссии, игровые методы и др. Учащиеся видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие УУД: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, брать на себя ответственность, рефлексивные умения.
Мною кейс-метод используется в изучении тем несущих большой объём новой информации, терминов, которая при традиционных методах обучения совсем не обязательно перейдёт в знания. Здесь не работает механизм — количество переходит в качество, и приходят на помощь социоигровые приемы обучения: командная или групповая форма работы, возможность общаться, иметь собственное мнение, право на ошибку позволяют изменить отношение ученика к образовательному процессу. (примеры тем, в изучении которых используется кейс-метод: «Искусство художественного перевода — искусство общения», «Стили в искусстве», «Откровение вечной красоты», «Архитектура исторического города», «Храмовый синтез искусств»)
Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы (пример — урок-диспут «Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве»)
Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ искусства. Использование разных типов игр — деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе изучения темы(ролевая игра «Конференция экскурсоводов крупнейших музеев мира», викторина «Мифы и реальность» и др.).
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя. Учитель перестал быть единственным источником информации. Современный ученик достаточно легко обращается с интернет-ресурсами; исторические фильмы, в меньшей степени книги, доступно и красочно пополняют представления учащихся о культуре разных времен. Перед учителем искусства встает вопрос отбора учебного материала. Учитель должен помочь ученику справиться с информационными потоками, структурировать знания, дать направление их применения. Это наполнит предмет Искусство смыслом и даст возможность обучающимся те знания и умения, которые они приобрели за годы обучения в школе во всех образовательных областях.
Заключение.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках Искусства способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет Искусство вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках изобразительного искусства, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Список литературы.
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
2. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000.
4.Изобразительное искусство.Учебно-методическая комплексная документация- М.:Агар, 2009.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Иоффе А.Н. Активная методика — залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.
Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю.Сурмин и др. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
9.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы.Музыка.5-7 классы.Искусство.8-9 классы.-М.:Просвещение,2010.
10.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
11. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд.,-М.:Дрофа,2008.
12.Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. С-Пб.: КАРО, 2008
13. В. Г. Гульчевская Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2010