Использование интерактивных презентаций на учебных занятиях
в учреждении дополнительного образования
С недавнего времени в отечественном образовании обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям.
Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытаются остановить различными способами, в том числе и нестандартными занятиями с использованием интерактивной презентации, имеющими главной целью создание и удержание интереса учащихся к учебному труду.
На примере занятия проводимого в нетрадиционной игровой форме мы предлагаем, рассмотреть этапы подготовки и проведения «Своей игры» для учащихся среднего звена.
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
– определение темы исходя из календарно-тематического планирования. Мы предлагаем для примера тему «Мир птиц»;
– определение типа занятия (сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, обобщающего повторения, применения, коррекции и контроля знаний, умений и навыков и др.);
– определение временных рамок (фрагмент занятия, полное занятие);
– выбор нетрадиционной формы.
Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
особенности и возможности выбранной формы
специфика изучаемого материала,
характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе)
возрастные особенности учащихся.
Форма проведения занятия по выбранной теме - «Своя игра»
2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из нескольких шагов:
распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);
написание плана занятия (с указанием конкретных целей);
подбор заданий, методов и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Проведение занятия в форме «Своя игра» предполагает использование интерактивной презентации, которую можно создать в программе Microsoft Office PowerPoint с применением гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок. При отсутствии такой возможности можно взять за основу готовый шаблон презентации в интернете, что упростит подготовку к занятию.
Демонстрация работы с шаблонами интерактивных презентаций
3. Проведение фрагмента нетрадиционного занятия с использованием презентации в форме «Своя игра».
4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, на что необходимо обратить внимание в следующий раз при использовании данной формы проведения занятия; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее.
Таким образом, использование нетрадиционных форм занятий, ввод элементов занимательности, оживление мысли повышает интерес к предмету, дает возможность развивать творческую самостоятельность учащихся, обучает работе с различными источниками знаний.
2