СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных технологий на занятиях математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных технологий на занятиях математики»

Использование интерактивных технологий на занятиях математики

В настоящее время невозможно представить учебный процесс без применения современных методов обучения и, в частности, интерактивных технологий. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, состоящая в создании комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, формирование у студентов положительной мотивации к математике, осознание значимости этой науки в практической деятельности.

Интерактивные технологии применяют приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу студента.

В своей педагогической практике на занятиях математики вместе с традиционными методами, я использую интерактивные технологии обучения. Использование современных интерактивных технологий позволяет мне: сделать урок интересным, увлекательным и ярким; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для студентов; индивидуализировать процесс обучения.

Проверку домашнего задания по темам «Призма», «Цилиндр» и «Вероятность события» я провожу в виде игры «Математическое лото». Правила просты. Каждый студент получает карту, на которой записаны задачи и маленькие карточки с ответами. Студенты решают первую задачу устно или письменно, получают ответ, находят его на заготовленной карточке и закрывают ей задачу. Затем переходят к следующей задаче. После закрытия всей карты, у студентов получается рисунок. Проверка правильности закрытия карты обязательна, она является не только контролирующим моментом, но и обучающим. Перед началом игры можно провести разминку, на которой вспоминаются формулы, знания, необходимые для проведения игры.

По темам «Логарифмы», «Синус, косинус, тангенс двойного и половинного угла», «Дифференцирование функций», «Определённый интеграл» в виде игры «Морской бой». Правила следующие. На экране появляется изображение игрового поля. Студенты делают выстрелы, указывая координаты цели. После чего вычисляют выражения, получают ответ. Если он верный, то на игровом поле открывается буква. Затем переходят к следующей цели. Когда откроются все буквы, студенты составляют из них слово.

По теме «Координаты в пространстве» в виде игры «Соревнование художников». Правила. На экране появляются координаты точек. Каждую точку необходимо последовательно соединить с предыдущей точкой. В результате получится определённый рисунок.

Интерактивная игра «Да - нет», которую я провожу во время изучения тем «Пирамида», «Правильные многогранники», «Конус» активизирует внимание, а также позволяет физически размяться. Правила игры. Студенты по очереди отвечают на вопросы. Если ответ «да» то им необходимо хлопнуть в ладоши, если «нет» – топнуть. Тот, кто ошибся и выполнил неправильное действие, выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают заново отвечать на вопросы, пока верно не выполнят все действия.

Эффектным, интересным и продуктивным методом обучения является интерактивная «Карусель», которую я провожу во время изучения тем «Проценты», «Перестановки, размещения и сочетания без повторений». Данный метод вовлекает всех студентов в образовательную деятельность, даёт возможность коллективного поиска решения задач, обмена идеями, информацией, математическими знаниями. А, так как математическая «Карусель» – это соревнование между группами, то занятие в такой форме разжигает у студентов не только спортивный азарт и волю к победе, но и мотивирует учащихся к получению более широких познаний в области математики. Правила математической «Карусели». Математическая «Карусель» – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – «исходном» и «зачётном». Всем членам команды присваиваются порядковые номера. По сигналу команды на «исходном» рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, то игрок №1 переходит на «зачётный» рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на «исходном» рубеже получают новую задачу, если решение второй задачи верное, то игрок №2 переходит на «зачётный» рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т. д. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на «зачётный» рубеж, но если на «зачётном» рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. Команда может в любой момент отказаться от решения задачи. Члены команды, находящиеся на «исходном» и «зачётном» рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. На «исходном» рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на «зачётном» рубеже команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т. д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи снижается на 1 балл от цены нерешённой задачи. Во время игры таблица с результатами команд отображается на экране, т. е. каждая команда видит свой результат и может сравнить его с результатом соперников. Игра для команды заканчивается, если: закончилась игровое время, закончились задачи на зачётном рубеже, закончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.

При изучении тем «Пирамида», «Объём призмы», «Рациональные уравнения» я использую работу в парах, которая заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Примерами такой работы являются обсуждение решения задания, задачи, уравнения и др. От меня требуется умение быстро распределить студентов по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.

Сегодня для реализации технологии интерактивного обучения существует множество технических средств. Интерактивная доска  соответствует тому способу восприятия информации, которое необходимо новому поколению студентов. У современных обучающихся гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Почти к каждому занятию я разрабатываю мультимедийные презентации, в которые по необходимости добавляю аудио - и видео - файлы. Все это позволяет производить быструю смену дидактического материала и максимально активизировать процесс обучения.

Применение интерактивных технологий обучения на занятиях математики влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету. Наблюдение за работой студентов на занятиях показало, что в процессе использования интерактивного обучения изменяется психологический климат на занятии. Занятие перестаёт быть актом передачи информации от преподавателя к студенту, формируются новые отношения, в которых преподаватель и студент выступают в роли партнёров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Обучающиеся при этом испытывают ощущение успешности.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление методики обучения математики.