ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Подготовила: учитель немецкого языка МАОУ СОШ №26 Шайдурова Е.А.
Январь 2025 год
В современном обществе роль иностранных языков становится поистине незаменимой. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в полной мере потенциал ресурсов сети Интернет. В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса. Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет-технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся. Интернет стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, его применение в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален, так как при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.
Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет
Глобальная сеть Интернет предлагает учителям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, отбор которого учитель может проводить самостоятельно и адаптировать его к конкретным учебным задачам.
Я использую компьютерные технологии по следующим направлениям:
Тематическое планирование уроков
Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
Проведение уроков или элементов уроков
Разработка и проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин
Участие учеников в Интернет-олимпиадах, тестированиях.
Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
изучение лексики;
отработку произношения;
обучение диалогической и монологической речи;
обучение письму;
отработку грамматических явлений.
.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на уроке:
формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
Целью обучения иностранному языку в школе является развитие у учащихся способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира, формирование иноязычной коммуникативной компетентности - готовности и способности к иноязычному общению, формирование и развитие личности средствами иноязычной культуры как субъекта учебной деятельности, личности, конструктивно думающей, способной к саморазвитию, которая могла бы свободно интегрироваться в систему национальной и мировой культур.
Реализации этой цели во многом способствует использование на уроках иностранного (немецкого) языка Интернет-ресурсов.
Использование Интернет-ресурсов в сочетании со знаниями и умениями в сфере иностранных языков позволяет учащимся получить представление о ментальности и в целом о культуре народов стран изучаемого языка, легко ориентироваться во "всемирной паутине", способствует формированию информационной компетентности школьника и его успешной социальной адаптации.
Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках немецкого языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.
Список полезных сайтов, которые помогут подготовиться к уроку, провести внеклассное мероприятие, заняться самообразованием, познакомиться с новыми учебными программами: |
1. http://www.goethe.de Институт им. Гёте оказывает всестороннюю поддержку учителям немецкого языка, предлагая им обширный дидактический материал для уроков, внеклассных мероприятий и повышения своего самообразования.
2. http://www.uchportal.ru Учительский портал. Содержит материалы для учителя: поурочное планирование, открытые уроки, презентации и др.
4. https://quizlet.com/ru для активизации лексики с помощью интерактивных карточек, пробных тестов
5. https://wordwall.net/ это интересный и необычный сервис для созданий разнообразных игровых упражнений и заданий, чем-то похожий на LearningApps.
6. http://www.studygerman.ru Сайт предлагает уроки и игры онлайн, полезные видео, тесты, книги на немецком языке, разговорники, немецкое TV, форум и др.
7. http://www.grammade.ru Грамматика на уроке немецкого языка. На этом сайте Вы найдете материалы для изучения немецкого языка, в частности, грамматики, предназначенные для начального этапа обучения.
8. http://marinasakratova.ucoz.ru Персональный сайт учителя немецкого языка. Статьи, рефераты на немецком языке; методические материалы по многим темам начального, базового и профильного курсов немецкого языка, элективные курсы, дидактические материалы; педагогические измерения и тесты; творческие находки и педагогические идеи по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании.
9. http://startdeutsch.ru/ Изучение немецкого языка - StartDeutsch.
10..https://www.de-online.ru
11.https://deutschpro.ru/polezno/audirovanie (задания на аудирование с аудиотекстами)
12.http://oge.fipi.ru/ (Открытый банк заданий ВПР, ЕГЭ. ОГЭ)
13.https://infourok.ru/ (публикации учителей, каталог тестов, сертификаты)
14. TestEdu.ru ( проект "Образовательные тесты". Огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы, составленных пользователями программы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это за Вас и выдаст процент правильно решенных заданий.)
Итак, иностранный язык - это реальное средство общения между людьми разных стран, средство познания мира и популяризации своей культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции. Необходимо сформировать готовность к ведению диалога культур. Обучение иностранному языку дает большие возможности показать учащимся особенности (не только языковые, но и поведенческие) и специфику страны изучаемого языка.
Формирование социокультурной компетенции необходимо, т.к. без социокультурных знаний и умений нет практического владения языком. Кроме того, социокультурный компонент является стимулом повышения эффективности обучения, учащихся на всех этапах общеобразовательной школы.
При формировании социокультурной компетенции актуально использование проектной методики, методики обучения в сотрудничестве, игровых технологий, чтение текстов лингвострановедческого содержания, в том числе газетного текста, использование песенного материала и применение национально-регионального компонента и конечно информационно-коммуникационных технологий.
В каких олимпиадах/конкурсах мои ученики приняли участие в 2023-2024 уч.году?
Всероссийские Интернет-конкурсы по немецкому языку на сайте «Меташкола»: «Der Schulanfang», «Was soll ich anziehen?», «Laternenumzug». Конкурсы проводятся на бесплатной основе. В личном кабинете школьника есть папка «Портфолио», куда после проверки работы прикрепляется диплом или сертификат участия.
Всероссийские Интернет-олимпиады по немецкому языку на сайте «Меташкола» (осенняя, зимняя, весенняя). Участие в олимпиаде бесплатное.
IV межрегиональный X областной конкурс на лучший поэтический перевод с английского, немецкого, французского языков имени Е.Ю. Гениевой (федеральный уровень).
Конкурс проводится Саратовским областным отделением общественной организации «Педагогическое общество России», администрацией Октябрьского района МО «Город Саратов», муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова» среди учащихся образовательных организаций г. Саратова и Саратовской области. Допускается участие конкурсантов из других регионов Российской Федерации.
Принимают участие в Конкурсе учащиеся образовательных организаций Саратовской области и других регионов Российской Федерации в трёх возрастных группах:
1 возрастная группа – 5-6 классы;
2 возрастная группа – 7-8 классы;
3 возрастная группа – 9-11 классы.
Для участников Конкурса устанавливается квота по секциям: «Юный переводчик» - 1-3 участника от образовательной организации в каждой возрастной группе; «Классика перевода» - 1 участник от образовательной организации в каждой возрастной группе.
У нас приняли участие 2 учащиеся (7 и 9 классы) в конкурсе «Юный переводчик», который предусматривает авторский поэтический перевод стихотворения зарубежного поэта, получили сертификаты участия.
5.Международная олимпиада по иностранным языкам «Лисенок»
Список литературы:
- Макаревич И.Г. Интернет на уроках немецкого языка // Иностр. языки в школе. – 2004. - № 6.
- Малюкова Г. Н., Соломахина И. А. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку, http://festival.1september.ru/articles/212523/
- Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. — Спб.: Издательство «Союз».