СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование Интернет-технологии в образовательной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интернет-технологий в образовательной деятельности. Дистанционное обучение учащихся как одна из интернет-технологий образования.

Просмотр содержимого документа
«Использование Интернет-технологии в образовательной деятельности.»

«Интернет-технологии в образовательной деятельности»


В современном обществе компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное информационное пространство.

Интернет – это глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений, а также частных пользователей. Темпы роста Интернет насчитывают 15% в месяц. В современном понимании Интернет – это чрезвычайно сложный технический комплекс – Всемирная компьютерная сеть, состоящая из разнородных сетей, которые включают миллионы различных компьютеров, имеющих в совокупности колоссальные информационные ресурсы и объединенных между собой разнообразными линиями связи: телефонные провода, волоконно-оптические кабели, спутниковые каналы и др.

Неотъемлемой частью процессов проникновения интернет-технологий в жизнь общества является компьютеризация образования. В настоящее время формируется новая система образования, позволяющая по-новому взглянуть на всю систему, сделать ее намного комфортнее и приятнее, а также сам процесс обучения будет проходить результативнее. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Современные интернет-технологии в образовании дают огромные возможности.

Автоматизировать процесс обучения, а именно систематизировать все и позволить выполнять задачи максимально быстро и легко.

Повысить уровень знаний и качество преподавания. Это стало возможно благодаря тому, что открыты в свободном доступе все необходимые материалы. Преподавать можно не только с помощью рассказов, а также благодаря особенным презентациям, аудио - и видео пособиям, которые сильно облегчают процесс обучения.

Возможность дистанционного обучения. Это становится возможным благодаря тому, что связь через скайп, зум или другие ресурсы помогает проводить уроки даже без личного контакта с учеником преподавателя, к тому же для самообразования имеется огромное количество разнообразных пособий.

В сегодняшних условиях использование интернет-технологий в образовании является актуальным вопросом, так как мир стремительно меняется, вне зависимости от желания и технической готовности общества полностью перейти на дистанционное образование.

Проанализировав имеющуюся методическую литературу по данной теме, становится понятно, что информационных материалов недостаточно. Это связано с тем, что система образования с использованием интернет-технологий сейчас только формируется. В России внедрение системы дистанционного образования происходит с 1995 года, тем не менее, технологические возможности использования обучения на расстоянии и без прямого контакта с учителем, стали доступны только в последние несколько лет. Кроме того, работа в условиях пандемии показала, на сколько важно применение современных информационных технологий и быстрый переход на дистанционную форму обучения.

Виды и характеристики интернет-технологий

Для определения понятия «Интернет-технологии» необходимо раскрыть сущность понятия «технология обучения» в соответствии с первоначальным значением понятия «технология», так как первое является производным от второго.

Содержание первоначального понятия «технология» включает:

- процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция;

- нормативную сторону этого процесса, определяющую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.

Технология — от греческих слов techne (искусство, мастерство, наука) и logos (понятие, учение, знание). Можно предположить, что в широком смысле слова под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Интернет-ресурсы – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. [В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационные ресурсы – отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.)]. Наиболее значимым для нас выступает понятие «Интернет-технологии». Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Применительно к обучению можно выделить следующие:

- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

- распределенные базы данных по отраслям знаний;

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Таким образом, информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.

К их числу относятся:

- электронная почта;

- система файловых архивов;

- базы данных WWW;

- базы данных;

- информационные ресурсы;

- справочная служба;

- поисковые машины и др.

Интернет-ресурсы образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети:

- информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;

- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- распределенные базы данных по отраслям знаний.

Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:

- личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;

- сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.

Виды интернет технологий можно поделить на несколько классов:

- сервисы;

- информационные;

- браузеры.

К первой категории можно отнести различные сервисы, которые могут предлагать свои услуги, корпорация Google, например. К информационным же относятся разного рода источники вроде блогов, порталов и так далее. Данная технология является одной из самых важных и, конечно же, одной из самых популярных, т.к. 90% информация в интернете находится в открытом доступе.

Одной из самых простых и распространенных технологий является поиск информации в сети Интернет. Более сложные, но результативные – программы, с помощью которых можно не только получить новые знания, но и проверить, как они были усвоены.


1.2 Дистанционное обучение учащихся как одна из интернет-технологий образования

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ обучения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере.

До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.

В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. Количество пользователей сети Интернет в России в 2011 г. увеличилось на 22% до 57 млн. человек возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120%. По данным статистических исследований сайта «ИнфоАрт», около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2011 году более половины респондентов 5-7 классники и даже дети младшего школьного возраста. Позитивная возможность современных Интернет-технологий возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Уже сейчас можно говорить и о «виртуальных» онлайн-лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании [9].

Несмотря на преимущества и перспективы включения интернет -технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в интернете не составляет особого труда [12].

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: интернет-учебник. Область применения интернет-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой интернет-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

Интернет-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети интернет и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

сокращается путь от автора учебника к ученику;

появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;

сокращаются расходы на изготовление учебника;

решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);

появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети интернет.

Очень ценно, что доступ к интернет-учебнику возможен с любой машины, подключенной к сети интернет, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой-либо курс дистанционного обучения.

По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов.

Однако гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане интернет предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.

С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной [5].

Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу [6]. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно второе образование. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а также людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным [5].

Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие - необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого образовательного пространства [4].

Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома, может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.

Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационных технологий в сфере образования. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, 12% выпускников средних учебных заведений, в которых преподается информатика, не имеют представления об интерактивном общении через Интернет, 11,5% абитуриентов вуза никогда не пользовались Интернетом, 12,5% никогда не работали с электронной почтой.

Однако, несмотря на это, дистанционное образование на базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным. Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем примерно 40 - 50% учебного времени не только в вузах, но и в школах (по мере появления для этого соответствующих условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) - технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, дистанционное обучение означало заочное обучение [3]. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе дистанционного обучения, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от различных форм заочного обучения, систем и программ самообразования, представленными автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радиокурсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т. д., где не предусматривается взаимодействия учителя, учащихся между собой. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не вполне оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях [9].

Разработка курсов дистанционного обучения - более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные [9].

Процесс дистанционного обучения за последнее десятилетие перестал восприниматься, как обучение для лиц, не имеющих иных возможностей для образования. Сейчас ДО – это полноценный процесс обучения, позволяющий сократить время, снизить материальные затраты, усваивать материал самостоятельно и обучаться с применением новейших технологий.

Интернет-технологии в современном образовательном процессе используются повсеместно. Для успешного внедрения в учебный процесс ресурсов сети Интернет необходима достаточная техническая оснащённость, хорошая методическая база, по которой возможно самостоятельное обучение, а также, умение пользоваться сервисами и владение навыками дистанционного обучения как учителей, так и учеников.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 352 с.

2. Богомолова Е.В. Теория и методика обучения и воспитания информатике. - http://bogo- molovaev.narod.ru/

3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. - М. - Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.

4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.

5. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.

6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.

7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии./ М.: Сентябрь, 1996..

8. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.

9. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.