СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира с целью сохранения культурного наследия города Смоленска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена проблеме сохранения культурного наследия нашей страны. Проблема сохранения культурного наследия в России стоит очень остро. Наше культурно-историческое наследие- главная основа для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Очень важно воспитывать у подрастающего поколения к своей Родине, к своей стране. 

Просмотр содержимого документа
«Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира с целью сохранения культурного наследия города Смоленска»

4


С.Ю. Лобанова

МБОУ «СШ №8» города Смоленска, учитель

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира с целью сохранения культурного наследия города Смоленска

Проблема сохранения культурного наследия в современной России стоит очень остро. Наше культурно-историческое наследие - главная основа для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Это социально-экономический и духовный капитал, формирующий менталитет русского человека и утверждающий преемственность гуманитарных ценностей и сохраняющий традиции.

Под культу́рным насле́дием понимают часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающейся поколениям как нечто ценное и почитаемое.[3]

Под сохранением культурного наследия понимают - обеспечение физической сохранности объектов материального культурного наследия, собирание, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, вовлечение в культурный и научный оборот объектов культурного наследия.[5]

По мнению Кругликовой Г.А., сохранение культурного наследия может рассматриваться как «фактор социального здоровья нации»[1].

Академик РАН, филолог, искусствовед Д.С. Лихачев писал: «...Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности».[2]

В ст.44.3 Конституции Российской Федерации написано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». 

Являясь конституционной обязанностью каждого гражданина страны, сохранение культурного наследия — основа дальнейшего развития общества.

Важность сохранения культурного наследия России очевидна. Об этом свидетельствует культурная политика нашего государства. Она основана на понимании важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.

В декабре 2014 года Указом Президента был утверждён проект «Основы государственной культурной политики». В документе пять разделов. Самый большой из них называется «Стратегические задачи государственной культурной политики» и состоит из одиннадцати подразделов. Начинается он с главного: сохранения наследия русской культуры и культур всех народов России как универсальной ценности, определяющей самобытность и жизнеспособность российского народа.

Целью культурной политики являются:

- укрепление гражданской идентичности;

- создание условий для воспитания граждан;

- сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

- передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

- создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

- обеспечение доступа гражданам к знаниям и информации. Культурным ценностям и благам. [5] Одним из направлений по достижению цели, как мы видим, является сохранение культурного наследия нашей страны.

Объекты культурного наследия часто разрушаются и исчезают из-за отсутствия должного внимания и бережного к ним отношения. С целью их сохранения очень важно формировать интерес к родному краю, к истокам родной культуры, к историческим культурным объектам с самого раннего детства. Это можно делать как на уроках, так и на внеурочных занятиях.

Программа по предмету «Окружающий мир» позволяет сделать это в большей степени. На этих уроках учащиеся знакомятся не только с природными объектами, но и с культурными ценностями страны и родного края.

Использование на данных занятиях исследовательской и проектной деятельности позволяет стимулировать интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивировать детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта. Особое внимание хочется обратить на исследовательские проекты.

В случае, когда проект носит исследовательский характер необходимо определить объект и предмет исследования.

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.[4]

Предмет – это то, что находится в рамках границы объекта. Это тот аспект проблемы, исследуя который происходит познание целостного объекта, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.[4]

В исследовательском проекте обучающийся формулирует гипотезу. Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка.[4]

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а в случае опровержения превращается в ложное предположение.

Если гипотез несколько, самую важную необходимо поставить на первое место, менее важную на второе и так далее. При создании исследовательского проекта очень важно обратить внимание на подбор методов исследования.

Метод – это система правил, способ изучения того или иного объекта, предмета, явления.[4]

При выборе метода важно помнить:

- ни один метод не является универсальным,

- имеет свои четко очерченные границы,

- не существует «хороших» или «плохих» методов,

- есть методы адекватные и неадекватные поставленным задачам проекта.

Правильный выбор метода позволяет достигнуть поставленных задач проекта или нет.

При изучении объектов культурного наследия города Смоленска на уроках окружающего мира обучающиеся собирали о них информацию, выступали с докладами, сообщениями, презентациями. Так возникла идея создания исследовательского проекта «Семь чудес города Смоленска».

Целью исследования стало: выявление семи объектов культурного наследия города Смоленска, обоснование выбора для включения их в путеводитель «Семь чудес города Смоленска».

В ходе исследования решались следующие задачи:

- изучить источники информации, касающиеся «Семи Чудес Света» и «Семи Чудес России»;

- познакомиться с методами исследования при выявлении данных объектов;

- провести анкетирование обучающихся, родителей и учителей МБОУ «СШ № 8» г. Смоленска;

- проанализировать полученную информацию;

- определить семь объектов, достойных звания «Семи чудес города Смоленска»

- описать выделенные объекты;

- создать путеводитель по выбранным объектам.

Гипотезой послужило предположение, что если в городе Смоленске существует не менее семи исторических объектов культурного наследия, то город может считаться одним из туристических центров России и достоин войти в «Золотое кольцо России».

Практическая значимость - создание путеводителя «Семь чудес города Смоленска», который будет способствовать формированию положительного культурно-исторического образа нашего города, что позволит увеличить количество туристов, посещающих город Смоленск.

Методами исследования послужили:

- изучение литературы по данному вопросу;

- проведение анкетирования;

- анализ результатов анкетирования;

- обобщение полученной информации

- исследование объектов;

- описание культурно-исторических объектов;

- выбор и доказательство гипотезы.

Продуктом проекта является путеводитель в виде буклета и видеофильм, которые можно использовать:

- для разработки экскурсионных маршрутов по городу для школьников;

- для расширения знаний обучающихся при изучении родного края на уроках и внеурочных занятиях.

В теоретической части описывались семь чудес света и семь чудес России. Для выявления объектов, претендующих на звание «Чудеса города Смоленска», учителям, работникам, учащимся нашей школы, а также родителям были представлены опросные листы, в которых было предложено перечислить семь объектов, претендующих на «Чудо». В исследовании приняло участие 127 человек. Данные были собраны и обработаны.

Выяснено, что к «Чудесам города Смоленска», по мнению граждан разных возрастов нашего города, можно отнести следующие объекты:

Успенский Собор; Крепостная стена; Набережная реки Днепр; Католический костел; Церковь Петра и Павла; Церковь Михаила Архангела (Свирская); Сад «Блонье»; Гнёздовские курганы; Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны»; Лопатинский сад; Памятник М.И. Глинке; Смоленский драматический театр; Смоленская областная филармония; Мемориал в Катыни; Памятник «Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года». Всего выявлено 15 объектов.

Для выявления семи объектов, претендующих на звание «Семи Чудес города Смоленска», было подсчитано количество голосов, отданных за каждый объект и выделены семь из них, которые набрали большее количество.

Выявлено, что к «Семи Чудесам города Смоленска», по мнению жителей разных возрастов нашего города, можно отнести следующие объекты:

– Успенский Собор;

– Крепостная стена;

– Церковь Петра и Павла;

– Гнёздовские курганы;

– Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны»;

– Памятник М.И. Глинке;

– Памятник «Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года

Далее в работе была представлена теоретическая информация о выделенных семи объектах культурного наследия города Смоленска, составлен путеводитель по выбранным объектам и создан фильм «Семь чудес города Смоленска».

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза была доказана. По мнению опрошенных людей и по фактам, указанным в изученной литературе, в городе Смоленске существует не менее семи исторических объектов культурного наследия, а следовательно, город может считаться одним из туристических центров России и достоин войти в «Золотое кольцо России».

Создание путеводителя и фильма «Семь чудес города Смоленска» будет способствовать формированию положительного культурно-исторического образа нашего города, что позволит увеличить количество туристов, посещающих город Смоленск.

Я считаю, что исследовательская работа, проведённая в ходе создания данного проекта и сам проект, имеют практическое значение и способствуют сохранению культурного наследия города Смоленска. Данный проект позволяет формировать не только уважение к истории и традициям нашего города, но и способствует развитию личности обучающихся, чувств гражданственности и патриотизма.


Литература

  1.  http://do/teleclinica.ru Кругликова Г.А. Сохранение культурного наследия как фактор социального здоровья.

  2. http://userdocs.ru Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. https://lektsia.com Курс лекций. Основы научной деятельности.

  5. http://base.garant.ru Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 Об утверждении основ государственной культурной политики.