СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование юмористических фольклорных жанров на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь. За века народ выработал свои способы учить детей - учить весело и незаметно для них самих. На уроках русского языка атмосферу доброжелательности создадут тексты небылиц, шуток.

Просмотр содержимого документа
«Использование юмористических фольклорных жанров на уроках русского языка в начальной школе»

Богородская Анна Константиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Катунинская СШ»

Приморского района

Архангельской области


Использование юмористических фольклорных жанров

на уроках русского языка в начальной школе



На современном этапе развития образования каждый учитель начальных классов реализует внедрение ФГОС.

Что должен осознать учитель, работая по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная в ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

При привычной нам традиционной («ЗУНовской) системе обучения ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и его цели объявляет учитель, объяснение нового материала ведется учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен достигнуть, и т.д. Ученику остается запоминать, заучивать научные понятия, вследствие чего возникает неспособность к обобщенному переносу знаний, что ведет к неразвитости творческого мышления.

Новый ФГОС требует учить не знаниям, а способам их добывания, и это многие восприняли с очевидным разочарованием. Значит ли это, что знания перестают быть востребованы обществом? Человек, имеющий глубокие разносторонние знания, всегда пользовался уважением. Стандарт абсолютно поддерживает эту позицию. Необходимо и важно понять лишь то, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность.

Сегодня под ФГОС учёные заложили отличный теоретический фундамент, перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке. [5]

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. [6]

Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?

За века народ выработал свои способы учить детей - учить весело и незаметно для них самих. Детям свойственна отзывчивость к юмору, ко всему веселому и смешному. Яркое, меткое художественное слово играет большую роль в жизни детей. [1, с. 51]

Оказывается, шутливые жанры развивают мышление. Они заставляют ребенка сопоставить свои знания о жизни с тем, что утверждает небылица. Юмор становится педагогикой.

Использование фольклорного материала обогащает урок, делает его нарядным и ярким.

На уроках русского языка атмосферу доброжелательности создадут тексты небылиц, шуток. [4, с. 45]

При изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» в 1 классе можно использовать текст:
У нашего (Г,г)ришеньки У (М,м)арины - куст калины,

Под окошком вишенки. У (А,а)рины - две рябины,

У (С,с)емена в саду клены, У (Т,т)араски - лыка связка.

У (А,а)лены - дуб зеленый. Хороша ли моя сказка?

При изучении темы: «Безударные гласные в корне слова» и «Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу –щу во 2 классе:
Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу, Ой, беж...т она, спеш...т,

Я горошек молоч..., Ничего не говорит.

Я горошек молоч... А из курочки п...ро

На Ивановом току. Пол...тело д...л...ко,

Ко мне курочка б.,.жит, Ой, д...леко-д...леко,

Конопаточка сп...ш...т, На Иваново с.ло.


После завтр…ка шнурок

Лег погреться на п…сок,

Пол…жал совсем немного

И отправился в д…рогу,

Погулял среди тр..винок

И приполз назад, в б…тинок.


Барашки, овечки

По л…сам х…дили,

По дв…рам бр…дили,

В скрипочку играли,

Ваню пот…шали.

А с…ва из леса

Гл…зами хлоп-хлоп.

А к…за из хлева

Н…гами топ-топ.

С…бака на кухне

П…роги печет. [2, с. 12]

При изучении правописания ь и ъ в 3 классе:

-Ты пирог съел?

-Нет, не я!

-А еще хочешь?

-Хочу. [3, с. 23]

При изучении темы: «Местоимение» в 4 классе:

- Давай дружить: то я (к) тебе, то ты меня (к) себе.

На уроках обобщения и закрепления знаний можно предложить детям следующие тексты:

Пошел котик по дорожк…, Купил Машеньк… сапожк…, Пошел котик на торжок,

Купил котик пир…жок,

Пошел котик на улоч…ку, Купил котик булоч…ку.

Наша-то х…зяюшка

Сметлива была –

Всем в избе р…ботушку

К праз…нику дала!

Чашечку с…бачка Моет …зыком,

Мышка собирает

Крошки под …кном,

По столу котище

Лапою скребет

Половичку курочка

Веничком метет.


Пошли к…ровушки

Около дубравушки,

Овеч…ки - около реч…ки,

Свиноч…ки – около нивоч…ки,

А кошеч..ки – около гороч…ки.

Кот в углу

Сухари толчет.

Кошка в …кошке

Плат…е ш…ет.

Куроч…ка в с…пожках

Избушку метет.


У нас лошади в галош…, Тимошка в лукошк…

А коровы в сапогах. Поехал по дорожк… .

У нас пашут на телег…,

А боронят на санях. [2, с. 18]


В настоящее время детский репертуар засорен низкопробными текстами, а народные высоко поэтичные тексты забываются. Наша задача - постараться научить детей звонкой, веселой, ироничной устной речи, дошедшей до нас из глубины веков. [4, с. 50]

Для того, чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными требованиями ФГОС, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. [5]



Список используемых источников.

  1. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. - М., 1991. - 250 с.

  2. Потешки // Народное творчество. - 1995, №6.

  3. Прибаутки // Народное творчество. - 1996, №2.

  4. Чередникова Т.Н. Кто остался в лодке? // Живая старина. - 1995, №2.

  5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/27/organizatsiya-preodavaniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i

  6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/4526-2014-01-28-16-51-53.html



6