Тема: Использование Ь как показателя грамматической формы повелительного наклонения глагола. Сочинение-миниатюра
6 класс, Дата:
Цели: 1. Познакомить учащихся с- правописанием мягкого знака на конце глаголов повелительного наклонения;- правильным употреблением формы повелительного наклонения в речи.Совершенствовать навыки учащихся в умении распознавать глаголы разных наклонений.
Развивать речь, логическое мышление, память. Развитие творческих спасобностей. Воспитывать культуру речи, коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, любовь к природе, бережное отношение к своему здоровью.
Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
Регулятивные: целеполагание; контроль.
Познавательные: распознавание объектов; индуктивное умозаключение.
Коммуникативные: совместная работа; постановка вопросов; оценка действий товарищей.
Оборудование: ноутбук, сигнальные карточки, раздаточный материал (карточки, тесты)
Ход урока:
!. Орг . момент
2.Проверка домашнего задания.
3. Повторение изученного материала.
- Ребята, а что такое глагол?
А я еще добавлю, что глагол – весенняя часть речи.
Она заставит действовать нас всех,
Читать , писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно вам успех!
Пусть эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Сегодня мы с вами вновь будем говорить о глаголах повелительного наклонения. И познакомимся с правописанием мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.
- Скажите, пожалуйста, что такое наклонение глагола? (наклонение глагола выражает отношение действия к действительности, показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию)
- А какие вы знаете наклонения глагола?
- Сейчас нам с вами предстоит решить лингвистические задачи. Отгадайте, о каком наклонении идет речь в прочитанных мною текстах.
Лингвистические задачи
1.Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем.
2.Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частицы б, или бы.
3.Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем.
- Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
- Как и при помощи чего образуются глаголы повелительного наклонения?
4.Словарная работа
Объяснить правописание мягкого знака после шипящих.
Ночь, читаешь, знакомишься, крепуч, сторож, печь, мощь, могуч, учишься, печь (пироги), дочь, нож, певуч.
5.Работа по теме урока
Упр.606,608
6.Физминутка
- Я буду называть глаголы, а вы
- если услышите глагол в изъявительном наклонении., тянетесь к солнцу.
- если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;
- если услышите глагол в повелительном наклонении –наклоняетесь вниз.
- бегут, торопятся ручьи (тянутся)
- я решил бы, если б не устал (прыгают)
- садись напротив меня (вниз)
- люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
- если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
- появляется травка (тянутся)
- потянитесь к солнцу (вниз)
Присядьте. А теперь посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
7. Решение тестовых заданий
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия:
А.Возможные при определенных условиях;
В Происходившие на самом деле;
В Которые просят выполнить.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются:
А В будущем времени;
В Во 2-м лице;
Г В единственном числе
3. В форме повелительного наклонения употреблен глагол:
А Напишите;
В.Напишете;
Г Написал бы.
8. Сочинение-миниатюра.
По упр.609
-что такое миниатюра?
Миниатюра – творческая работа, сочинение небольшого объема. Пишется на узкую тему, не требующую подробного раскрытия, обзорного изложения мысли. Не смотря на то, что данное художественное произведение небольшое по размеру, оно содержит средства художественной выразительности, а текст должен быть насыщен смыслом.
- синоним к слову небольшого, антоним .
9.Рефлексия
Я вижу на ваших столах симпатичные мордочки. Одна - веселая. А другая – грустная. Скажите, вам понравился наш урок? Если да, то поднимите веселую мордочку, если нет, то грустную .
10.Домашнее задание
Выучить орфограмму.
Составить текст (5-6 предложений) , используя глаголы повелительного наклонения, на тему «Весна»