СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование карт- Проппа для развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

1 СЛАЙД Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

2 СЛАЙД     Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир и являются средством развития связной речи дошкольников.

  3 СЛАЙД   При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно применить современный интересный метод – знакомство со сказочными сюжетами посредством карт   3 4 СЛАЙД   Владимира Яковлевича Проппа.

Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира.

  5 СЛАЙД   Используя карты, можно научить детей не только понимать и запоминать образы и сюжеты волшебных сказок, но и создавать свои собственные сказки.

Карты следует вводить постепенно, от сказки к сказке, чтобы облегчить детям запоминание.

Каждая карта обсуждается с детьми. При помощи карт Проппа пересказ сказки для ребят становится намного легче.

6 СЛАЙД   В подготовительной группе  карты Проппа можно применять не только для пересказа сказок, но предложить попробовать самим сочинить сказки. Придумать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, дать им характеристику, построить свой, интересный сюжет.

Целесообразность карт Проппа можно увидеть на экране.

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками

 

7 СЛАЙД   С картами Проппа можно начинать работать со средней группы.

На начало года старшей группы рекомендуется использовать от 6-8 карт. К концу старшей группы можно использовать порядка 15 карт.

        На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), 

 Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

                  На втором этапе Играем с детьми в игры, которые     помогут освоить карты:

  - «Волшебные имена»

- Кто на свете всех злее (милее, умнее)?

  - «Хороший - плохой»

 - Что в дороге пригодится?

Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»? 

 

Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.

 

-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Примеры работы по развитию связной речи

На материале сказок с использованием карт Проппа

8 СЛАЙД   Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

 Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий медведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки

- Отлучка кого-либо из членов семьи.

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

Беда ликвидируется.

Медведь принес Машеньку домой.

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

 

Гуси-лебеди

 

1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.

5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.

 9 СЛАЙД      На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

 на слайде приведен пример сказки «Кот лиса и петух»

10 СЛАЙД   По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

      11 СЛАЙД    Четвертый этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

  12 СЛАЙД     На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:

  13 СЛАЙД    

Правило 1.  Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

Правило 2.  В сказку вводится враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

Правило 3.  В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым.

Литература :

 

1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

 

1 СЛАЙД Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

2 СЛАЙД     Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир и являются средством развития связной речи дошкольников.

  3 СЛАЙД   При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно применить современный интересный метод – знакомство со сказочными сюжетами посредством карт   3 4 СЛАЙД   Владимира Яковлевича Проппа.

Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира.

  5 СЛАЙД   Используя карты, можно научить детей не только понимать и запоминать образы и сюжеты волшебных сказок, но и создавать свои собственные сказки.

Карты следует вводить постепенно, от сказки к сказке, чтобы облегчить детям запоминание.

Каждая карта обсуждается с детьми. При помощи карт Проппа пересказ сказки для ребят становится намного легче.

6 СЛАЙД   В подготовительной группе  карты Проппа можно применять не только для пересказа сказок, но предложить попробовать самим сочинить сказки. Придумать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, дать им характеристику, построить свой, интересный сюжет.

Целесообразность карт Проппа можно увидеть на экране.

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками

 

7 СЛАЙД   С картами Проппа можно начинать работать со средней группы.

На начало года старшей группы рекомендуется использовать от 6-8 карт. К концу старшей группы можно использовать порядка 15 карт.

        На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), 

 Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

                  На втором этапе Играем с детьми в игры, которые     помогут освоить карты:

  - «Волшебные имена»

- Кто на свете всех злее (милее, умнее)?

  - «Хороший - плохой»

 - Что в дороге пригодится?

Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»? 

 

Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.

 

-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Примеры работы по развитию связной речи

На материале сказок с использованием карт Проппа

8 СЛАЙД   Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

 Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий медведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки

- Отлучка кого-либо из членов семьи.

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

Беда ликвидируется.

Медведь принес Машеньку домой.

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

 

Гуси-лебеди

 

1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.

5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.

 9 СЛАЙД      На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

 на слайде приведен пример сказки «Кот лиса и петух»

10 СЛАЙД   По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

      11 СЛАЙД    Четвертый этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

  12 СЛАЙД     На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:

  13 СЛАЙД    

Правило 1.  Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

Правило 2.  В сказку вводится враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

Правило 3.  В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым.

Литература :

 

1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

 

1 СЛАЙД Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

2 СЛАЙД     Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир и являются средством развития связной речи дошкольников.

  3 СЛАЙД   При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно применить современный интересный метод – знакомство со сказочными сюжетами посредством карт   3 4 СЛАЙД   Владимира Яковлевича Проппа.

Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира.

  5 СЛАЙД   Используя карты, можно научить детей не только понимать и запоминать образы и сюжеты волшебных сказок, но и создавать свои собственные сказки.

Карты следует вводить постепенно, от сказки к сказке, чтобы облегчить детям запоминание.

Каждая карта обсуждается с детьми. При помощи карт Проппа пересказ сказки для ребят становится намного легче.

6 СЛАЙД   В подготовительной группе  карты Проппа можно применять не только для пересказа сказок, но предложить попробовать самим сочинить сказки. Придумать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, дать им характеристику, построить свой, интересный сюжет.

Целесообразность карт Проппа можно увидеть на экране.

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками

 

7 СЛАЙД   С картами Проппа можно начинать работать со средней группы.

На начало года старшей группы рекомендуется использовать от 6-8 карт. К концу старшей группы можно использовать порядка 15 карт.

        На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), 

 Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

                  На втором этапе Играем с детьми в игры, которые     помогут освоить карты:

  - «Волшебные имена»

- Кто на свете всех злее (милее, умнее)?

  - «Хороший - плохой»

 - Что в дороге пригодится?

Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»? 

 

Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.

 

-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Примеры работы по развитию связной речи

На материале сказок с использованием карт Проппа

8 СЛАЙД   Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

 Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий медведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки

- Отлучка кого-либо из членов семьи.

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

Беда ликвидируется.

Медведь принес Машеньку домой.

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

 

Гуси-лебеди

 

1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.

5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.

 9 СЛАЙД      На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

 на слайде приведен пример сказки «Кот лиса и петух»

10 СЛАЙД   По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

      11 СЛАЙД    Четвертый этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

  12 СЛАЙД     На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:

  13 СЛАЙД    

Просмотр содержимого документа
«Использование карт- Проппа для развития связной речи дошкольников. Консультация для воспитателей»

Использование карт- Проппа для развития

связной речи дошкольников.

1 СЛАЙД Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

2 СЛАЙД Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир и являются средством развития связной речи дошкольников.

3 СЛАЙД При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно применить современный интересный метод – знакомство со сказочными сюжетами посредством карт 3 4 СЛАЙД Владимира Яковлевича Проппа.

Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира.

5 СЛАЙД Используя карты, можно научить детей не только понимать и запоминать образы и сюжеты волшебных сказок, но и создавать свои собственные сказки.

Карты следует вводить постепенно, от сказки к сказке, чтобы облегчить детям запоминание.

Каждая карта обсуждается с детьми. При помощи карт Проппа пересказ сказки для ребят становится намного легче.

6 СЛАЙД В подготовительной группе карты Проппа можно применять не только для пересказа сказок, но предложить попробовать самим сочинить сказки. Придумать начало и конец, выбирать главного героя, антигероя, дать им характеристику, построить свой, интересный сюжет.

Целесообразность карт Проппа можно увидеть на экране.

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками



7 СЛАЙД С картами Проппа можно начинать работать со средней группы.

На начало года старшей группы рекомендуется использовать от 6-8 карт. К концу старшей группы можно использовать порядка 15 карт.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), 

Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

На втором этапе Играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты:

- «Волшебные имена»

- Кто на свете всех злее (милее, умнее)?

- «Хороший - плохой»

- Что в дороге пригодится?

Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»? 


Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.


-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Примеры работы по развитию связной речи

На материале сказок с использованием карт Проппа

8 СЛАЙД Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

 Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий медведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки

- Отлучка кого-либо из членов семьи.

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

Беда ликвидируется.

Медведь принес Машеньку домой.

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.



Гуси-лебеди



1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.

5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.

9 СЛАЙД На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями).

на слайде приведен пример сказки «Кот лиса и петух»

10 СЛАЙД По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

11 СЛАЙД  Четвертый этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

12 СЛАЙД   На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:

13 СЛАЙД  

Правило 1.  Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

Правило 2.  В сказку вводится враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

Правило 3.  В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым.

Литература :



1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!