Орловское спец ПУ
Использование картографического метода в школьном курсе географии
Работу подготовила
учитель географии,
химии Iкв. категории
Ивлева Елена Николаевна
2013
год
Использование картографического метода в школьном курсе географии
Изучение незнакомого края
всегда начинается с карты…
По карте можно странствовать
так же, как по земле.
К. Паустовский.
Географическая карта является языком географии. Можно считать, что карта породила географию, а так же была ею в третьем веке до нашей эры. «Географическая карта – синтез науки и искусства, многослойное явление, объединяющее живопись, графику, технический чертеж, диаграммы, разные виды письма – пиктографическое, идеографическое, буквенное», - утверждал Б. Б. Родоман.
Это маленькие модели мира и одновременно язык всех наук о Земле и многих социально-экономических наук, инструмент пространственного исследования и средство передачи информации. Сегодня карты или атласы вошли в повседневный быт, они лежат на столе администратора и в кабине штурмана, висят на стене в школьном классе и подмигивают яркими знаками с экранов компьютеров. Овладение картографической грамотой так же необходимо современному человеку, как знание грамматики и умение работать с компьютером.
Карта – модель действительности, источник информации, инструмент познания отраженной на ней части действительности. Знание общих законов построения карт, их свойств, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать необходимую информацию, распознавать закономерности размещения природных и общественных объектов и явлений, устанавливать существующие взаимосвязи между ними.
Картографические знания представлены комплексом понятий и терминов, определенных программой. Все картографические термины и понятия разделяются на две составные части: знания об особенностях карты, отражающие географическую и математическую основы карты и знания географического содержания, заложенные в карты.
Почему так велика роль карты в географии? Это определяется характером самой географии. Изучаемая географией поверхность земного шара очень велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Нельзя одновременно охватить взором даже свой район. Посредством же карты можно охватить сразу весь мир, можно сопоставлять между собой отдельные части земной поверхности, находить между ними различия и сходства, устанавливать связи и географические закономерности. Без карты нельзя было бы сравнивать одну часть поверхности земли с другой, следовательно, без карты не могла бы существовать география, как наука о поверхности земли и её частях. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты.
Изучение географии в школе невозможно без карты. «Овладение навыками работы с ними, получения по ним новой информации и ее анализа – необходимые условия формирования географической и общей культуры учащихся».
Задачи решаемые по карте имеют широкий спектр.
По карте можно определять географическое положение любого пункта земли: насколько он удалён от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.
Как известно, характер той или другой местности во многом определяется её географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое.
Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она даёт представление о взаимном расположении рек, морей, океанов, гор, равнин, стран, городов и т. д.
На карте не только можно охватить взором всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и зависимость элементов отдельных географических комплексов, ландшафтов.
Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение предметов и процессов.
По карте можно изучать не только положение и взаимоотношение, но и величину, и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озёр, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоёма. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно-растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий и т. д.
Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые, как и карта, помогают видеть изучаемый предмет. Это так. Но карта не только инструмент и наглядное пособие; она, как и книга, при умении её читать, может быть источником географических знаний.
«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. До сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие.
Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру.
Работа с картами на уроках
Однако, как показывает практика, учащиеся, а нередко и выпускники школ часто не умеют применять знания и умения на практике, например правильно показывать объекты на карте. На мой взгляд, причина кроется в слабой методической проработке темы. Почти ни в одном школьном учебнике нет упоминания о способах картографирования.
В VI-х классах при изучении начального курса физической географии учитель объясняет, что и как правильно показывать (например, реку, гору, океан), в более же старших классах обычно это не делается – считается, что учащиеся сами должны понять, как показывать район выращивания какой-нибудь культуры или газопровод. На практике этого, как правило, не происходит. Вот и получается, что когда мы просим наших учеников показать город, указка на карте обводит круг, а промышленный район или район животноводства показывается точкой.
Для того чтобы преодолеть этот пробел, я поставила перед собой задачи:
Способствовать умению работать с географической номенклатурой по карте;
Применить метод анализа, сравнения и обобщения в работе с тематическими картами;
Способствовать умению устанавливать причинно-следственные связи на основе данных географических карт.
Карта используется на всех стадиях урока. Объясняя новый материал, я увязываю его с картой. При проверке выполнения задания необходимо требовать, чтобы ученики каждый упоминаемый в задании пункт местности указывали на карте. Карта может быть нужна как при закреплении объяснённого материала, так и при задании на уроке. Когда учащиеся используют карту, то они еще и развивают свои творческие способности. Большее развитие творческих способностей, умение читать карту и усваивать новый материал помогает контурная карта.
В курсе географии 9 класса контурную карту используют при изучении отраслей хозяйства и экономических районов такими способами как: значки, качественный фон, знаки движения. Особенно часто применён способ значков. Этим способом показаны, например, морские порты, промышленные центры. В нём используют внешнемасштабные условные знаки.
Внешнемасштабные условные знаки указывают не только географическое положение объекта, но и размер и структуру явления (деление знака на части).
Пример.
Задание: нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры Дальнего Востока и объяснить специализацию их по источникам знаний.
Построение такой карты даёт возможность учащимся систематизировать и представить в наглядной форме все основные сведения о городах Дальнего Востока. Параллельно ставятся дополнительные вопросы.
1). Выделить из всех городов важнейшие.
2). Показать их местоположение на контурной карте.
3). Показать важнейшие отрасли промышленности.
4). Объяснить развитие данных отраслей на территории Дальнего Востока.
Кружки городов делят на секторы для показа отраслей промышленности. Каждый сектор закрашивается определённым цветом, а подотрасли штриховкой.
Систематизация знаний по работе с контурной картой.
На контурной карте можно выразить любую мысль с помощью различных способов картографирования природных и социально-экономических явлений. Умения и навыки таких способов складываются в процессе обучения. В каждом классе формируются определённые умения работы с контурной картой.
Картографические умения и навыки работы с контурной картой можно изобразить в виде таблицы.
Таблица №1.
Класс | Картографические умения и навыки работы с к/к. | Вид деятельности. | Что формируется? |
6 | Умения определять и обозначать на контурной карте направления, географические координаты; Обозначать географические объекты (рельеф, гидрография). | Нанесение на контурную карту географических объектов; Географический диктант; Работа с постоянными контурными картами с цифрами. | Восприятие пространственных представлений о размещении объектов. |
7 | Продолжить формирование умений и навыков по обозначению географических объектов, приём заполнения контурной карты линейными условными знаками (течения, ветры). | Опорные конспекты в контурной карте; географический диктант; стрелки-указатели; постоянные контурные карты с цифрами; составные контурные карты. | Способ показа явлений на карте. |
8 | Приём составления картосхем, составлять карты способом качественного фона (природные зоны). | Опорные конспекты; Фрагменты контурных карт с вопросами; Составные контурные карты; Постоянные контурные карты (целые и отрезки) с цифрами. | Восприятие пространственного представления о размещении объектов природы и их взаимосвязи друг с другом. |
9 | Уметь строить карты с использованием значков. | Значки; стрелки-указатели; качественный фон; знаки движения ( перевозки, связи районов друг с другом). | Закрепление пространственных представлений о размещении объектов, объяснение принципов такого размещения. |
10-11 | Уметь составлять картограммы и картодиаграммы. | Картографические практические и самостоятельные работы. | Разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний. Уметь объяснять закономерности развития и размещения процессов и явлений. |
Например. Рассмотрим тему «Внутренние воды России». Таблица №2.
Тема. | Виды деятельности. |
Внутренние воды России. | 1). Нанесение объектов гидрографии на контурную карту. 2). Работы по контурным картам с цифрами. 3). Работа с отрезками контурных карт. 4). Составные контурные карты. 5). Стрелки-указатели. 6). Географические диктанты (заполнение контурных карт). 7). Работа с фрагментами контурных карт и вопросами. |
В каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности. В более сильном классе можно использовать все виды работ с контурными картами, предложенные в таблице №2.
Средний класс. Таблица №3.
Тема. | Виды деятельности. |
Внутренние воды России. | 1). Нанесение объектов гидрографии на контурную карту. 2). Работы по контурным картам с цифрами. 3). Работа с отрезками контурных карт. 4). Стрелки-указатели. 5). Географические диктанты. |
В классах конпенсирующего обучения виды деятельности ограничены, т.к. на выполнение задания уйдёт большая часть времени урока, но интерес у ребят по этим видам деятельности остаётся высоким.
Таблица №4.
Тема. | Виды деятельности. |
Внутренние воды России. | 1). Нанесение объектов гидрографии на контурную карту. 2). Работы по контурным картам с цифрами. 3). Стрелки-указатели. 4). Работа с отрезками контурных карт. |
Примечание: внутри любого класса также можно дифференцировать виды работ с контурными картами, ориентируясь на сильных и более слабых детей.