Вайц Роман Николаевич
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №88 с кадетскими классами
Алтайский край г. Барнаул
Использование карточек на уроках физической культуры
В настоящее время уроки физической культуры проходят в рамках новых требований, обязательных при реализации основной образовательной программы (Федеральный государственный образовательный стандарт). Педагог ищет ответ на вопрос «Как учить в этих новых условиях». Одной из новых форм является работа на уроках физкультуры с карточками. Причем карточки учителя используют не только с детьми для практических занятий, но для детей освобожденных после болезни, кто пришел на урок физкультуры без спортивной формы, с детьми которые находятся на карантине. Хочется разнообразить уроки, сделать их интересными для детей, чтобы они с удовольствием приходили на урок. Представляем обзор разных вариантов использования карточек на уроках физической культуры.
Многие учителя используют карточки для проведения круговой тренировки по физкультуре: 1
Используются эти карточки для детей 7-11 классов: Работа на станциях выполняется следующим образом: вначале учащиеся, читают теорию, а потом в течение 20-30 сек. выполняют практическое задание и переходят на следующую станцию. Примеры карточек для разных классов:
Карточки для станций круговой тренировки для 7-8 класс
3 станция
Под воздействием систематических занятий физическими упражнениями кровеносные сосуды, находящиеся в мышцах расширяются. Продвижение тока крови увеличивается, что обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем органам, ускоряет общий обменный процесс в организме. В подростковом возрасте систематические занятия физическими упражнениями влияют на понижение ЧСС в состоянии покоя на 5-15уд./мин. Это говорит о более экономной работе сердца.
Задание.Прыжки через препятствия, расположенные на расстоянии 50 -60 см друг от друга.
Карточки для станций круговой тренировки для 9 класса
1 станция
В подростковый период продолжается интенсивное физическое развитие. Мальчики наиболее интенсивно растут в 13-14 лет (в год 7-9 см), а девочки – в 11-12 лет (увеличение роста в среднем на 7 см). Девочки в 11-12 лет имеют размеры тела больше, чем мальчики. Но к 14-15 годам рост у них замедляется, мальчики начинают снова их опережать. В результате акселерации (ускоренное развитие человеческого организма) процесс роста сейчас у юношей заканчивается в 18-20 лет, а у девушек – в 16-17 лет.
Задание.Одновременное ведение двух баскетбольных мячей на месте.
Карточки для станций круговой тренировки для 11 класса
2 станция (Питание)
От питания зависят физическое развитие (рост, масса), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.
В рационе должны обязательно присутствовать продукты животного происхождения (мясо, молочные продукты, рыба) – содержат белок, жиры; растительного происхождения (овощи, фрукты, растительные масла, зерновые)- содержат минеральные соли, витамины, углеводы, клетчатку, положительно влияющие на пищеварение. Соотношение продуктов животного и растительного происхождения в рационе питания - 40 и 60%.
Задание.Поднимание туловища из положения, лежа на спине, согнув ноги до положения сед.
Некоторые учителя, используют карточки только для развития физических качеств с 1 по 9 класс: 2
В карточке перечислено несколько упражнений и учащиеся должны их выполнить. Это могут быть индивидуальные упражнения и упражнения в парах. Примером могут служить следующие карточки:
Карточка 3. 1. Сидя, руки сзади в упоре на локтях – перенос ног через набивной мяч в правую и левую сторону. 2. Пружинящие наклоны, стоя на гимнастической скамейке. 3. Вис на стенке на полусогнутых руках 6 с – 3-4 раза.
Карточка 9. 1. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладони на полу – поднять ноги и держать 10 с. (3-4 серии). 2. Наклоны вперед до касания носков из положения лежа. 3. В парах – один проползает под гимнастическую палку на высоте 40-50 см туда и обратно, стараясь не задеть ее.4. стоя на 1 метр от стенки, быстрое сгибание и разгибание рук.
Некоторые педагоги используют карточки для обучения двигательному действию или корректировке ошибок в уже существующем действии. Эти карточки могут использоваться педагогом вместе с учеником и родителями с учеником. Но нужно знать некоторые особенности такой работы:3 такие карточки хорошо подходят для 5-7 лет (дошкольное учреждение или начальная школа).
Эти карточки используются для индивидуальной работы с ребенком. Сначала определяется, какой вид движений или физическое качество требуют корректировки, затем подбирается соответствующая карточка (или несколько карточек) со схематическим изображением игровых упражнений. Если есть необходимость, преподаватель корректирует содержание карточки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, родителей, семейных условий, условий выполнения предложенного задания. Проводится беседа с родителями, предлагаются карточки-схемы для выполнения совместно с ребенком, уточняется, на какой срок предлагается задание и какой инвентарь необходимо использовать. Результативность домашних упражнений проверяется на физкультурных занятиях и потом тактично обсуждается с родителями. Родители читают текст задания, методические рекомендации к нему и пробуют сами выполнить задание, затем обсуждают условия выполнения предложенного упражнения совместно с ребенком, давая необходимые пояснения. Затем создают необходимые условия для выполнения упражнения, предлагают ребенку выполнить упражнения вместе. Необходимо оказать помощь ребенку при выполнении упражнения (страховку), и обязательно следить за его утомляемостью, чтобы не было чрезмерных нагрузок. Критерием выполнения задания служит не только качественное выполнение ребенком движения, но и общая удовлетворенность от совместной работы. Обязательно необходимо перед выполнением заданий провести хорошую разминку: ходьба, бег, прыжки, несколько общеразвивающих упражнений (например, наклоны в стороны, повороты туловища, маховые движения руками и ногами, приседания, дыхательные упражнения и т. п.) — и только потом приступают к выполнению задания. Не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в карточке-схеме. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно. Для предупреждения у ребенка переутомления, необходимо вести контроль его самочувствия, руководствуясь указанными признаками. Пример карточек:
Еще один способ использования карточек - итоговая оценка достижения планируемых результатов как базового, так и повышенного уровня 4:
Учащиеся самостоятельно применяют освоенные знания, умения и навыки для организации занятий физической культурой, активно участвуют в подвижных и спортивных играх, поддерживают нормальный режим дня, способствующий сохранению и укреплению здоровья. Работа с карточками помогает учащимся следить с помощью простейших измерительных процедур за динамикой показателей своего физического развития и физической подготовленности. Эти способности целенаправленно формируются и отрабатываются в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Карточка состоит из:
Текста задания
Описания правильного выполнения задания
Критериев достижения результатов на разных уровнях.
Ряд заданий на карточке сопровождается методическими рекомендациями по организации мест выполнения заданий, их оснащённости необходимым инвентарём, оборудованием и др. Оценивание успешности выполнения учащимися конкретного задания осуществляется на основе сопоставления фактического результата с планируемым. Пример карточки:
Карточка №3.Выполните прыжок в длину с места (при отсутствии нарушения осанки). Описание правильного ответа. Из исходного положения (стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой) выполняется прыжок с места на максимально возможное расстояние. При этом участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела, и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Критерий достижения планируемого результата: прыжок выполнен правильно с результатом не ниже среднего.
Прыжок в длину с места (см). Мальчики
Возраст (лет, месяцев) | Уровень физической подготовленности |
высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
7,0-7,5 | 130 и выше | 129-117 | 116-104 | 103-88 | 87 |
7,6-7,11 | 140 и выше | 139-127 | 126-114 | 113-98 | 97 и меньше |
8.0-8.5 | 145 и выше | 144-132 | 131-119 | 118-103 | 102 и меньше |
8.6-8.11 | 155 и выше | 154-142 | 141-129 | 128-113 | 112 и меньше |
9.0-9,5 | 158 и выше | 157-145 | 144-132 | 131-116 | 115 и меньше |
9,6-9,1 1 | 162 и выше | 161-149 | 148-136 | 135-120 | 119 и меньше |
10.0-10,5 | 166 и выше | 165-153 | 152-141 | 124-139 | 123 и меньше |
10.6-10,11 | 175 и выше | 174-162 | 161-150 | 149-133 | 132 и меньше |
11,0-11,5 | 177 и выше | 176-161 | 163-152 | 151-135 | 134 и меньше |
11.6-11,11 | 184 и выше | 183-171 | 170-159 | 158-142 | 141 и меньше |
Упражнение позволяет оценить динамическую силу мышц нижних конечностей.
Карточка №7
Задание базового уровня
Распределитесь на 4 команды и выберите в каждой команде капитана. Рассмотрите рисунок , выберите 3-4 упражнения и составьте комплекс физкультминутки. Потренируйтесь в выполнении комплекса. Обсудите и предложите капитану варианты ответов на следующие вопросы:
1. Почему вы отобрали эти упражнения для комплекса, на что они направлены?
2. Когда следует выполнять этот комплекс упражнений?
3. Как провести физкультминутку в классе; на что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать травм?
Продемонстрируйте комплекс игрокам другой команды. (Капитаны выполняют роль учителя, показывая упражнения, а затем отвечают на поставленные вопросы. Команды работают попарно.)
Задание повышенного уровня
На повышенном уровне оцениваются действия и ответы капитанов команд, и результаты наблюдений игроков других команд, заполняющих специальные оценочные листы по ходу выполнения упражнений и ответов на вопросы.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Правильно ли составлен комплекс?
Поставь + (правильно) или — (неправильно).
Правильно ли подобрана дозировка (количество повторений) каждого упражнения? Поставь + (правильно) или — (неправильно) за каждое упражнение. 1. 3. 2. 4.
Правильно ли капитан команды ответил на вопросы? Поставь + (правильно) или — (неправильно) за каждый ответ. 1. 2. 3. 4.
Умение: выявлять необходимость в выполнении физкультминутки; отбирать для нее упражнения, активно воздействующие на деятельность систем дыхания и кровообращения; организовывать место проведения физкультминуток; правильно выполнять все упражнения.
Еще одним из вариантов использования карточек является: объяснение подвижных игр и эстафет5,6. На карточках показано положение участников, прописаны основные правила и схема перемещения. Примеры таких карточек:
Карточка № 2.
Комбинированная эстафета.
Задачи: совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.
Инвентарь: теннисные мячи, стойки или конусы.
Место: спортивный зал.
Построение | Содержание | Правила | ОМУ |
| Команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки бегут до поворотной стойки, огибают ее и добегают до линии броска. Выполняют бросок в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну следующему участнику, который продолжает эстафету, а сами становятся в конец колонны. | Бег и метание в цель необходимо выполнять условленным способом. В случае не попадания мячом в цель игроки должны повторять до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету, | Целью для броска может быть: баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене, обруч. На начальной стадии игры броски можно совершать без целевого попадания. Эстафету можно усложнить за счет увеличения количества бросков и изменения способов их выполнения. |
Перетягивание каната
Задачи: развитие силовой выносливости в соревновательной обстановке; воспитание чувства коллективизма.
Инвентарь: канат.
Место: гимнастический зал, площадка.
Построение
Расшифровку значков смотрите в Условных обозначениях.
Содержание
Игроки делятся поровну на две команды и берутся за канат.
По сигналу преподавателя начинается перетягивание каната командами.
Правила
Первым игрокам от каждой команды необходимо браться за канат на одинаковом расстоянии от его середины.
Победа определяется после выполнения трех попыток.
ОМУ
Для игры следует обозначить пограничные линии, за которые перетягивают канат.
Многие учителя используют в своей работе карточки для закрепления и совершенствования двигательных действий, для изучения и тренировки одного из видов спорта7:
Карточка № 10
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
№ п/п | Содержание упражнений | Дозировка |
1 | Приём и передача мяча двумя руками сверху: над собой, стоя в круге диаметром 1 м; во время передвижения лицом по направлению движения и боком | 3-5 мин |
2 | Приём и передачи мяча: в парах на месте; передача мяча над собой — передача партнёру; или передачи мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 1-2,5 м |
3 | Подвижная игра «Не упусти мяч» или игра в волейбол в круге |
Еще карточки учителями используются как дидактический материал: на самой карточке изображение вида спорта, название вида спорта, где, когда он зародился, от какого слова произошел, какие разновидности этого спорта бывают, и рассказываются интересные факты с этим видом спорта связанные и т.п.8:
Многие учителя подходят нестандартно к подготовке к урокам и придумывают подобные творческие задания по физической культуре для обучающихся начальных классов9:
Задание по физической культуре. «Виды спорта»
Ответить на вопросы по картинке.
1.Какие спортсмены-звери занимаются спортом? Распределите правильно спортсменов в таблице соответственно виду спорта. (Спортсмены-звери: поросенок и кот; страус, тигр и лошадь; заяц; слон; обезьяна; собака ; ёж, мышь и лягушка.
№ | Вид спорта: | Спортсмены: |
1 | Лёгкая атлетика, бег на разные дистанции | |
2 | Лёгкая атлетика, прыжки в высоту с шестом | |
3 | Лёгкая атлетика, толкание ядра | |
4 | Велоспорт | |
5 | Фехтование | |
6 | Конный спорт | |
7 | Спортивная гимнастика | |
В настоящий момент даже выпущены фирмой «FIT friends» (банда умников)- готовые карточки только с безопасными упражнениями, которые легко освоить самостоятельно. Они подойдут для детей от шести лет и при этом обеспечат достаточную нагрузку для взрослых. Их можно использовать с освобожденными на уроках физической культуры, в работе на уроке в парах, для круговой тренировки, и дома вместе со своими родными и друзьями. На картах указано рекомендованное количество повторов для людей с разным уровнем подготовки, для части упражнений предложены варианты упрощения или усложнения.
Мы на уроках физической культуры для освобожденных используем карточки «МЕМО» для развития памяти. Детей делим по парам, выдаем нечетное количество пар карточек «МЕМО». Необходимо попарно переворачивая карточки угадать одинаковые (с одним порядковым номером)- т.е.собрать пару. Кто набирает большее количество пар карточек, играет с победителем другой пары. Для старшеклассников количество каточек увеличивается, т.к. они способны запомнить больший объем информации. Это способствует и увеличению интереса к уроку и помогает детей отвлечь от телефонов.
Для учителей физической культуры открывается возможность творческой разработки собственных учебных заданий, и только им определять какими они будут.
Использованные источники:
Карточки для станций круговой тренировки по предмету физическая культура для обучающихся 7–11-х классов (1sept.ru)
Дидактический материал для уроков ФК "Учебные карточки по развитию двигательных качеств" 1-9 классов. | Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Карточки-схемы для развития основных видов движений (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
Для педагога | Работа с карточками на уроках физической культуры (dlyapedagoga.ru)
Подвижные игры (картотека) | Картотека по физкультуре (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
Перетягивание каната - спортивная игра (описание, правила, рекомендации) (gomelscouts.com)
Войтенков В.П. Комплект карточек для урока физкультуры. (multiurok.ru)
https://www.liveinternet.ru/users/moim_vnukam_poleznoe/post438106871
Творческие задания по физической культуре для обучающихся начальных классов | Физическая культура | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)