СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-метода на уроках географии (разработки уроков по темам «Океаны», 7 класс «Россия в современной мировой экономике», 9 класс, «Проблемы АПК России».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование кейс-метода на уроках географии (разработки уроков по темам «Океаны», 7 класс «Россия в современной мировой экономике», 9 класс, «Проблемы АПК России»? 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-метода на уроках географии (разработки уроков по темам «Океаны», 7 класс «Россия в современной мировой экономике», 9 класс, «Проблемы АПК России».»

Использование кейс-метода на уроках географии (разработки уроков по темам «Океаны», 7 класс «Россия в современной мировой экономике», 9 класс, «Проблемы АПК России».



Урок в 7 классе по теме «Океаны»

Цели:

Образовательные:

- обобщить и закрепить знания по теме «Океаны»;

- дать понятие об океанах как больших своеобразных ПК, отличающихся не только размерами и природой, но и влиянием на них людей;

- продолжить формировать умения работать с различными картами (карта океанов, карта полушарий).

Развивающие: Продолжить формирование у учащихся: интереса к предмету, логического мышления; умения работать в группе; грамотных устных формулировок; навыков исследовательской работы.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, уважение к мнению других;

- продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;

- продолжить развивать у учащихся трудолюбие и прилежание;

- воспитывать умение слушать и слышать;

- воспитывать любовь к природе.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: атласы 7 класса, настенные карты «Карта океанов», «Карта полушарий», статистические данные, кейсы на каждую группу и рекомендации, картинки, рисунки с изображением океана, видеофильм «Мировой океан терпит бедствие».

Ход урока

1. Организационный момент.

– приветствие, проверка готовности к уроку;

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. В течение нескольких уроков мы знакомились с океанами (с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, видами хозяйственной деятельности в океанах). Я предлагаю вам, опираясь на ваши знания создать кейс. А тему кейса вы должны сформулировать сами. Как вы уже поняли, работать вы будете в группах, поэтому помните – результат вашего труда зависит от каждого члена группы, работайте дружно и слаженно. Но прежде чем мы начнем работать, я хочу проверить с каким настроением вы пришли на урок. Для этого выберите любой цвет, который вам по душе из цветового спектра, что у вас на столах (метод «Цветопись Лутошкина»). Кто выбрал красный, оранжевый и желтый цвета, те пришли на урок с восторженным, праздничным и радостным настроением. А те, у кого зелёный цвет – спокойное настроение, синий – грустное, фиолетовый или коричневый цвета – пасмурное настроение.

2. Сообщение целей и задач урока.

Задача нашего урока - повторить и закрепить знания по теме «Океаны», сформировать представление об океанах, как о больших своеобразных природных комплексах, отличающихся не только размерами и природой, но и влиянием на них людей.

У каждого из вас на столах имеются рекомендации по работе с кейсом, ознакомьтесь с данными рекомендациями.

Рекомендации по работе с кейсом.

1. Внимательно изучите кейс.

2. Обсудите его в группе, сформулируйте проблему и запишите её в тетрадь.

3. На вопросы кейса отвечайте письменно.

4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника, атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.

5. От каждой группы выступает один представитель.

6. Остальные группы внимательно слушают и записывают варианты ответов. У каждой группы может быть своя проблема по данному кейсу.

7. Сформулируйте общую ключевую проблему.

8. После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.

3. А теперь, внимание кейс, прочитайте внимательно. В качестве кейса я предлагаю рассмотреть следующую ситуацию.

Кейс «Загрязнение океана»

Уже в течении нескольких десятков лет ученые и экологи заняты вопросом — как защитить океан от загрязнения? Поскольку около трех четвертей населения мира живет на побережьях, не удивительно, что океаны страдают от загрязнения и других последствий человеческой деятельности. К сожалению, люди всегда относились к океанам как к свалке мусора. Даже люди, живущие далеко от берегов, не безвинны: реки каждый год несут 9,3 млрд. тонн ила и отходов к прибрежным водам. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит проблема загрязнения океанов. Если бы все люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, проблема его загрязнения не стояла бы сейчас так остро. Хочется еще раз напомнить, что если каждый житель нашей планеты выльет в ближайший ручей всего лишь по одному ведру оставшейся после стирки воды с синтетическим моющим средством, общее количество загрязнений увеличится на 40 миллионов кубометров.

Вопросы к кейсу.

1. Сформулируйте проблему.

2. Подумайте и назовите причины загрязнения океанов.

3. Человек – друг или враг океана? Приведите примеры негативного влияния человека на океан. При ответе на данный вопрос, опирайтесь на те знания, которые у вас уже есть.

4. Как защитить океан от загрязнения? Предложите мероприятия по охране океана.

Что можешь сделать ты?

5. Вывод.

4. Домашнее задание.

Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.

5.Работа по группам.

Каждая группа отвечает на вопросы и ответы собирают в кейсы (каждый ответ на вопрос может быть представлен в виде рисунков, таблиц, схем или записей).

У первой группы кейс «Тихий океан»;

У второй группы кейс «Атлантический океан»;

У третьей группы кейс «Индийский океан»;

У четвертой группы кейс «Северный Ледовитый океан».

6. Оценка учащихся.

Самооценка учеников. (Комментирование оценок в группе)

Ребята вы можете обсудить в группе и оценить работу каждого индивидуально: самому активному в группе – 5 баллов, тому, кто высказывал свое мнение, но не уверен в его правильности – 4 балла, высказывал ошибочные мнения – 3 балла, вообще не принимал участия в дискуссии – 2 балла.

7. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

своей работой на уроке я …

я попробую…

меня удивило…

материал урока мне был…

мне запомнилось…

8. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Вы отлично поработали. Я получила огромное удовольствие от общения с вами. Интересно, а какое у вас настроение. Давайте проверим, изменилось ли оно к концу урока, пожалуйста выберите цвет.

Урок окончен, спасибо за работу!



«Россия в современной мировой экономике»

9 класс


В ходе урока ученикам предлагаю разделиться на группы, раздаю кейсы и рекомендации к ним. Время работы с кейсами ограничивается до 15 минут. Ученики самостоятельно работают в группах (изучение кейсов и ответы на вопросы), после чего в течение 10 минут каждая группа озвучивает общий вывод - ключевую проблему данного кейса – пути решения проблемы природно - ресурсной экономики России. В качестве оценки предлагаю самооценку учеников и комментирование оценок в группе. Вопросы обычно подготавливаю заранее и предлагаю обучающимся вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации могу занимать активную или пассивную позицию, а иногда ограничиваюсь подведением итогов дискуссии.

Рекомендации по работе с кейсом.

Прочитайте внимательно кейс, обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь. Письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя место для возможного другого варианта ответа. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника, таблицы № 12-13, картосхемы на рисунках №19-23, атлас за 9 класс, карты настенные. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.

Кейс.

В 30-е годы в России был взят курс на индустриализацию экономики, т. е. на усиленное развитие промышленности. В результате возникли сотни предприятий тяжелой промышленности - металлургии, тяжелого машиностроения, химической промышленности, горнодобывающей, энергетики. Эти отрасли производили средства производства (группа А). В общем объеме промышленной продукции России они составили 75%. Экономика России перерабатывала все больше природных ресурсов для того, чтобы расширить производство ради нового производства. О человеке речи не шло: производство товаров народного потребления оставалось в стороне (на периферии). Товары потребления Россия должна была импортировать, а поскольку цены на импортные товары превышали наши внутренние цены, то импорт был крайне невыгоден для России.
Еще одна проблема экономики России состоит в том, что индустриализация экономики проводилась на активном использовании природных ресурсов страны и развивались природоэксплуатирующие отрасли: горнодобывающая, сельское хозяйство, лесозаготовка, рыболовство. Добыча полезных ископаемых и их переработка и в настоящее время ведутся далеко не эффективно, и чем больше мы добываем ресурсов, тем больше имеет убытка.
Особенностью российской экономики является и диспропорция в уровне развития ее различных регионов. Наиболее развита европейская часть России: густая сеть транспортных путей, скопление крупных промышленных центров, высокая плотность населения (70% населения России проживает в европейской части России). Наименее развита огромная азиатская часть страны, развитие экономики которой требует огромных затрат.
Отличительной чертой промышленности России является ее монополизированность, т. е. когда продукция или ее виды производятся одним предприятием. Такое предприятие, не имея конкурентов, диктует цены на продукцию, его не интересует повышение качества продукции. Принцип один: «все равно возьмут - выбора нет».
Кроме того, продукция военно-промышленного комплекса - оружие, танки, автоматы, ракеты и пр. - не востребована даже заводами, и может лежать годами на военных складах. Для этого нужны огромные затраты.
Для России характерна неконкурентоспособность многих видов продукции предприятий, т.е. низкое качество продукции.

Вопросы к кейсу.

Сформулируйте проблему.
1. Какие крупные месторождения имеются в нашей стране?
2. В какой части страны сосредоточены промышленные центры и какие проблемы возникли в связи с этим?
3. В чем заключается проблема диспропорции экономики?
4. Что является причиной выпуска продукции низкого качества?
5. Зачем необходима конверсия?
6. Предложите пути решения природно-ресурсной экономики России.

Инструкция оценивания работы группы.

Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса, получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5 баллов).
Использование на уроке географии в 9 классах кейс-метода на примере приведенного выше кейса показало результативность и экономичность по времени. Кроме того, заинтересованность учеников в изучении материала данным методом выявляет целесообразность использования кейс-метода в дальнейшей работе.




Урок по теме «Проблемы агропромышленного комплекса» 9 класс


Цели:


Образовательные – обобщить и систематизировать знания учащихся о закономерностях структуры и размещении АПК.


Развивающие – формировать ключевые компетентности: готовность к видению проблем, к сбору и анализу информации (готовность работы с информационными ресурсами); развивать умение определять альтернативные пути решения проблемы.


Воспитательные – воспитывать сдержанность, уважение к мнению других.


Оборудование: атласы 9 класса, настенные карты “Растениеводство”, “Животноводство”, статистические данные, кейсы на каждую группу и рекомендации.


Ход урока


1. Орг. момент: (1мин.)


– приветствие, проверка готовности к уроку;


– деление класса на группы по 4 человека;


– сообщение целей и задач урока


2. Повторение ранее изученного материала. (5 мин.)


1. Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя).


2. Что включает в себя АПК? Каков его состав? (1 – производство машин, оборудования, удобрений и ядохимикатов, комбикормов; 2 – сельское хозяйство – растениеводство и животноводство; 3 – заготовка, переработка, хранение и реализация продукции).


3. Каковы отличительные особенности сельского хозяйства? (1.Производство с/х продукции сезонно, оно зависит то природных условий; 2. С\х предприятие занимает большую площадь; 3. Земля, является одновременно и средством труда и предметом труда.


4. Каковы закономерности в составе и размещении АПК?


Динамическая пауза (2 мин.)


3. Самостоятельная работа со статистическим материалом (учебник с.158, таблица №35) (2 мин.)


Проанализировав данные таблицы, скажите:


– по каким показателям Россия лидирует, среди данных стран? (по с/х угодьям, по площадям пашни, по производству картофеля)


– по каким показателям уступает? (по всем остальным).


– Сделайте вывод о развитии АПК России по сравнению с другими странами.


(Вывод: развитие АПК России на низком уровне!)


– Как вы думаете, какие проблемы в АПК мешают его высоким показателям?


4. Закрепление и обобщение изученного материала.


1. Работа с кейсами по группам (розданы кейсы и рекомендации к ним)


2. Время работы с кейсом ограничено – 15 минут


3. С вопросами обращаться к руководителю


4. Высказывания по кейсу (10 мин.)


5. Общий вывод: ключевая проблема данного кейса – обеспечение страны собственным продовольствием! Решить эту проблему можно, применяя на практике все ваши предложения, потому, что каждое предложение имеет место быть.


5. Оценка учащихся. (3 мин.)


Самооценка учеников по инструкции. (Комментирование оценок в группе)


6. Итог урока (1 мин.)


Каковы перспективы АПК России?


Решаемы ли его проблемы?


7. Домашнее задание (1 мин)


Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.


Урок окончен, спасибо за работу!


Рекомендации по работе с кейсом.


1. Прочитайте внимательно кейс.


2. Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.


3. письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя место для возможного другого варианта ответа.


4. Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника в & 31 – 33, таблицы № 35, 36, 37(с.158-171), картосхемы на рисунках №51,52,53, атлас за 9 класс, карты настенные.


5. Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.


6. Остальные группы внимательно слушают и записывают те варианты ответов, которых у них нет. У каждой группы может быть своя ключевая проблема по данному кейсу.


7. После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.


Инструкция оценивания работы группы.


1. Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса, получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5 баллов)


2. Высчитайте, сколько баллов набрала ваша группа.


3. Это количество разделите на количество человек в группе – это и есть ваша оценка.


4. Можете обсудить в группе и оценить работу каждого индивидуально: самому активному в группе – 5 баллов, тому, кто высказывал свое мнение, но не уверен в его правильности – 4 балла, высказывал ошибочные мнения – 3 балла, вообще не принимал участия в дискуссии – 2 балла.


Кейс.


Агропромышленный комплекс России.


Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.


Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.


Вопросы к кейсу.


1. Сформулируйте проблему.


2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)


3. Как сократить потери продукции при уборке и хранении?


4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?


5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?


6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?


7. Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?


Агропромышленный комплекс.


АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.


В составе АПК выделяют 3 звена, каждое из которых, выполняет свою определенную функцию.


Отличительные особенности сельского хозяйства?


1. Производство сельскохозяйственной продукции сезонно, оно зависит от природных условий.


2. Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.


3. Земля, является одновременно, и средством труда, и предметом труда.