СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-заданий для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-заданий для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пышминского городского округа

«Тимохинская начальная общеобразовательная школа»












«Использование кейс-заданий для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников»







Исполнитель: Тверякова Ю.Е.,

учитель начальных классов







с. Тимохинское, 2023

Уважаемые коллеги сегодня я представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Использование кейс-заданий для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников»

Формирование функциональной грамотности является актуальной задачей, стоящей перед современной школой. Одним из компонентов которой является естественнонаучная грамотность, она позволяет ученику использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся умениями работать с информацией, выявлять в учебном материале детали, существенные для понимания смысла, умение читать таблицы, схемы, карты, извлекая из них полезную и нужную информацию, способность составлять алгоритмы решения поставленной задачи.

Вместе с тем обучение в формате формирования естественнонаучной грамотности требует от учителя существенных изменений в организации урока, предполагает особую систему заданий для обучающихся. Стимулирование самостоятельности и активности обучающихся в решении поставленных учебных задач, включение элементов частично-поисковой деятельности рассматриваются в качестве обязательных составляющих учебного занятия.

В предметном содержании выделяют три основных составляющих, являющихся опорами для формирования естественнонаучной грамотности младших школьников:

=Я - природа (знакомство с многообразием живой и неживой природы). Ребенок получает знания о мире и методах научного познания.

=Я - общество (взаимосвязь между людьми: прошлое, настоящее, будущее). Которая включает в себя осведомленность ребенка в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.

=Я - мир (взаимосвязь природы и общества). Понимание обучающимися ответственного отношения к ресурсам и окружающей среде. Проявление активной гражданской позиции при рассмотрении проблем связанных с естествознанием

Как показывают результаты всероссийских проверочных работ по окружающему миру за последние 3 года у учащиеся нашей школы были не достаточно сформированы следующие компетенции:

-строить предположения и прогнозы;

-анализировать результаты проведённых опытов, наблюдений,

исследований;

-анализировать, оценивать, интерпретировать информацию.

В течении последних двух учебных лет я анализировала и подбирала задания для формирования вышеперечисленных компетенций для подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС.

Как показывает собственная практика, одним из эффективных методов формирования естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира, является использование комплексных практикоориентированных заданий – кейсов. Суть которых заключается в анализе конкретной реальной ситуации, в которой заложена проблема. Ситуация связана с учебным материалом, который необходимо усвоить, но усвоение происходит не через трансляцию готового знания, а через самостоятельный творческий поиск.

С учетом небольшого социального опыта, возраста, уровня психологического развития, объема имеющихся знаний и других моментов, присущих младшим школьникам, реализация кейс-заданий предполагает три этапа:

Подготовительный:

‒ определение темы в учебном курсе для использования кейса (ее значимость, актуальность для человека и общества, воспитательные моменты (экология, безопасность, правила и нормы поведения и т. д.));

‒ создание макета кейса (жизненная, узнаваемая ситуация с элементами «драмы», чтобы вызвать не только интерес, но и чувство сопереживания);

‒ определение плана и режима работы с кейсом, критериев оценки результатов (полнота и глубина сообщения, слаженность работы малой группы, аргументированность суждений, соблюдение временных рамок и т. д.).

Организационный:

‒ рекомендации «Как работать с кейсом»;

‒ дополнительная информация (новые термины, понятия);

‒ знакомство ребят с основными правилами поведения и деятельности в малой группе (уважительное отношение друг к другу, личная и групповая ответственность, соблюдение тишины, умение слушать и слышать товарищей и т. д.).

Презентационно-аналитический:

‒ обсуждение текста кейса в группах;

‒ совместный поиск решения обозначенной проблемы;

‒ представление и обоснование выводов.

Мною создано пособие, в которое я включила кейс-задания. Они стали элементами, как предметного, так и интегрированного урока, а также внеурочных и самостоятельных занятий. Структура кейсов позволяет мне успешно применять их для организации индивидуальных и групповых форм работы, в процессе индивидуальной самостоятельной работы и домашнего задания, тренировочных заданий для устранения выявленных дефицитов предметного или метапредметного характера.

Пособие содержит 10 блоков с кейс-заданиями:

- блок «Что из чего?» направлен на отработку различных способов анализа и передачи информации в соответствии с познавательными задачами; в том числе умение анализировать изображения, узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; использовать знаковосимволические средства для решения задач.

- в блоке «Прогноз погоды» преобладают задания на освоение доступных способов изучения природы, использование знаковосимволических средств для решения задач; понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

- задания блока «Тело человека» способствуют отработке умений анализировать изображения, использовать знаковосимволические средства, модели.

- блок «Начало+продолжение=фраза» помогает закрепить знания элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, понимание необходимости здорового образа жизни и соблюдения правил безопасного поведения.

- блок «Угадай по описанию» способствует формированию навыков вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

- блок «Проведём опыт» направлен на освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений в соответствии с задачами коммуникации.

- использование знаковосимволических средств для решения задач в блоке «Диаграммы» направлено на понимание информации, представленной разными способами: словесно и в виде диаграмм.

- в блоке «Знаки, знаки, знаки» задания способствуют освоению элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; использованию знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

- в блоке «Профессии» овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности учит оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

- блок «Угадай по описанию» способствует формированию навыков вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака

- блок «Мой регион» формирует уважительное отношение к родному краю, основы гражданской идентичности, этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;

- использование знаковосимволических средств для решения задач в блоке «Диаграммы» направлено на понимание информации, представленной разными способами: словесно и в виде диаграмм.

Каждый блок ориентирован на методическую проблему, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейсы дают мне возможность обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату.

Задания содержат вопросы на выявление соответствия, работу с множественными или единичными текстами, на выявление ключевой информации, заключенной в картах, диаграммах, схемах, таблицах. Учебно-методические кейсы представляют собой готовые образовательные решения, построенные на основе системно-деятельностного подхода.

Задания первых пяти блоков я использую на этапе актуализации знаний. На этапе рефлексии работаем с заданиями шестого и седьмого блоков. Для домашней или самостоятельной работы подходят задания блоков номер 8,9 и 10.

В результате применения кейс-заданий у учащихся повысился уровень умений анализировать информацию, строить предположения, описывать результаты проведённых опытов, наблюдений, интерпретировать информацию. На основе проделанной мной работы выявлена проблема: недостаточный уровень сформированности умений анализировать и оценивать результаты опытов и исследований. Отсюда вытекает противоречие между требованиями ФГОС НОО и недостаточным уровнем сформированности умений анализировать и оценивать результаты опытов и исследований.

Данная проблема обусловлена возрастными, психическими и индивидуальными особенностями каждого ребенка и небольшим социальным опытом .

Наметила пути решения проблемы: продолжить формирование естественнонаучной грамотности младших школьников с использованием системы кейс-заданий.

Разработанные мною материалы будут полезны учителям для проведения уроков с учетом решения задачи формирования естественнонаучной грамотности, а также для организации внеурочной деятельности или применения в качестве дополнительного дидактического материала.

Подводя итоги использования кейс-заданий на уроках окружающего мира, можно сделать следующие выводы: кейс-задания способствует формированию познавательных и логических универсальных действий. Они создают условия, мотивирующие и стимулирующие самостоятельную поисковую деятельность учащихся через решение проблемных ситуаций. В результате происходит осознанное усвоение учебного материала. Кейс-задания формируют навыки совместной работы в группах, аргументированного отстаивания своей точки зрения и уважения к иному мнению, вырабатывают у учащихся осмысленное бережное отношение к природе. Применение кейс-заданий на уроках окружающего мира не является самоцелью, они вносят определенный вклад в повышение эффективности учебного процесса, но не отменяет и не подменяет другие методы. К тому же использование кейс-заданий в начальной школе требует его дальнейшего совершенствования и развития.