Использование на логозанятиях кинезиологических упражнений
Выполнила: Равчеева М. В.
Учитель-логопед МАОУ«СОШ № 30г.Йошкар - Олы»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и достижений физического здоровья с помощью двигательных упражнений
С помощью кинезиологии:
- укрепляется здоровье;
- оптимизируются основные психические процессы -
улучшается память, внимание, мышление, речь, слух, восприятие;
- повышаются умственные способности;
- улучшается психоэмоциональное состояние.
Кинезиологические упражнения показаны и взрослым , и детям
Кинезиологические упражнения
- Бодрят
- Тонизируют
- Снимают усталость, тяжесть в голове
- Помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью
- Обостряют внимание и память
- Значительно повышают способность сконцентрироваться в данный момент на выполняемой работе
Кинезиологические упражнения для детей , направленные на межполушарное взаимодействие (в качестве усложнения использовать хлопок)
- «Лезгинка» (поочерёдно меняем кулак на ладонь)
- «Носик-ушко» (поочерёдно обхватываем нос и ухо)
- «Кулак-ладонь» (смена проводится на столе)
- «Животик» (гладим живот и постукиваем по макушке)
- «Грибочек» (на кулаке ладонь и меняем руки)
- «Колечко» ( различные соединения большого пальца)
- «Вращения большим пальцем» (в разные направления)
- «Охотник –заяц» (смена двух пальцев на три)
- «Два кулачка» (меняем положение большого пальца вверх-вниз)
- «Ответная реакция» (прикладываем кулак к ладони)
- «Восьмёрка» (рисуем лежачую восьмёрку большими пальцами)
- «Кулак-лапа» (поочерёдно меняем кулак на лапу)
- «Пальцовки» (поочерёдное соединение пальцев сверху и снизу)
Комплекс упражнений, помогающий продуктивно работать на уроке (выполняется перед началом уроков, особенность-регулярность)
- «Журавль» (ходьба на цыпочках с высокими коленями)
- «Ленивые восьмёрки» (рисуем каждой рукой, затем двумя, держа руки в замке)
- Рисование двумя руками (перерисовываем симметричный рисунок)
- Выполнение специальных заданий с числами в уме в зависимости от возраста (пример1:Назови числа от 1до 40, где есть цифра 2, пример2: Двигаясь от числа 3,прибавляй число2)
- «Таблицы Шульте» (Смотря в центр, отыщи все числа от 1 до 25)
- Устный счёт (примеры от 1 до 10) 3-2=?
23
24
20
8
4
7
14
25
13
17
21
19
18
12
1
2
22
3
16
9
10
5
11
15
6
Эффективные упражнения для тренировки внимания по методике Ш. Ахмадуллина
(быстрый поиск глазами выхода из лабиринта, важен контроль педагога,
3 лабиринта вдень в течении 2 недель)
2. «Большие и малые числа» (быстрый поиск глазами чисел разного размера, разного шрифта от 1 до15, от1 до50, от 1 до100)
3. «Чёрные и белые цифры» (быстрый поиск глазами чисел разного цвета:1чёрная и 1белая, 2чёрная и 2 белая )
2
8
4
1
3
7
6
5
6
8
3
1
7
4
2
5
4. «Струп - тест» (назвать цвет или только запись в 5 строк)
Красный, жёлтый, чёрный, зелёный, синий
5. «Поиск букв» ( в 5 строчках букв сосчитать сколько раз встречается та или иная буква, например: буква П-?, можно зачёркивать эту букву)
ПВАПРОЕППТМПЛФЖПКПХЦПСПЯПЮ
6. « Обратный рассказ» ( ребёнку нужно рассказать о том, как прошёл его день задом наперёд, лучше это делать с родителями перед сном: «… сейчас я лежу на кровати, а до этого я чистил зубы, смотрел мультфильм, ужинал, гулял с друзьями…». Можно начать тренировку в школе: «… сейчас я на уроке русского языка, а до этого была перемена, мы с классом ходили завтракать в столовую…»
Эффективные упражнения для тренировки восприятия по методике Ш. Ахмадуллина
(Норма восприятия объектов 7-2, т.е не менее 5)
- Представить и описать словами предмет с помощью 5 органов чувств:
- Определи цвет
- Услышь звук предмета
- Потрогай предмет, определи его на ощупь
- Узнай вкус предмета
- Понюхай предмет
Пример: « яблоко» - зелёное, хрустит, гладкое, сладкое, ароматное.
2. Расширение поля зрения (двигаться глазами по средней линии цифр, а боковым зрением видеть соседние цифры, при усложнении задания можно одновременно отстукивать определённый ритм :
2 1 2
4 2 4
5 3 5
8 4 8
3 5 3
5 6 5
4 7 4
2 8 2
6 9 6
11 10 11
9 11 9
14 12 14
3 13 13
12 14 12
13 15 13
3. « Проговаривание букв с одновременным подъёмом руки (рук)» (если внизу бука П- поднять правую руку, Л - левую, О - обе руки)
В
п
Г
л
И
п
М
о
Т
л
Ч
п
Р
о
П
о
С
о
Е
п
Н
л
Ё
п
Ы
п
О
л
Я
л
Ю
о
У
л
З
п
Л
о
Д
л
Эффективные упражнения для тренировки памяти по методике Ш. Ахмадуллина
- «Цифры-образы» (для каждой цифры от 0 до 9 придумать несколько образов и при запоминании дат использовать картинку с образами: 1-кол, столб, палка, 2- лебедь, ножницы, танцующая пара, 3- треугольник, кружево…Пример, нужно запомнить 521, у ребёнка в голове картинка – отличник привязал лебедя к столбу.
- «Римская комната» ( при запоминании списка слов (списка правителей стран, названия стран,), запоминании глав при последовательном пересказе - раскладываем слова по комнате по часовой стрелке, затем вспоминаем какое слово было на столе, какое прижато к стене, какое повесили на дверь…)
- «Картинки на одну букву» ( при запоминании словарных слов подбираем картинка к словарному слову, где нужная буква будет в сильной позиции. Пример: слово « а рбу з » к нему слова в сильной позиции – а ист и з емля, у ребёнка в голове образ « а ист ест а рбуз на з емле».
Эффективные упражнения для тренировки логики и мышления по методике Ш. Ахмадуллина
- Решение задач об условии в которых ничего не сказано.
Пример задачи: Мужчина возвращался домой, шёл сильный дождь, он вымок до нитки, но ни один волос на его голове не промок. Почему?
Ответ : он был лысый.
2. Рисование разных фигур одновременно двумя руками ( рисовать можно как в воздухе, так и на листке бумаги, прикреплённой скотчем к столу, например: рисуем одновременно правой рукой круг, а левой – треугольник)
Эффективное упражнение для тренировки воображения по методике Ш. Ахмадуллина
«Опиши картинку» (ребёнку предлагается прочитать небольшой текст и задаются по нему вопросы, но вопросы не связаны напрямую с содержанием текста, они позволяют ребёнку додумать недостающие детали или сюжет текста, максимально ярко представить картинку текста:
- Откуда могли подойти герои к данному объекту?
- Как ты думаешь, широкие или узкие были тропинки в этом лесу? ( о том какие они были в тексте ничего не сказано)
- А что могло произойти дальше?
- Что было с героями до данного повествования?