СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из здоровьесберегающих технологий, который меня заинтересовал, является кинезиология. Кинезиологические упражнения я начала вводить в свои занятия с 7 лет.

Просмотр содержимого документа
««Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».»


Юрьева Н.Л.

г.Бирск, Россия


«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.

Работая в школе более 35 лет, замечаю, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. Если в первом классе обнаруживается нарушение устной речи, то во втором и последующих классах к этому присоединяются нарушения письменной речи – дисграфия и дислексия.

В своей практической деятельности для детей с различными нарушениями речи я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Динамические паузы (речь с движением)

Пальчиковая гимнастика (су-джок терапия)

Сказкотерапия (терапевтические сказки)

Массаж и самомассаж.

Один из здоровьесберегающих технологий, который меня заинтересовал, является кинезиология. Кинезиологические упражнения я начала вводить в свои занятия с 7 лет.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, (т.е. наука о головном мозге).

Название “кинезиотерапия” происходит от греческого слова “кинезис” что означает “движение”, therapia –лечение.

Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована .

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

В 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Калифорнии была разработана программа под названием «Гимнастика Мозга». Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы.

В России «Гимнастика Мозга» впервые появилась в 1988 г.

Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачами являются:

Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий

Развитие мелкой моторики

Развитие способностей

Развитие ВПФ

Развитие речевой активности

Предупреждение нарушений устной и письменной речи


Польза кинезиологических упражнений:

повышают стрессоустойчивость

улучшают мыслительную деятельность, внимание и память

синхронизируют работу полушарий

формируют пространственные представления

развивают речь, а также мелкую и крупную моторику

снижают утомляемость

повышают способность к произвольному контролю

гармонизируют работу головного мозга

облегчают процесс чтения и письма

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности

Учеными доказано, что после двух лет у ребенка начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия. А речь в свою очередь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. А органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

В своей работе я использую специальный комплекс кинезиологических упражнений, в который включены:

-растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию, массаж.

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.

Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития школьников.

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с ребятами новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!