Использование компьютерных технологий
на уроках этнокультурной направленности в начальной школе.
Вилюкова Татьяна Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3 г. Козьмодемьянска им. С.Н. Сивкова»
Республики Марий Эл
Маркером современности является использование во всех областях науки и практики новых информационных технологий. Данное понятие включает в себя процессы, в рамках которого используется совокупность методов и средств для сбора, обработки и передачи данных, а также получения новой информации о состоянии явления, процесса или объекта. Говоря о новых информационных технологиях в образовании, речь, как правило, идет об использовании в педагогическом процессе компьютеров и средств мультимедиа.
У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках марийского (государственного) языка и Истории и культуры народов Марий Эл.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования в части сохранения родных языков народов Российской Федерации и их культурного разнообразия в системе регионального школьного образования преподаются предметы, удовлетворяющие языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Такими предметами являются марийский (государственный) язык и История и культура народов Марий Эл в образовательных организациях с русским (родным) языком обучения.
Уроки этнокультурной направленности помогают воспитать всесторонне культурную личность. Уроки ИКН позволяют ученикам рассматривать историческое прошлое марийского народа через призму человеческих судеб жителей республики, способствуют эмоциональному сопереживанию, помогают правильно понимать особенности развития марийского края и определять его место в историческом, экономическом и культурном пространстве страны.
По предметам этнокультурной направленности мало готовых методических пособий, разработок, наглядностей, нет хороших учебников по «Истории и культуре народов» и «Марийскому (государственному) языку», поэтому предметы требуют постоянного самосовершенствования, саморазвития учителя. Приходится искать материал из других источников (газет, журналов, книг, разных брошюр, радио и телепередач), систематизировать, раскладывать по темам. Компьютер в этом поиске облегчает работу учителя.
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность, воспитывает.
Внедрение ИКТ осуществляется мною по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами Word, PowerPoint.
- работа с ресурсами Интернет.
Остановлюсь подробнее на данных направлениях. В своей работе использую готовые программные продукты, СD, DVD диски с записями сказок, песен на горномарийском языке.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint (тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков, внеклассных мероприятий). Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
-психологически облегчает процесс усвоения;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Компьютер вносит элемент новизны.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, использовать опыт коллег республики. Интернет даёт возможность участвовать в дистанционных республиканских сетевых проектах, например, таких как «В гостях у Пампалче», где мы с учащимися заняли призовое место; совершать виртуальные путешествия и экскурсии.
В комплекс проводимых мероприятий включаю: просмотр видеофильмов о быте, культуре и традициях народа мари, об этническом многообразии, о традициях соседних народов; беседы и лекции об этнической культуре для учащихся, с использованием демонстрации слайдов, видеопрезентаций; подготовка учащимися разнообразных проектов, предполагающих поиск информации в сети Интернет, создание видеопрезентаций и др. Примерами таких проектов являются разработки на тему «Народные традиции в моей семье», «Традиционные праздники народа мари», «Марийские имена», «Марийские национальные герои», «Из истории театров республики Марий Эл» и т.п.
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися - это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.
Использование ИКТ позволяет расширить представление о своем родном крае, городах и сёлах, рассказать о знаменитых людях земли марийской: писателях, художниках, спортсменах. Фольклорные праздники – путешествия, инсценировки сказок, различные конкурсы с применением ИКТ становятся ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей.
Конечно же, нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15—20 минут урока.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
-наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Систематическое использование персонального компьютера при изучении предметов этнокультурной направленности приводит к ряду выводов:
Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Установление метапредметных связей.
Организация исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя.
Развитие умений и навыков информационно-поисковой деятельности.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке этнокультурной направленности было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.
Таким образом, умелое использование компьютера на уроках марийского (государственного) языка и Истории и культуры народов Марий Эл и во внеурочной деятельности позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Уроки и внеклассные мероприятия станут более интересными и информационно насыщенными.