СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компьютерных технологий в дополнительном образовании

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможности использования компьютерных технологий во внейрочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий в дополнительном образовании»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«ПЕДАГОГИКА ИССЛЕДОВАНИЙ»-2008










Направленность работы: туристко –краеведческое

Секция: Новые подходы и технологии






Тема исследования: Использование компьютерных технологий в дополнительном образовании.





Автор: Липина Христина Григорьевна,

педагог дополнительного образования

высшей категории ЦДТ Можгинского района











Ижевск 2012





ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3


Использование мультимедийных средств 4


Эколого-информационный кружок 7


Заключение 10


Список использованной литературы 11


Приложения 12



































Введение


Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения: овладение компьютерной грамотностью и компьютерные технологии как мощное средство обучения.(Полад Е.С.-М.,1999)

Выше названные направления являются приоритетными для нашей школы. Школа является районной опорной методической площадкой «Использование компьютерной технологии в учебном процессе». В начальной школе ведется интегрированный курс «Технология и Информатика», что является базой для применения информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в средней и старшей ступени обучения. Наличие кабинета информатики-7 компьютеров, локальной сети, сети Интернет, медиатеки квалифицированных кадров так же увеличивают возможности использования компьютера. Теоретические знания учащиеся получают на уроках информатики, но из-за ограниченности времени практических занятий недостаточно, чтобы закрепить умения. И надо отметить, что использование информационно- коммуникативных технологий в дополнительном образовании усиливает эту возможность.

Программа « Экологический кружок и информатика» предназначена для формирования у школьников навыков работы на компьютере и возможности применения операционных систем и их уникальных приложений в различной ситуации.


Использование мультимедийных средств .

Одним из направлений модернизации системы школьного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Существуют несколько видов компьютерных программ.

Е.А.Таможняя отмечает, что все компьютерные программы: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно- информационные входят в комплексные программы: мультимедиа -учебники.

Первые электронные учебники в нашу школу поступили в 2001 году в рамках реализации проекта Минобразования России «Компьютеризация сельских школ», только с 2003 года я начала применять в своей работе мультимедиа учебники. В настоящее время на уроках и во внеурочной деятельности, я применяю электронные учебники из серии «1С-Образовательная коллекция». Оказалось, что среди учеников много таких, кому близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой темы. В межвузовском сборнике «Компьютеризация учебного процесса» (Новосибирск,1999) выделены следующие функции мультимедиа- учебников:

-Информационная обеспечивает усвоение школьниками содержания .

-Мотивационная - благодаря мультимедиа -технологиям материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видео-фрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой.

-возможности углубленного изучения предмета - использование материалов справочного раздела в реферативных работах, выполнение практических работ, углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет.

-Организация самостоятельной учебной деятельности- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учет результатов.

Школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.

-Контролирующая функция- в разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности .

-Корректирующая функция- учитель имеет возможности отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять «обратную связь», корректировать свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

У мультимедиа учебника, в сравнении с обычным учебником, велика координирующая функция, так как, в его составе наиболее эффективно используются многие средства обучения. Таким образом, благодаря разнообразию выполняемых мультимедиа-учебниками функций, в практике школы их можно применять по следующим направлениям:

  • Организация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;

  • Проверка результатов обучения;

Как же включить новое мультимедийное средство в процесс занятия кружка? Возможности применения мультимедиа - учебников велики, но методика их использования пока недостаточно разработана. В то же время на основе опыта работы можно сделать вывод, что каждое занятие или этап занятия кружка требует своего типа программных средств :

• на занятиях, где есть необходимость анализа большого количества информации лучше использовать демонстрационную программу, которая позволит в доступной яркой, наглядной форме донести до детей теоретический материал;

• используя программы-тренажеры, члены кружка закрепляют полученные знания и навыки;

• Справочные материалы, позволяют за короткое время найти интересующие вопросы.

В ходе разработки компьютерного занятия следует выделить следующие этапы:

1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность.

2. Определение методов решения задач (учебный фрагмент, анимация, графика, дикторский текст, эксперимент, слайды, тесты, практика...)

З. Составление сценария работы с компьютером.

4.Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий с определенными правилами выполнения).

Руководитель кружка так же должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп занятия и количество выносимого на обсуждение материала.

Руководитель кружка, ведущий занятие в компьютерном классе, сталкивается и с определенными проблемами: недостаточное овладение учащимися навыков работы с компьютером; невозможность обеспечения каждого ученика машиной ( я использую самый простой путь решения этой проблемы, использование группового метода: ребята длятся на 2 группы, одна работает с компьютером, другая, на местах, занимается анализом собранного местного материала); дозировка работы, чтобы не перегружать органы зрения и нервную систему учащихся.

При планировании компьютерного занятия, следует помнить, что контакт учащихся с компьютером должен осуществляться только под руководством руководителя кружка; необходимо использовать машины лишь в тех случаях, когда они являются дополнением к основному материалу; необходимо найти оптимальное сочетание компьютерных технологий с традиционными.




Эколого-информационный кружок.


Экологический кружок имеет такую особенность, что надо вести наблюдения за природными объектами и явлениями. И, конечно же, результаты наблюдений надо зафиксировать и обработать. Для этого надо использовать уникальные возможности компьютера. Создание эколого- информационного кружка в наше время является наглядным проявлением информатизации общества.

Цель создания кружка- апробация в школьной экологии информационных технологий и тех знаний, которые учащиеся получили на уроках информатики.

Кружок призван решать следующие задачи:

1)Более полное раскрытие творческих способностей учащихся, их приобщение к созданию интеллектуальной продукции, находящей применение на уроках экологии;

2)Формирования у школьников навыков работы на компьютере и возможности применения операционных систем и их уникальных приложений в различной ситуации;

3)Занятие учащихся во внеурочное время полезным и нужным делом.

Такой кружок интересен учащимся, имеющим склонности как к экологии, так и информатике.

Программа предусматривает использование универсальных приложений Windows: MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Publisher, графического редактора Paint. Кроме того, используются Интернет-ресурсы и мультимедиа приложения. Школьники учатся использовать базовые информационные технологии в разных ситуациях. Итоговой работой кружковцев становится:

  • Компьютерная презентация, выполненная в программе Power Point.

  • Публикация, созданная в программах Word и Publisher

  • Графическое изображение, созданное с помощью графического редактора Paint

  • Проект, выполненный в программах Power Point, Word, Publisher, Paint и с применением Интернет-ресурсов.

После того как были освоены программы приложений Windows, я перед учащимися поставила цель выпустить компакт-диск «Атлас – определитель растений произрастающих в окрестностях села Б.Кибья». Наиболее приемлемой программой для нашей работы является компьютерная программа-Power Point. Компьютерная презентация (КП)- современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную экологию интересным и увлекательным предметом.

Что нужно для создания КП?

Во- первых, соответствующая подготовка педагога (умение работать с ПК, знание как минимум программы MS Power Point) и его желание этим заниматься;

Во-вторых, нужна и еще соответствующая техника: ПК с процессором Pentium 200 и XP, сканер, цифровой фотоаппарат.

Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, которая выражается:

  1. В постановке задачи (что нужно сделать);

  2. В способах решения данной задачи:

    • Сбор необходимых по данной теме материалов;

    • Их оцифровывание с помощью сканера;

    • Непосредственное создание презентации с помощью соответствующей компьютерной программы;

  3. В требованиях к оформлению результата.

Педагог дополнительного образования советует тему презентации, помогает составить план работы (алгоритм действий учащегося) и подобрать источники информации.

Работа по созданию КП не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся, каждый из которых выполняет строго определенный этап работы. Например, один учащийся ищет информацию, другой ее обрабатывает (сканирует), третий (наиболее подготовленный участник группы) непосредственно создает саму презентацию. Роль руководителя кружка сводится при этом к координации и консультированию учащихся на каждом из этапов создания КП.

Почему мы решили создать электронный атлас- определитель растений? Во-первых, такая необходимость у нас возникла после экскурсии, где обнаружилось, что ребята не знают названий растений, а во- вторых, ребята заинтересовались программой Power Point и на деле хотели пробовать его возможности. Сейчас наш атлас находится на стадии сбора информации, поэтому основные страницы пока выполнены в Word-е (Приложение 2.)















Заключение

Для успешного применения информационных технологий в образовании помимо простого желания этим заниматься, немаловажное значение имеют следующие практические действия:

  • Соответствующий уровень подготовки преподавателя и учащихся в плане информационных технологий;

  • Хорошее оснащение школы компьютерной техникой;

  • Организация качественного доступа к Интернету.

Только наличие всех этих моментов обуславливает полноценное функционирование эколого - информационного кружка, в рамках которого можно:

    • Создать презентацию;

    • Полнее использовать универсальные приложения Windows: MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Publisher, графического редактора Paint;

    • Использовать Интернет-ресурсы.

    • Создавать простейшие электронные издания;

    • Сохранять информацию, собранную членами кружка в электронном варианте.

Данный кружок также повышает процент использования информационных технологий учащимися в учебной деятельности.(Диаграмма 1)










Список использованной литературы

1.Дылян Г.Д. и Ратобыльская Э.С. «Модернизация процесса управления комплексной информатизацией системы образования района (города)».//»Информатика и образование».-2003-№3-85-89с.

2.Компьютеризация учебного процесса: Межвуз.сб.науч.тр./Под ред. Проф.В.Н.Врагова.-Новосибирск,1999.-44с.

3.Полад Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.,1999.-12с.
























Диаграмма 1


Используете ли вы компьютер в своей учебной деятельности














Мать- и мачеха во время цветения напоминает одуванчик. Но отличить друг от друга растения не трудно: у одуванчика побег, на котором сидит соцветие корзинка, совершенно гладкий, а у мать-и мачехи покрыт крупными чешуйками.Сами корзинки тоже отличаются: у одуванчика ( надо смотреть при полном цветении) они состоят из совершенно одинаковых цветков, а у мать- и – мачехи из разных (по краю соцветия располагаются цветки одного типа, а в середине – другого).