СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии, биологии и природоведения для детей с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках географии, биологии и природоведения для детей с нарушением интеллекта»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ И ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА


На уроках географии, биологии и природоведения я использую следующие коррекционно-развивающие упражнения

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию мышления (анализ, сопоставительный анализ, обобщение, конкретизация)

Цель:  Коррекция и развитие мышления, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации), а так же устойчивости внимания, памяти

Упражнение «Пятый лишний»

Задание: Из предложенного  перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Пример 1. В предложенном перечне  1 объект лишний:

береза яблоко кошка зерно камень собака.


Упражнение «Найди соответствие, соедините стрелками»

Форма рельефа

Процесс, в результате которого она появилась

овраг

действие внутренних сил Земли

карьер

деятельность воды

бархан

деятельность человека

гора в виде конуса

деятельность ветра

Найди объединяющее понятие: Магма, лава, кратер, жерло (ответ - вулкан)

Пестик, тычинка, венчик, околоцветник (ответ - цветок)

Волга, Обь, Амазонка, Енисей (ответ - реки)


Упражнение «Мысленные образы»

Цель: Коррекция и развитие образного мышления, повышение уровня концентрации внимания, формирование зрительной и слуховой долговременной памяти.

Задание: Учитель говорит фразы, а ученики, после каждой произнесенной фразы должны закрыть глаза и мысленно представить образ произнесенной фразы. После этого, ученики записывают одним словом данный мысленный образ.

Список фраз либо произносится учителем вслух (развитие слуховой памяти), либо список фраз дается учителем написанным на листке бумаги (развитие зрительной памяти).

Пример: Тема «Грибы» (биология, 7 класс)

Легкое пористое тесто (дрожжи)

Несъедобные грибы (ядовитые)

Ядовитые грибы похожие на съедобные. (ложные)

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию внимания (умение сконцентрировать внимание и сосредоточиться)

Географический, биологический диктант. Для проверки домашнего задания я широко использую географические и биологические диктанты - одно из средств занимательности и коррекции познавательной сферы на уроках географии, биологии и природоведения.

На этапе проверки домашнего задания, закрепления, первичного контроля все ответы записаны на доске, необходимо быстро выбрать правильный ответ, только на контрольной работе ответы даются учеником самостоятельно.

Например, если я ставлю задачу проверки основных понятий и терминов, то можно этот диктант провести в такой последовательности: на доске написать основные понятия и

термины, поставить порядковые номера ответов для 1 и 2 вариантов. Запись будет выглядеть так (использую при изучении темы «План и карта», география 6 класс):

1в. 2в.

1. Ориентир 10

2Компас 9

3Азимут 8
4.Север 7
5.Восток 6

 6.Рулетка 5

7.Масштаб 4
8.Полюс 3
9.Горизонт 2
10. Съемка 1

Даю определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на

доске:

1.Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный

пункт.

2.Сторона горизонта, имеющая азимут 90.

3.Прибор для ориентирования.

4.Условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.

5.Точка, из которой проводится визирование на местные объекты.

6.Направление на полярную звезду.

7.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном участке.

8.Умение определять на местности стороны горизонта.

9.Прибор для измерения расстояний.

10.Работа по составлению плана местности.

Ученики не всегда воспринимают информацию на слух, поэтому делаю карточки-задания выдаются в распечатанном виде. Учащиеся находят ответы и записывают их под соответствующими номерами. Ключ для проверки: 1 в. 35278491610 2в. 8694372 105 1

На проверку усвоения географической номенклатуры можно провести такой диктант (тема «Горы земного шара», география 7 класс)
Запись на карточках:
1в. 2в.

1. Уральские горы 9
2.Скандинавские горы 8
З.Альпы 7
4. Кавказ 6
З.Гималаи 5
6. Тянь-Шань 4
7.Памир 3

8.Кордильеры 2

9.Анды 1

Я показываю горы по карте в такой последовательности:

1 .Альпы

2. Памир

З.Анды Ключ для проверки:

4. Скандинавские горы 1в.3792 16854

5.Уральские горы 2в. 731894256

6.Тянь-Шань

7.Кордильеры

8Гималаи

9.Кавказ

В зависимости от степени подготовленности класса этот диктант можно усложнить - проверить правильное написание этих названий. В таком случае карточки не выдаются.

Диктант можно провести в виде путешествия ( например, по Африке)

Читая рассказ, делаю остановку в том месте, где включено название проверяемого объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в карте атласа. Например:

«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Триполи. Через несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте горы (Атлас), слева и спереди расстилались пески величайшей пустыни (Сахара). Через несколько дней пути мы увидели впереди на реке, которая дважды пересекает экватор (Конго), водопад , названый в честь путешественника (водопад Ливингстона)»

«Лишняя буква»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.

Задание:  редлагаю карточки с таблицей, в которой записаны буквы. Нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы, которые встречаются дважды , а из оставшихся букв составить ключевое слово.

Пример №1. Тема «Географические оболочки Земли» (география, 6 класс)

 

э

ш

б

к

ю

в

х

д

ч

ц

е

б

д

л

и

э

м

т

ф

о

ш

н

ж

с

е

п

ф

ц

з

е

у

р

х

у

в

м

з

ж

п

к

н

ю

ч

а

Вычеркни буквы, что в этой таблице. Встретятся дважды, и выяснишь ты,

 Как называется твердая оболочка

Нашей Земли.

 

( литосфера)

 

«Алфавит»
Цель: Развитие и коррекция   уровня  произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности( умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и  уровня речевого развития. 

Пример:  предлагаю карточку- задание на которой записана таблица, состоящая из квадратиков. В каждом квадратике записана цифра, соответствующая номеру буквы по алфавиту. Ученику необходимо выписать буквы из алфавита и составить зашифрованное слово (термин или название объекта).

Пример : Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями» (природоведение, 6 класс)

3

16

24

20

6

12

3

29

6




(ответ - ЦВЕТКОВЫЕ)

 

   «Разгадай слова»
Цель: Коррекция и развитие  основных свойств внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
Задание: Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово или словосочетание, относящееся к данной теме.
Задание проводится коллективно  и включает в себя элемент соревнования

1)ТЕМА: « Царства живой природы» природоведение - 6 класс.

Запутанное слово

Разгаданное слово

1. Р И Ы Б Г

ГРИБЫ

2. Я Н Р Е С И Т А

РАСТЕНИЯ

3. Ы Т Е Ж И В Н О

ЖИВОТНЫЕ

4. А Б Р И К И Т Е

БАКТЕРИИ

 


«Классификация»

Цель: Развитие умений классифицировать объекты по определенному признаку. Формирование всех видов памяти, внимания .

Задание: Учитель называет( показывает карточки с рисунками, фотографиями) различные объекты, среди них нужно выбрать именно определенные и записать их названия в тетрадь( хлопать в ладошки).

Пример: Тема« Плоды» ( 7 класс)

Учитель перечисляет ( показывает) названия плодов(растений), среди перечисленных нужно выбрать:

Только сухие плоды

Только сочные

Плод костянка

Плод ягода

«Рыбалка»

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.

Задание:  предлагаю карточки с таблицей, в которой записаны буквы и отдельную карточку с некоторыми заштрихованными клетками. В тетрадь нужно выписать те буквы, которые соответствуют заштрихованным клеткам и уже только из этих букв составить слово( название объекта или термин).

Пример: Тема «Озёра» (география, 6 класс)

 

О

В

Я

Й

Х

З

Т

К

Ч

Ж

Ж

Э

Ч

С

Е

Ф

В

Г

Ю

Р

Ю

Х

О

К

Я

Ж

Э

У

Й

Г

Сетка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово- ОЗЕРО

 

Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию памяти (механическое, смысловое, осознанное, ассоциативное запоминание, сохранение информации, воспроизведение информации)

Заполни пропуски в тексте

Замени знаковые обозначения на слова

Опиши объект, пользуясь схемой ответа

Многократный взаимный опрос


«Память на слова»

Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя.

Задание: учащимся диктуется три ряда слов. После диктовки каждого ряда ученики записывают столько слов, сколько запомнили. Когда все записи сделаны, учащиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно. Тот, у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные вычеркиваются.

ТЕМА: « ЦВЕТОК И ПЛОД» (биология, 6класс)

Початок

Лепесток

Пыльца

Соцветие

Венчик

Цветок

Тычинка

Плод

Пестик

Учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После диктовки ученики записывают слова (вразброс или по порядку). Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов.

 

«Запомни и нарисуй»
Цель:  развитие пространственно- аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и  прочное закрепление ранее пройденного.
Задание:  Запомни и нарисуй части растения, подпиши их.
 


Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию и развитие представлений

Составление синквейнов (задание предполагает составление прилагательных, глаголов об объекте, а также предложения с использованием изучаемого слова и нахождение его синонима)

Узнай понятие по признакам

Найди главный признак явления или объекта


Результат применения коррекционно-развивающих упражнений:
1.Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2.Обогащение содержания личностных контактов.
3.Повышение уровня всех сфер познавательной деятельности: речевой инициативы, интереса к предмету. 
4. Положительный эмоциональный настрой на урок.