Слайд 1
Использование краеведческого материала
в воспитательной работе классного руководителя (из опыта работы)
Слайд 2
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые и школьники».
Д.С. Лихачев, академик
Слайд 3
Воспитание любви к своей Родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» - своему родному краю. Достигается это, с одной стороны, путём формирования у школьников знаний об особенностях природы, хозяйства, населения и истории края; с другой – путём воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности за состояние окружающей природной среды и необходимости рационального хозяйствования на её территории. Отсюда следует очевидная роль краеведения в становлении будущего гражданина нашей страны. Краеведческие знания являются велением времени.
Слайд 4,5
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самого учителя об истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, географии, литературы, постоянная внеклассная работа, перспективное её планирование в масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. И, конечно же, личная большая любовь к малой родине. Только такая работа может стать бесценным вкладом в процесс формирования и воспитания у подрастающего поколения чувства сопричастности к своим истокам. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.
Слайд 6,7
Я учитель географии. На 5 курсе педагогическую практику проходила в г. Нарьян-Маре. В классе было 11 ненцев. Меня так впечатлили их самобытные особенности. По распределению мужа мы переехали в Мурманскую область, где стала изучать и использовать в работе, в первую очередь, особенности коренных народов. И первое, что я провела на базе своего класса, - интегрированный урок географии, истории, литературы «Саами – коренные жители Севера». Здесь учащиеся познакомились с историей заселения Кольского полуострова, стоянкой древних людей, с народным искусством саамов, особенностями одежды, обуви, головных уборов, жилищами. Послушали записи песен в исполнении нашего земляка Сергина Фёдора Романовича, прочитали стихи Октябрины Вороновой, девочки исполнили саамский танец. Изучение области продолжается. Едем на экскурсию в города Мурманск, Североморск, Апатиты, Кировск, посещаем Полярный ботанический сад.
Слайд 8
Мой первый класс выпустился, и вот я классный руководитель нового класса. Всё начинаем сначала. Используя краеведческий материал, проводила на классных часах игры, например: игра по станциям «Хочу всё знать», Брейнг-ринг, «Что? Где? Когда?», «Колесо истории», «Краеведческая лихорадка», экологический эрудицион «Свалка по имени Земля» и другие. Принимали участие в районных и областных викторинах. После победы в викторине по Лапландскому заповеднику мы были приглашены на экскурсию, а материал, который мы готовили, неоднократно использовали в разных номинациях для проведения викторин и конкурсов. Так, например, между классами проводили игру «Разнобой. Лапландия. Мой лебединый край» и викторину по заповедным местам Мурманской области с аналогичным названием «Мой лебединый край». В проведении методических декад учащиеся моего класса принимали участие в выступлении на экологические темы «Спасите МАТЬ–Природу!», «Внимание «Стоп»», «Живые картинки», в открытом мероприятии «Поморские посиделки».
Слайд 9,10
Привлекала своих учащихся к работе школьного историко-краеведческого музея. С ними мы выяснили дату образования нашего посёлка, школы, градообразующего предприятия.
Слайд 11-14
Исследовательская работа «История малой родины» на областном конкурсе заняла первое место. Также мои учащиеся приняли участие в областном конкурсе презентаций по темам «Я здесь родился, здесь живу, и край мне этот дорог», «Ёна – часть России, крохотная часть», «Моя семья в истории народа». С работой «Верование и мифология саамов» мы ездили на конкурс Вернадского в Москву.
Слайд 15
У нашего посёлка нет символики. В 1996, 2011 годах два моих ученика независимо друг друга разрабатывали символы поселка, свои варианты отправляли в геральдическое общество, но ответа, к сожалению, не получили.
Слайд 16
Операция «Чистый берег» по инициативе моих восьмиклассников в нашей школе проходит каждый год. А всё началось с урока географии «Экологическая ситуация в России». Кто-то спросил: «Вы были на нашем пляже, видели сколько там мусора?» Такой простой вопрос перешёл в ежегодный экологический десант.
Слайд 17
В 2023-24 учебном году появился классный час «На Севере жить!», который позволяет глубже рассматривать с учащимися краеведческие вопрос. И мой краеведческий опыт позволяет мне знакомить теперешних учащихся с разнообразными темами, касающимися истории, географии, культуры нашего края.