Использование кроссвордов на уроках математики в коррекционной школе.
Задачей обучения математике является получение математических знаний и навыков, преодоление недостатков познавательной деятельности путем коррекции интеллекта. Прививать интерес, обеспечивать прочность и глубину знаний помогает наглядность, которая обогащает круг представлений обучающихся, делает обучение для них более доступным, развивает наблюдательность и мышление. Их использование помогает включить в работу как зрительные, так и слуховые анализаторы.
Работа с кроссвордами используется при получении новых знаний, закреплении и повторении изученного материала. Решая задачи конкретного урока, на этапе устного счета, помогают повторить знания, подготовить к восприятию нового материала. На этапе постановки цели урока – сделать вывод. На этапе объяснения нового материала помогают создать проблемную ситуацию. На этапе закрепления нового материала использование кроссвордов возможно для уточнения знаний, обобщения.
На уроках дети часто знакомятся с новыми понятиями, словами, должны уметь назвать и записать тему урока, над которой работают. И так как у них затруднен процесс запоминания, они неправильно произносят слова, не могут вспомнить тему урока, а значит правильно построить предложение.
Продуктивность запоминания зависит от того, в какой форме, произвольной или непроизвольной, протекает. Непроизвольное запоминание осуществляется непреднамеренно, без специальной задачи запомнить. Человек лучше запоминает то, что отвечает его интересам.
Так при использовании простых кроссвордов, перед учащимися не ставится задача запоминать воспринимаемое, запоминание осуществляется как бы само собой. Кроссворды заставляют думать над ответом, соотносить количество букв слова с количеством клеток, ориентироваться в пространстве, вспоминая понятия: по горизонтали, по вертикали, на слух воспринимать вопрос, понимать определение слова.
Примеры использования кроссвордов из опыта работы.
*При изучении в 5 классе темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000» предлагаю решить кроссворд, чтобы узнать над какой темой продолжаем работать и какие задания будем выполнять. Кроссворд записан в треугольнике. Предлагаю вопросы:-«В какой геометрической фигуре составлен кроссворд? Назовите вид треугольника».
1.Назвать слово из 6 букв, обозначающее число, которое входит в тему урока (тысяча).
2.Назвать слово из 6 букв, которое обозначает последовательное чередование вопросов и решений (задача).
3. Назвать слово из 6 букв, которое обозначает выполнение любого действия с числами (пример).
4.Предмет, необходимый на уроке (ручка).


1.
т
ы
3. с 2.
п я з
4. р у ч к а
и а д
м а
е ч
р а
-Назвать тему, над которой продолжаем работать.
-Какие задания будем выполнять?
Этот вариант использования кроссворда возможен при подведении итога урока.
* При изучении в 8 классе темы «Геометрические тела и фигуры», на этапе повторения, использую кроссворд:
1.
ц
и
л
и
5. н
2. к в а д р а т
3 к р у г р о м б 4.
б
Показываются картинки геометрических фигур и тел. Работа возможна как в слуховой, так и в зрительной форме, как фронтальная работа и как самостоятельная .
*Использование на этапе закрепления нового материала или в конце урока, когда все задания выполнены. Цель работы – повторение математических слов, их правильное написание.
1.Назвать компонент умножения.
2.Назвать математическое действие со знаком +.
3.Назвать меру времени.
4.Назвать результат вычитания.
4. 2.
р с
а л
з о 3.
1. м н о ж и м о е
о е и
с н н
т и у
ь е т
а
*Решение кроссворда через отгадывание загадок. Отгадывание загадок предлагает сложную мыслительную деятельность: анализ признаков отгадываемого предмета, воссоздание по данным признакам определенного образа. При изучении в 7 классе темы «Меры времени», предлагаю на этапе повторения кроссворд:
1.
к
1. ч а с ы
л 2.
2. м е с я ц ы
н т
д р
а е
р л
ь к
и
По горизонтали:
1.Ног нет, а ходят.
Рук нет, а показывают.
2.Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
По вертикали:
1.Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь лист опадет.
2.Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час.
Частое использование кроссвордов на уроках математики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся, положительно влияет на качество математических знаний, умений, навыков.