Книга И. С. Якиманской «Технология личностно-ориентированного образования» посвящена вопросам преобразования существующей образовательной системы, характеризующейся преобладанием фронтальной формы в обучении, вопросно-ответным методом и безличной педагогикой.
Предлагая свою концепцию личностно-ориентированного образования (далее ЛОО), Якиманская исходит из следующих положений:
Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей
Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Школа - это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.
Что может обеспечить ЛОО.
Цель обучения: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усреднённого" ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Основная функция образовательного процесса: организация индивидуального познания и индивидуального развития.
В системе личностно-ориентированного образования основной задачей ставится использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт – опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания, социализации, саморазвития, самореализации.
ЛОО формирует следующие умения:
самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания
принимать самостоятельные и ответственные решения
планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты
принимать ответственность за себя и своё окружение
строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки
Использование субъектного опыта ученика предполагает разработку специального дидактического материала, обеспечивающего:
Выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала.
Предоставление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний
Выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении различных познавательных задач.
Основное педагогическое условие – преемственность знаний.
В книге представлены некоторые образцы дидактического материала:
«Логика» для 2 – 3 класса, «Риторика» для 5 – 8 классов, «Дизайн» для 1 – 3 классов, «Геометрия и Я» для 1 – 3 классов, «Психология общения» для 2-5 классов, «Психология самопознания» для 8 – 10 классов.
Особое место в педагогической концепции И. С.. Якиманской принадлежит понятиям оценки и отметки.
В процессе самой работы важное место принадлежит оценке, причем оценке не только конечного результата, но и самого процесса выполнения задания учащимся. Оценка отмечает сильные и слабые стороны в работе, с её помощью осуществляется анализ ошибок, вырабатываются пути решения задачи и рекомендации для дальнейшей работы. Оценка всегда производна от содержания и требований заданий. Но должна фиксировать не уровень усвоения знания, а характер организации деятельности ученика по овладению его содержанием.
Отметка – это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию и уровню обладателя знаниями, умениями, навыками, к учебному поведению в целом. То есть отметка – это инструмент сравнения достижений учеников друг с другом и ученика с самим собой.
Отметка фиксируется на результате, оценка на процессе.
Таким образом, оценка должна осуществлять две функции: диагностическую и прогнозирующую. А отметка – контролирующую и стимулирующую.
Взаимодействие учителя с учащимися – это обмен опытом познания и творчества.
Учитель выступает как носитель социально-культурных образцов. И в этом смысле он должен быть не авторитарен, а авторитетен для учащихся.
Преобладающие формы общения на уроке - это диалог и полилог при активном участии всех учащихся класса.
При взаимодействии с детьми учитель должен решать главную задачу – изучение личности ребёнкав образовательном процессе, что включает в себя:
Создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности развития личности каждого учащегося в условиях его школьной жизни.
Разработка карты изучения личности ученика в образовательном процессе с учетом специфических задач и целей образовательного учреждения (гимназия, лицей и т. д.)
Выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика через анализ когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфер как основных составляющих в их взаимосвязи и единстве.
Разработка индивидуальных образовательных программ (в отличии от учебного стандарта), способствующих коррекции, стимулу, прогнозу личностного развития.
Составление учебного профиля ученика как нового типа школьной документации.
В качестве главного метода работы на уроке выступает рефлексия. Рефлексия направлена на выявление «смыслового поля», она смещает акценты с того, что ученик сделал, на то, как он это делал. Ученик должен уметь рефлексировать своё сознание, учитель – активно, корректно и этично использовать рефлексию ученика в образовательных целях.
Для выявления и описания индивидуальности каждого ученика используется метод клинического педагогического наблюдения. Описательный по своей сути, он исследует личность в естественных условиях.
На основании целей и задач ЛОО выработаны критерии эффективности урока.
Последняя часть книги посвящена вопросу о школьной документации.
Разработка типовой школьной документации преследует две цели:
определение результативности деятельности школы в сравнительном плане
составление индивидуальной карты личностного развития каждого ученика, «школьного портрета». Цель составления карты индивидуального развития – получение объективных данных о личностном развитии (в основном касающихся познавательной сферы) прежде всего в интересах самого ученика, для прогноза его развития, для более обоснованных и правильных путей дифференцированного обучения. Она может использоваться при приёме на работу, в армию, для оптимизации педагогических воздействий, при смене места жительства и т.д.
В такой карте фиксируются способы учебной работы учащегося (направленность учения, операциональная сторона), отношение к предметному содержанию. На основании карты могут выдаваться справки и характеристики.
Карты хранятся у завуча и не предназначены для широкого круга пользования. Родители и педагоги могу ознакомиться с результатами исследований.
В приложении книги приведены примеры документации: карты индивидуального развития, характеристики и справки об индивидуальных особенностях учащегося, результаты наблюдений.