СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование личностно-ориентированных образовательных технологий в образовательном процессе»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

в докладе описывается личностно-ориентированные образовательные технологии

Просмотр содержимого документа
««Использование личностно-ориентированных образовательных технологий в образовательном процессе»»

Книга И. С. Якиманской «Технология личностно-ориентированного образования» посвящена вопросам преобразования существующей образовательной системы, характеризующейся преобладанием фронтальной формы в обучении, вопросно-ответным методом и безличной педагогикой.

Предлагая свою концепцию личностно-ориентированного образования (далее ЛОО), Якиманская исходит из следующих положений:

  • Образовательный процесс на всех ступенях (начальные, средние, старшие классы) строится на основании единых принципов, целей и ценностей

  • Ценность школы: создание наиболее благоприятных условия для развития личности ученика как индивидуальности.

  • Школа - это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная неповторимая индивидуальность.

  • Что может обеспечить ЛОО.

  • Цель обучения: создать системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усреднённого" ученика, а с каждым в отдельности, с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

  • Основная функция образовательного процесса: организация индивидуального познания и индивидуального развития.

В системе личностно-ориентированного образования основной задачей ставится использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт – опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания, социализации, саморазвития, самореализации.

ЛОО формирует следующие умения:

  • самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания

  • принимать самостоятельные и ответственные решения

  • планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты

  • принимать ответственность за себя и своё окружение

  • строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки

Использование субъектного опыта ученика предполагает разработку специального дидактического материала, обеспечивающего:

  • Выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала.

  • Предоставление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний

  • Выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении различных познавательных задач.

Основное педагогическое условие – преемственность знаний.

В книге представлены некоторые образцы дидактического материала:

 «Логика» для 2 – 3 класса, «Риторика» для 5 – 8 классов, «Дизайн» для 1 – 3 классов, «Геометрия и Я» для 1 – 3 классов, «Психология общения» для 2-5 классов, «Психология самопознания» для 8 – 10 классов.

Особое место в педагогической концепции И. С.. Якиманской принадлежит понятиям оценки и отметки.

В процессе самой работы важное место принадлежит оценке, причем оценке не только конечного результата, но и самого процесса выполнения задания учащимся.     Оценка отмечает сильные и слабые стороны в работе, с её помощью осуществляется анализ ошибок, вырабатываются пути решения задачи и рекомендации для дальнейшей работы. Оценка всегда производна от содержания и требований заданий. Но должна фиксировать не уровень усвоения знания, а характер организации деятельности ученика по овладению его содержанием.

Отметка – это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию и уровню обладателя знаниями, умениями, навыками, к учебному поведению в целом. То есть отметка – это инструмент сравнения достижений учеников друг с другом и ученика с самим собой.

Отметка фиксируется на результате, оценка на процессе.

Таким образом, оценка должна осуществлять две функции: диагностическую и прогнозирующую. А отметка – контролирующую и стимулирующую.

Взаимодействие учителя с учащимися – это обмен опытом познания и творчества.

Учитель выступает как носитель социально-культурных образцов. И в этом смысле он должен быть не авторитарен, а авторитетен для учащихся.

Преобладающие формы общения на уроке - это диалог и полилог при активном участии всех учащихся класса.

     При взаимодействии с детьми учитель должен решать главную задачу – изучение личности ребёнкав образовательном процессе, что включает в себя:

  • Создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности развития личности каждого учащегося в условиях его школьной жизни.

  • Разработка карты изучения личности ученика в образовательном процессе с учетом специфических задач и целей образовательного учреждения (гимназия, лицей и т. д.)

  • Выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика через анализ когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфер как основных составляющих в их взаимосвязи и единстве.

  • Разработка индивидуальных образовательных программ (в отличии от учебного стандарта), способствующих коррекции, стимулу, прогнозу личностного развития.

  • Составление учебного профиля ученика как нового типа школьной документации.

В качестве главного метода работы на уроке выступает рефлексия. Рефлексия направлена на выявление «смыслового поля», она смещает акценты с того, что ученик сделал, на то, как он это делал. Ученик должен уметь рефлексировать своё сознание, учитель – активно, корректно и этично использовать рефлексию ученика в образовательных целях.

Для выявления и описания индивидуальности каждого ученика используется метод клинического педагогического наблюдения. Описательный по своей сути, он исследует личность в естественных условиях.

На основании целей и задач ЛОО выработаны критерии эффективности урока.

Последняя часть книги посвящена вопросу о школьной документации.  

Разработка типовой школьной документации преследует две цели:

  • определение результативности деятельности школы в сравнительном плане

  • составление индивидуальной карты личностного развития каждого ученика, «школьного портрета». Цель составления карты индивидуального развития – получение объективных данных о личностном развитии (в основном касающихся познавательной сферы) прежде всего в интересах самого ученика, для прогноза его развития, для более обоснованных и правильных путей дифференцированного обучения. Она может использоваться при приёме на работу, в армию, для оптимизации педагогических воздействий, при смене места жительства и т.д.

В такой карте фиксируются способы учебной работы учащегося (направленность учения, операциональная сторона), отношение к предметному содержанию. На основании карты могут выдаваться справки и характеристики.

Карты хранятся у завуча и не предназначены для широкого круга пользования. Родители и педагоги могу ознакомиться с результатами исследований.

В приложении книги приведены примеры документации: карты индивидуального развития, характеристики и справки об индивидуальных особенностях учащегося, результаты наблюдений.