СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование логоритмики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит информацию о значении логоритмики в работе с детьми с РАС. Приведены авторские разработки логоритмических упражнений, которые можно использовать  специалистам различного профиля.в профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование логоритмики в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Дети с ранним детским аутизмом считаются особенной категорией. Музыка оказывается единственно вероятной связью с окружающим миром для детей данной категории, так как в сочетании с движением она имеет возможность помочь страдающему ребёнку в общении и высказать себя на понятном ему уровне. В представленной проблеме довольно важно развивать у ребёнка с аутизмом умение общаться с находящимися вокруг людьми, поднимать его коммуникабельность. В этом может посодействовать такой метод, как логоритмика.

Что же это за метод, и какую роль он играет в коррекционно-развивающей работе с детьми с РДА? Это метод, который представляет собой музыкально - ритмические упражнения, помогающие довести до нормы речевые нарушения у ребенка, развивая двигательную активность, основные психические функции в сочетании с музыкой. Целью логоритмики для детей с диагнозом РДА является максимально всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде. Работа в коллективе повышает умение ребёнка с РДА вести взаимодействие с другими детьми. Игры и упражнения в логоритмике предлагаются в комплексе с каким – либо ритмическим рисунком: под аккомпанемент, под счет или же декламирование в стихотворной форме.

В коррекционно – развивающей работе логопеда с детьми применяются два основных направления.

Прежде всего, это развитие неречевых процессов: улучшение моторных функций, двигательной координации, ориентации в пространстве; становления темпа и ритма, вокальных способностей; активация высших психических процессов.

Второе направление включает в себя развитие речи детей и корректировка речевых нарушений. Здесь необходимо развивать речевое дыхание, голос, артикуляционную и мимическую моторику; вырабатывать умение использовать нужный темп речи и её интонационную выразительность; умение сочетать речь с движением; воспитывать правильное звукопроизношение и формировать фонематический слух.

Для эффективного развития детей с таким заболеванием, как аутизм, необходима подборка группы упражнений по логоритмике, включающей в свои цели оба направления коррекционной работы.

На своих занятиях я использую различные логоритмические игры и упражнения, авторские из них приведены ниже.


«Прогулка под дождём»

Дождик, дождик - кап, кап (потрясли кистями рук)

Мы по лужам - так, так (прыгаем на 2-х ногах)

С зонтиком шагаем (изображаем ходьбу с зонтом)

И не унываем (улыбаемся).


«В зоопарке»

Как ходили в зоопарк

Мы сейчас расскажем (маршируют на месте)

И увидели кого

Тоже вам покажем (имитация движения «смотрят в бинокль»)

В клетке жили бегемоты (руками показывают, как открывается и закрывается пасть)

И слоны, и кашалоты, (разводят руки в стороны)

Обезьяны по лианам

Скачут, словно по диванам (изображают обезьян)

А спокойный царь зверей

Лев могучий, у дверей

Спит и видит лучший сон,

Какой прекрасный в мире он (кладут руки под щёку, имитируют сон).


Все упражнения можно проводить, используя музыкальное сопровождение, особенно хорошо использовать классическую музыку. Например, фоновой музыкой упражнения «Прогулка под дождём» может служить «Вальс дождя» Ф.Шопена или «Мелодия дождя» Л.Бетховена.

Используя логоритмику на занятиях с детьми с РДА, можно увидеть положительную динамику в речевом развитии, в формировании коммуникативных навыков, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей данной категории.

Таким образом, логоритмика является эффективным способом эмоционального воздействия на ребёнка в процессе реабилитации с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений. Это один из способов невербальной коммуникации, а также один из возможных способов познания мира. В комплексной работе с другими видами коррекции, логоритмика может быть включена в адаптированную образовательную программу развития детей с расстройствами аутистического спектра.


Список источников:

1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.