СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование материальных и человеческих ресурсов школы для решения образовательных и воспитательных задач в условиях экономического кризиса.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективная экономическая подготовка подрастающего поколения требует:

- высокого уровня экономической компетенции руководителей и педагогов учреждений образования, родителей;

- привлечение молодежи к общественно полезному, производительному труду, которая сопровождается усвоением знаний по экономике и организации производства, как в процессе самого труда, так и на уроках, факультативах, во время экскурсий и краеведческих поисков;

- привитие учащимся  умений рационально вести домашнее хозяйство, экономить материальные ценности и время;

Целью данного проекта является расширение области предоставления образовательных, воспитательных задач и  организация малого бизнеса на базе школы для получения дополнительных доходов.

Просмотр содержимого документа
«Использование материальных и человеческих ресурсов школы для решения образовательных и воспитательных задач в условиях экономического кризиса.»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область, Зыряновский район

КГУ «Школа-Лицей города Зыряновск»


Направление: Математическое моделирование экономических и социальных процессов.


Тема: Использование материальных и человеческих ресурсов школы для решения образовательных и воспитательных задач в условиях экономического кризиса.


Секция: Экономика


Исполнитель:

Красикова Анастасия, 10 класс

КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»

ВКО, Зыряновский район, г. Зыряновск


Руководитель:

Мисевич Наталья Геннадьевна

учитель географии

КГУ «Школа-Лицей города Зыряновска»

ВКО, Зыряновский район, г. Зыряновск


Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Директор КГУ «Средняя школа №9 города

Зыряновска»

А.К.Жанабилова

г. Зыряновск

2018 год

Содержание



Аннотация 3

Введение 6

Исследовательская часть работы 8

1. Рентабельность пчеловодства в Восточно-Казахстанской области 8

2. Выбор участка под пасеку 10

3, Проектировка пасеки 10

4. Расчет расходов на создание пасеки 11

5. Расчет доходов 14

Заключение 18

Список литературы 19


















Түсініктеме


Мақсаты: мектеп базасында қосымша табыс алу үшін білім, тәрбие

беру міндеттерін ұсыну облысын кеңейту

Болжам: осы бағыттағы жұмыстың жүзеге асырылу шындығы

Міндеттер:

  1. Оқу мекемелеріндегі қосалқы шаруашылықты жаңғырту;

  2. Оқушыны өзін-өзі жүзеге асыру, өзін-өзі тану, өзін-өзі дамыту жүйесіндегі түрлі жұмыстарға қатыстырып, дамуына жағдай туғызу;

  3. Қосалқы шаруашылықтан барынша мол өнім алу.

Жаңалығы: осы жобаның жүзеге асырылу мүмкіндігі бірінші рет қаралып отыр (білім алушылар мен тұрғындар үшін курстық дайындықты ұйымдастыру; жалпы білім беру базасында тәрбиелік және оқу міндеттерін жүзеге асыру үшін жалпы білім беретін мектептерде тәжірибелік учаскені жаңғырту).

Жұмыста тиімділікті есептеу әдістемесі қолданылды, қосалқы шаруашылықты пайдалана отырып, тәрбиелеу және оқыту бағдарламасының моделі құрастырылды. Жоба тақырыбы анықталғаннан соң, жұмыс істеп тұрған бал омартасына экскурсия ұйымдастырылды, болашақтағы шаруашылықтың аумағы таңдалып алынды, ғаламтордан, арнайы әдебиеттерден материалдармен таныстым, арнайы тауарлар бағасының мониторингі жасалды, зерттеу жүргізіліп, болашақтағы өндірістің экономикалық есебі жасалды, тақырып бойынша құқықтық саламен таныстым, оқушылармен тәрбие жұмысы бойынша мамандармен келісіліп, курстық дайындықтың жұмыс жоспары құрылды.

Зерттеу барысында тиімділіктің оң нәтижесі алынды. Бұл жобаны басқа оқу мекемелерінде де қолдануға болады.






An annotation

The aim: expanding the area of ​​providing educational and educational tasks and organizing small businesses at the school base to generate additional income.

Hypothesis: the reality of this activity.

Tasks:

  1. The revival of subsidiary farming at educational institutions

  2. Creating conditions for the development of the child, including him in various activities, in the system of relations, stimulating self-knowledge, self-development, self-realization.

  3. Getting maximum efficiency from the farm.

Originality: for the first time, the possibility of implementing this project is being considered (organization of course training for schoolchildren and the public; revival of experimental plots on the basis of a comprehensive school for the implementation of educational and training tasks).

We used the method of calculating the efficiency of small businesses, a model of the program of education and training using a subsidiary school economy. After determining the project's theme, an excursion to the existing apiary was organized, the territory of the future economy was selected, the material of the special literature and the Internet was studied, the prices of special goods were monitored, the future enterprise was studied and economically calculated, the legal area was studied, and the students were educated The course work plan has been drawn up.

In the process of research a positive result was obtained. This project can be used by other educational institutions.








Аннотация

Цель: расширение области предоставления образовательных, воспитательных задач и организация малого бизнеса на базе школы для получения дополнительных доходов.

Гипотеза: реальность осуществления данного направления деятельности.

Задачи:

  1. Возрождение подсобного хозяйства при учебных заведениях;

  2. Создание условий для развития ребенка, включая его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирование самопознания, саморазвития, самореализации.

  3. Получение максимальной эффективности от подсобного хозяйства.

Новизна: впервые рассматривается возможность реализации данного проекта (организация курсовой подготовки для школьников и населения; возрождение на базе общеобразовательной школы опытных участков для реализации воспитательных и учебных задач).

В работе использованы методика расчета эффективности, предприятия малого бизнеса, составлена модель программы воспитания и обучения с использованием подсобного пришкольного хозяйства. После определения темы проекта была организованна экскурсия на действующую пасеку, произведен выбор территории будущего хозяйства, изучен материал спецлитературы, интернета, выполнен мониторинг цен спецтоваров, проведены исследования и экономический расчет будущего предприятия, изучена правовая область по теме, согласованно со специалистами по воспитательной работе с учащимися, составлен план работы курсовой подготовки.

В процессе исследований был получен положительный результат эффективности. Данный проект может быть использован другими учебными заведениями.



Введение

Эффективная экономическая подготовка подрастающего поколения требует:

- высокого уровня экономической компетенции руководителей и педагогов учреждений образования, родителей;

- привлечение молодежи к общественно полезному, производительному труду, которая сопровождается усвоением знаний по экономике и организации производства, как в процессе самого труда, так и на уроках, факультативах, во время экскурсий и краеведческих поисков;

- привитие учащимся умений рационально вести домашнее хозяйство, экономить материальные ценности и время;

Целью данного проекта является расширение области предоставления образовательных, воспитательных задач и организация малого бизнеса на базе школы для получения дополнительных доходов.

Гипотеза: реальность осуществления данного направления деятельности.

Задачи:

  1. Возрождение подсобного хозяйства при учебных заведениях;

  2. Создание условий для развития ребенка, включая его в разнообразную деятельность, в систему отношений, стимулирование самопознания, саморазвития, самореализации.

  3. Получение максимальной эффективности от подсобного хозяйства.

Во-первых, предоставляется возможность меценатам и спонсорам новое направление, кроме морального удовлетворения, появляется видимость реализации, эффективности капиталовложений. Ведь не секрет, что успешность предприятия зависит от человеческих отношений, которые будут складываться в процессе организации предприятия (понимание, договоренность и т.д.).

Во-вторых, отпадает проблема трудоустройства подростков на лето. Реализуется программа ЗОЖ.

В-третьих, В Зыряновском районе нет возможности и центров для подготовки квалифицированных специалистов.

В-четвертых, в ходе реализации программы возможна научная работа: диагностирование заболеваний, изучение физиологии развития пчелы; исследование медоносных растений, сравнение и анализ продуктивности различных медоносов, сбор семян и опытные выращивания.

В-пятых, выполнение Послания Президента РК. Здоровье нации – главный приоритет государства, это означает , что казахстанцы должны употреблять качественную продукцию. Появляется дополнительные финансы на вложение в воспитательную и образовательную деятельность (изготовление или приобретение наглядностей, приобретение необходимого оборудования, расходных материалов и.т.д.).






Исследовательская часть работы.

В течении лета я проводила исследовательскую работу на частной пасеке в селе Подорленок:

    1. Составление факультативного курса «Курс пчеловод»

    2. Весенний просмотр пчел:

• оценка силы семей,

• оценка расплода и качества маток,

• проверка состояния запасов,

• проверка санитарного состояния запасов,

• регулировка величины гнезда,

• очищение рамок и ульев

    1. Наращивание рамок.

    2. Откачка меда

    3. Обеспечение условий для подготовки пчел к зимовке.

В период исследования мной была проведена следующая работа:

-изучение теоритического материала;

-применение теоритических знаний в практике.

1. Рентабельность пчеловодства в Восточно-Казахстанской области

Рудно-алтайский мед – общепринятый деликатес. В советское время местные пасеки давали половину всего казахстанского меда, причем такого, который шел на экспорт в Европу. Да и сейчас горный мед Восточного Казахстана вне конкуренции на рынках республики. В основе его уникальности – невероятное обилие медоносов, более 225 видов. Каждую неделю здешний мед разный – в зависимости от того, какие цветы в силе.

Сегодня в Восточном Казахстане сосредоточена львиная доля содержащихся в республике пчелосемей – 35–40 тыс. по официальной статистике и порядка 90 тыс. по неофициальной. Ежегодный прирост объемов меда за последние пять лет составил 50–60 тонн, достигнув порядка 800 тонн в год. О прибыльности пчеловодства свидетельствует рост пасек в области. Только за последние 2–3 года их число как минимум удвоилось. В то же время, по мнению специалистов, оживление медовой отрасли после резкого спада в годы переходной экономики несет не только позитивные моменты. Например, под угрозой исчезновения оказалась линия пчел среднерусской породы. В погоне за ранним взятком владельцы пасек начали бесконтрольный ввоз пчел с юга республики и из Киргизии. Наряду с тем что дешевые южные пчелопакеты позволили на порядок увеличить количество пчелосемей, снизить затраты и дать раннюю товарную продукцию, они оказались нестойки к долгим местным зимам и опасным распространениям инфекций.

Вместе с оживлением медового бизнеса пришла и проблема фальсификаций. Начиная с мая на обочинах местных дорог появляются торговцы так называемым майским медом, который в абсолютном большинстве является подделкой. Чтобы получить натуральный продукт в условиях Алтая, нужны по меньшей мере благоприятная погода и квалифицированная подготовка пчел. Чаще всего первый урожай получают только после 15 июня, а в горных районах – с середины июля. Однако дезинформированные потребители ловятся на известный бренд и разочаровываются в продукте. Появлению на рынке некачественного и даже фальсифицированного меда помогает низкая квалификация пчеловодов и слабая техническая база. С пасечниками-самоучками никто не работает, а подготовка профессиональных кадров практически сведена на нет. Если прежде специалистов для пчеловодства в области готовили два техникума, то сейчас государство сельскохозяйственным колледжам заказ не делает. А сами селяне пока не готовы учить детей на платной основе.

Весь мед казахстанского Алтая находит сбыт на рынках области и крупнейших городов республики. Средняя оптовая цена за килограмм составляет порядка 350–400 тенге, превысив прошлогоднюю на 100 тенге. Это вдвое дороже мировой цены (1,5 долл./кг).




2. Выбор участка под пасеку

Пчёлы неотделимая часть целого – природы местного края. Они «пасутся» на вольных пастбищах, улетая за несколько километров от дома и их невозможно проконтролировать. Пчёлы сами знают, как им жить и что делать, и они всегда находят дорогу в родной улей. Но успех моего проекта будет зависеть от того в какой местности будет находиться пасека.

Вот, например, главный враг пчёл – близость животноводства, а точнее – близость грязных луж и навозных куч. Пчёлы подхватывают там паратиф и другие болезни.

Кроме того, пчёлы зависят от плодовых деревьев и других растений-медоносов, а те – напрямую от пчёл. Поэтому нужно работать в связке.

Перед размещением пасеки необходимо собрать информацию о культурных и диких нектароносах и пыльценосах.

Выбирают такой участок, вокруг которого в радиусе 2-3 км имеется большое количество медоносных растений, зацветающих в разное время.

Очень важно, иметь в округе много ранневесенних медоносов и пыльценосов. К ним относятся: орешник, ольха, ива, клен, одуванчик, плодовые. Тогда сильно ослабленные за зимовку пчелиные семьи смогут быстро нарастить достаточное количество молодых пчел.

Недопустимо размещать усадьбу на сыром, заболоченном и затененном участке: сырость способствует развитию заболеваний.

Свои исследования я проводила на пасеке в селе Подорленок, которое находиться в 12 километрах от города. Преимущество пасеки:

  1. расположение в горах, где произрастают медоносные растения.

  2. близкое расположение полей с посевами подсолнечника, гречихи, экспорцета;

  3. положительно экологическое состояние местности (природные условия);

3. Проектировка пасеки

Пасека разделена на две части - продуктивную и подсиливающую. Из пары семей (продуктивной единицы) одна производит мед, а другая – пчёл.


Во время исследования я проводила наблюдения за поведением пчел.

4.Расчет расходов на создание пасеки

Следующим моим действием был произведен расчет затрат на создание пасеки.

Для начала я изучила Закон Республики Казахстан от 12.03.2002 N 303-2

"О ПЧЕЛОВОДСТВЕ"

Настоящий Закон регулирует отношения в области производства продуктов пчеловодства, охраны, использования и воспроизводства пчел.

Глава 2. Осуществление деятельности в области пчеловодства

Статья 3. Право на занятие пчеловодством

1. Право на занятие пчеловодством имеют физические и юридические лица.

2. Для занятия пчеловодством не требуется получения какого-либо разрешения государственного органа.

Вторым моим действием было изучение цен на приобретение пасеки

При рассмотрении этого вопроса я проанализировала данные интернета.

Далее я рассчитала затраты на покупку пчел и инвентаря для пасеки.

Сейчас в среднем стоимость одного улья с пчелами составляет 11 000 тг. Но с одного улья выгоды будет немного, поэтому мы приобретаем 20 пчелосемей. Рассчитываем их стоимость по следующей формуле:

- стоимость 20 ульев

  • - стоимость 1 улья

- количество ульев

В итоге мы на покупку ульев затратим 220 000тг.

Инвентарь мы также рассчитываем на 20 ульев.

Таблица 1.Основной инвентарь, необходимый для ведения пчеловодческого хозяйства

Инструмент, оборудование

Количество на 20 ульев

Защитная сетка для лица

2

Стамеска пасечная

2

Дымарь

2

Светлый халат

4

Щетка для сметания пчел с рамок (гусиное крыло)

2-20


Ведро для воды

1

Шило, дырокол

1

Шаблон для прокалывания отверстий

1

Доска-лекало для сколачивания рамок и крепления к проволоке искусственной вощины

1

Шпора для крепления (впаивания) проволоки в вощину

1

Проволока луженая для вощины

0,5кг

Медогонка 4-кассетная

1

Вилочная открывалка для сотов

1

Отстойник для меда

1

Емкость для переноса сотов

1

Емкость для переноса надставок

2

Ситечко для меда

1

Роевня транспортировочная

1

Роевня-коробка

1

Роевня на шесте

1

Распылитель воды

1

Помост для осаждения роев

1

Кормушки

25

Котел (запарник) для приготовления сиропа

1

Ведро для сиропа

1

Мерный стакан

1

Лейка для разливания сиропа

1

Клеточки из проволоки

2

Рамки для выращивания маток

3

Рамки для выращивания маток

3

Клеточки

30

Рамка клеточная

1

Шаблон для производства восковых мисочек

1

Воскотермос (для поддержания воска в жидком состоянии)

1

Шпатель для пересадки личинок

1

Паяльная лампа

1

Шкаф (ящик) для обработки уксусным раствором сотов

1

Котел для дезинфекции инвентаря в каустической соде

1

Запасные ульи

5

Поилка

1

Верстак с комплектом инструментов

1

Пасечная тележка

1

Спиртовая горелка

1

Термометр для измерения температуры воздуха на улице

1

Термометр комнатный

1

Аптечка

1

Полностью весь рекомендуемый в таблице инвентарь в первый год можно не покупать, его можно будет приобретать постепенно по мере необходимости. В среднем покупка оборудования обойдется в 70 000, а все расходы для пасеки 440 000тг.

5. Расчет доходов

Для подсчета доходов я рассмотрела товары, которые мы будем предоставлять на рынок, и выяснила среднюю стоимость этой продукции в нашем районе и в Казахстане.

Виды товаров

Так как в пчеловодстве нет бесполезных продуктов то, мы можем продавать, кроме мёда: пыльцу, забрус, соты, воск, пергу. Товар можно будет использовать в следующих сферах:

  1. Мёд является самым ходовым товаром, потому что он используется во многих сферах деятельности: медицине, кулинарии, косметике и даже как простой продукт питания.

  2. Пыльца и перга - главное в их действии общетонизирующий эффект. Применение в медицине.

  3. Забрус представляет собой очень эффективное средство для лечения бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии и привыкания возбудителя болезни к этому природному продукту, что выгодно его отличает от обычных медикаментов.

  4. Воск очень широко используется в производстве лекарств ( кремы, мази, эмульсии, препараты для лечения ожогов), в косметической индустрии воск натуральный пчелиный незаменимый компонент. Из воска делают свечи. На протяжении многих столетий художники пользовались восковыми красками, обладающими красивым блеском и высокой прочностью.

  5. Прополис – широко используется в медицине так как уничтожает патогенные микроорганизмы и повышает иммунитет, а также как омолаживающее средство.

  6. Пчелиный яд или по-научному апитоксин представляет собой продукт секреторной деятельности желез пчелы. Широко применяют в медицине.

Все операции по очистке, фасовке, упаковке продукции и т.д. будут делаться вручную, и, следовательно, это исключает применение всяческих консервантов и нагрева, что дает нам преимущество. То есть дает возможность конкурировать с дешевой зарубежной и зачастую низкокачественной продукцией.

Таблица 2. Виды товаров

Продукт


Единица измерения

Средняя стоимость, тг

Мёд

1кг

900

Пыльца и перга

100 г

1600

Забрус

1пл

325

Воск

100 г

250

Прополис

20 г

440

Пчелиный яд

100г

4200

Следующим моим шагом было сегментирование рынка. Сегментирование - определение круга потребителей своего товара.

Рассчитаем доход за год. Для начала нам нужно знать, сколько меда, пыльцы, забруса, воска, перги и пчелиного яда мы можем собрать за один сезон:

- годовой сбор продукции с 20 ульев;

- годовой сбор продукции с 1 улья;

- количество ульев

Таким образом, я получила данные, которые вы можете увидеть в таблице.

Таблица 4.Сбор продукции

Продукт


Сбор за год с 1 улья

Сбор за год с 20 ульев

Мёд

40кг

800 кг

Пыльца и перга

2,5кг

100 кг

Забрус

1пл

20 пл

Воск

12кг

240 кг

Прополис

0,25кг

5 кг

Пчелиный яд

0,006 кг

0,12кг


Производим расчет дохода по формуле:

- годовой доход;

- годовой сбор продукции с 20 ульев;

- стоимость продукции.

Таблица 5. Расчет дохода

Продукт


Сбор за год

Прибыль

Мёд

800 кг

720000

Пыльца и перга

100 кг

160000

Забрус

20 пл

97500

Воск

240 кг

65000

Прополис

5 кг

110000

Пчелиный яд

0,12кг

5040

Всего:


1158040


В итоге мы получаем в год около1158040 дохода от пчеловодства. На получение подсчитанного мною дохода могут повлиять природные условия, правильное ведение хозяйства, реализация полученной продукции.

Получив расчеты, мы можем судить о времени самоокупаемости предприятия. При правильном ведении организации хозяйства все расходы окупятся за три года. Чтобы приобрести пасеку необходимы денежные средства. Для начала можно работать на частной пасеке.

Мы просмотрели размещение пасек на территории Зыряновского района. Выгодным оказались пасеки в районе села Орловка, одна из них пасека В. Байгузина. Встреча с индивидуальным предпринимателем показала положительный результат. Мы предложили оказывать помощь в работе с пчелами в летнее время. В с. Орловка расположен «Клуб труда и отдыха», где учащиеся достигшие 14 лет могут отрабатывать практику. В этом лагере выполняется работа по прополке и выращиванию овощей. Мы предлагаем применить полученные теоритические знания факультативного занятия «Курс пчеловод» на практике. Чтобы заинтересовать учеников в данном проекте, я провела социальный опрос среди учащихся 9-10 классов.

Вопросы опроса;

  1. Хотели бы вы принять участие в данном проекте?

  2. Почему? Что вас заинтересовало?

Опрос показал положительный результат. Многие старшеклассники заинтересовались данным проектом и хотели бы в летнее время отрабатывать практику в «Клубе труда и отдыха» с. Орловка.

Для утверждения своего проекта я обратилась к заместителю директора по воспитательной работе Кадырбаевой Меруерт Амангельдыевне. Она ответила на мои вопросы:

1. С какого возраста можно посещать лагерь «Клуб труда и отдыха»?

2.Чем занимаются дети в этом лагере?

3. Период посещения лагеря?

Меруерт Амангельдыевна подробно объяснила функции лагеря и предложила нам в форме кружка проводить занятия среди старшеклассников «Курс пчеловод».



Заключение

Таким образом изучив теоретическую часть и проведя практические исследования мы доказали гипотезу реальности осуществления данного направления деятельности.

При создании этого проекта нам потребовалось немало времени, чтобы провести исследования, расчеты, анализ.

Проект охватывает воспитательные, образовательные и экономические проблемы, которые в процессе реализации данного проекта нашли своё решение.

Исследования в области биологии отличаются высокой научностью.

Результаты и опыт работы могут быть использованы в качестве примера другими учебными организациями, хозяйствующими субъектами и частными лицами.







Список литературы:

  1. В.Г. Кашковский. Технология ухода за пчелами;

  2. А.Н. Рыбальченко. Пчелы и пчеловодство;

  3. Н.В. Бабина. Пчеловодство.


При создании проектной работы использовались материалы следующих сайтов:

  1. http://pcheloverh.narod.ru/org.htm - Как организовать пасеку;

  2. http://www.bishelp.ru/index.php - Помощь малому бизнесмену.





















Закон Республики Казахстан от 12.03.2002 N 303-2

"О ПЧЕЛОВОДСТВЕ"

Настоящий Закон регулирует отношения в области производства продуктов пчеловодства, охраны, использования и воспроизводства пчел, эффективного применения их для опыления сельскохозяйственных культур и всей опыляемой флоры, создания условий для повышения продуктивности пчеловодства, а также растениеводства, обеспечения гарантий соблюдения прав и интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие понятия:


1) пчеловодство - отрасль сельскохозяйственного производства, основной функционирования которой являются разведение, содержание и использование пчел для опыления энтомофильных растений и повышения их урожайности, получение продуктов пчеловодства;

2) уполномоченный государственный орган в области пчеловодства - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий государственное регулирование в области пчеловодства;

3) пчелиная семья - целостная биологическая единица, состоящая из рабочих пчел, трутней и пчелиной матки, живущих в улье или в гнезде:

4) улей - сооружение для содержания пчелиной семьи;

5) пасека - размещенные в определенном месте ульи с пчелиными семьями и необходимое имущество для занятия пчеловодством;

6) стационарная пасека - пасека, размещенная на постоянном месте в течение года;

7) кочевая пасека - пасека, которая посредством перемещения размещается у источников медосбора или массивов энтомофильных растений;

8) племенное хозяйство - хозяйствующий субъект, аттестованный местным исполнительным органом области (города республиканского значения, столицы), осуществляющий разведение и реализацию племенных пчелиных семей и племенных оплодотворенных маток пчел определенной породы;

Примечание

9) племенная пчелиная семья - высокопродуктивная семья чистопородных, высококлассных пчел, стойко передающая потомству свои породные признаки;

10) пчелиная матка - самка, обеспечивающая воспроизводство пчелиной семьи;

11) порода пчел - целостная группа пчелиных семей общего происхождения, сложившаяся под влиянием творческой деятельности человека в определенных хозяйственных и природных условиях, количественно достаточная для разведения "в себе" и обладающая хозяйственной и племенной ценностью;

12) продукты пчеловодства - продукты, полученные благодаря собирательным и физиологическим свойствам пчел (мед, воск, пчелиная обножка, перга, прополис, маточное молочко, пчелиный яд, трутневый гомогенат), а также семи пчелы;

13) вощина - искусственно изготовленные тонкие восковые листы соответствующего размера с оттиснутыми на них основаниями ячеек;

14) вредители пчелиных семей - отдельные виды животных, птиц и насекомых, убивающих пчел кормовых целей или наносящих вред пчелиной семье путем хищения и (или) порчи меда;

15) ветеринарный паспорт пасеки - документ установленный уполномоченным государственным органом в области ветеринарии формы, в котором указываются месторасположение, владелец, количество пчелиных семей, сроки и характер проведенных ветеринарных обработок с целью профилактики, лечения и диагностики болезней пчел;

16) перевозка (кочевка) пчелиных семей - вывоз пчелиных семей на медосбор и опыление энтомофильных растений;

17) средства защиты пчел - иммунобиологические, биологические, растительные, химические, химико - фармацевтические и другие ветеринарные препараты, используемые в пчеловодстве;

18) энтомофильные растения - растения, опыляемые насекомыми.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о пчеловодстве


1. Законодательство Республики Казахстан о пчеловодстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Осуществление деятельности в области пчеловодства

Статья 3. Право на занятие пчеловодством


1. Право на занятие пчеловодством имеют физические и юридические лица.

2. Для занятия пчеловодством не требуется получения какого-либо разрешения государственного органа.

Статья 4. Порядок предоставления земельных участков для размещения пасек


1. Физическим и юридическим лицам для размещения пасек предоставляются земельные участки в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Казахстан.

2. Размещение пасек на землях лесного фонда должно осуществляться без причинения вреда лесной среде в порядке и на условиях, определенных лесным законодательством Республики Казахстан.

3. Размещение пасек на землях особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях.

Статья 5. Формирование и землепользование пасеки


1. Физическое или юридическое лицо для занятия пчеловодством формирует пасеку из пчелиных семей, которая имеет подсобное помещение, оборудование и размещается на земельном участке, находящемся в его пользовании. Физическое или юридическое лицо, занимающееся пчеловодством, может использовать другие земельные участки по согласованию с собственниками земельных участков и землепользователями в соответствии с законодательством о земле.

2. Количество пчелиных семей, которое может содержаться физическими и юридическими лицами, не ограничивается.

3. На пасеках должны содержаться пчелы только районированных в той или иной местности пород согласно плану их породного районирования в Республике Казахстан, утвержденному уполномоченным государственным органом в области племенного животноводства.

Статья 6. Размещение пасек

1. Физические и юридические лица размещают пасеки в местах, где обеспечивается безопасность людей. Порядок регулирования безопасного размещения пасек определяется районными (городскими) исполнительными органами.


Примечание

2. Кочевые пасеки должны размещаться у источника медосбора на расстоянии не ближе полутора километров одна от другой и трех километров от стационарных пасек. Не допускается размещение стационарных и кочевых пасек на пути лета пчел с другой ранее размещенной пасеки к источникам медосбора.

Статья 7. Налогообложение физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством

1. Налогообложение физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.


2. Запрещаются введение и сбор налогов и других платежей, не установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. Охрана пчел

Статья 8. Охрана и воспроизводство пчел

Охрана и воспроизводство пчел осуществляются собственником посредством:


1) охраны среды обитания пчел, условий размножения, мест кочевок и путей миграции пчел;

2) ветеринарно - санитарного обслуживания пасек;

3) обеспечения оптимального количества пчелиных семей в ареалах их расселения;

4) научно обоснованного и рационального использования пчел;

5) принятие мер по предупреждению разорения и умышленного уничтожения пчелиных семей;

6) охраны пчел при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов;

7) содействия деятельности, направленной на сохранение пчел.

Статья 9. Охрана среды обитания, условий размножения, мест кочевок и путей миграции пчел


Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, которая может привести к сокращению численности пчел, обязаны обеспечивать проведение мероприятий по их охране, сохранению среды их обитания, неприкосновенность участков и растений, представляющих особую ценность для сохранения и жизнедеятельности пчел.

Статья 10. Охрана пчел при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов


1. Применение средств защиты растений: минеральных удобрений и других препаратов для обработки медоносных растений должно осуществляться в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Перечень средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов, применяемых для обработки медоносных растений, утверждается уполномоченным государственным органом в области пчеловодства.

2. Физические и юридические лица, применяющие средства защиты растений, минеральные удобрения и другие препараты для обработки медоносных растений, обязаны за пять дней до начала работы письменно предупредить об этом пчеловодов, имеющих пасеки в радиусе до семи километров от обрабатываемых участков, сообщить о применяемом препарате, его токсичности и сроках изоляции.

Статья 11. Охрана пчел при проведении лесохозяйственных работ

Запрещаются рубка деревьев и кустарников - источников медосбора, а также заготовка ивового корья в радиусе до трех километров от мест размещения стационарных пасек, кроме случаев улучшения санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.

Статья 12. Охрана пчел в условиях среды их обитания

1. Деятельность по использованию полезных свойств пчел, а также получению продуктов пчеловодства в условиях среды их обитания осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании животного мира.

2. Не допускаются разорение гнезд и других мест поселения пчелиных семей в условиях среды их обитания, а также отбор меда из гнезд пчелиных семей.

3. В случае, если пчелиная семья в условиях среды ее обитания осложняет жизнедеятельность человека, переселение или уничтожение при невозможности переселения такой пчелиной семьи проводится при участии специалистов в области пчеловодства.

Статья 13. Перевозка (кочевка) пчелиных семей


Перевозка (кочевка) пчелиных семей должна осуществляться с соблюдением ветеринарно - санитарных правил. Задержка транспортных средств, осуществляющих перевозку (кочевку), должна проводиться без угрозы гибели пчелиных семей.

Глава 4. Государственное регулирование в области пчеловодства

Статья 14. Компетенция уполномоченного государственного органа в области пчеловодства

Уполномоченный государственный орган в области пчеловодства осуществляет:

1) реализацию государственной политики в области пчеловодства;

2) организацию разработки отраслевых программ развития пчеловодства;

Примечание

4) разработку и утверждение нормативных актов в области пчеловодства в пределах предоставленных полномочий;

8) международное сотрудничество в области пчеловодства;

9) организацию научных исследований, направленных на охрану и воспроизводство пчел;

Примечание

Статья 14-1. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы)

Примечание

Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) осуществляют:

1) контроль за развитием и охраной пчеловодства на соответствующей территории административно - территориальной единицы;

2) координацию селекционно - племенной работы и организацию государственной поддержки племенного дела в пчеловодстве в соответствии с законодательством Республики Казахстан о племенном животноводстве;

3) координацию деятельности по подготовке и переподготовке специалистов в области пчеловодства.

Статья 15. Профилактика болезней пчел, их лечение, борьба с вредителями пчелиных семей

1. С целью учета пасеки и осуществления лечебно - профилактических мероприятий на каждую пасеку выдается ветеринарный паспорт. Форма паспорта и порядок его выдачи устанавливаются уполномоченным государственным органом в области ветеринарии.

2. Профилактика болезней пчел, их лечение, борьба с вредителями пчелиных семей, а также производство вощины проводятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан о ветеринарии.

3. Физические и юридические лица, занимающиеся пчеловодством, должны быть обеспечены ветеринарными препаратами в целях борьбы с болезнями, включенными в утвержденный Правительством Республики Казахстан перечень особо опасных болезней.

Примечание

Статья 16. Ветеринарно - санитарная экспертиза в области пчеловодства

Произведенные или заготовленные продукты пчеловодства подлежат реализации после проведения ветеринарно - санитарной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о ветеринарии.

Статья 17. Селекционно - племенная работа в области пчеловодства

1. Деятельность физических и юридических лиц по разведению и использованию племенных пчелиных семей осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о племенном животноводстве.

2. В целях сохранения и улучшения пород пчел физические и юридические лица могут создавать в ареалах их обитания племенные хозяйства, занимающиеся разведением и реализацией чистопородных пчел.

3. Вокруг племенных хозяйств устанавливаются защитные участки с радиусом семь километров, на территории которых запрещается ввоз пчел и пчелиных маток других пород, а также пчел и пчелиных маток неизвестного происхождения.

Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о пчеловодстве

Статья 18. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства Республики Казахстан о пчеловодстве

Вред, причиненный в результате нарушения законодательства Республики Казахстан о пчеловодстве, возмещается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о пчеловодстве

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о пчеловодстве, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.


























































29