СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование медиаоборудования на уроках и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести специально для целей образования".

Энтони Маллан

(известный английский педагог)

Просмотр содержимого документа
«Использование медиаоборудования на уроках и внеурочной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛАЗАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26»











Сообщение по теме:









Подготовила учитель начальных классов

Никулина Любовь Ильинична







п. Лазарево

2017г.

Использование учителем медиаоборудования на уроках



"Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести специально для целей образования".

Энтони Маллан

(известный английский педагог)


В условиях внедрения современных технологий во все сферы современного общества, задача освоения и приобретения соответствующих знаний школьным учителем становится все более актуальной. В связи с увеличением информационного потока и развитием ИКТ в методике преподавания школьных дисциплин помимо традиционных классических средств обучения появляются новые электронные средства обучения.

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно–образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.

Включение компьютерных технологий в процесс обучения становится необходимым и неизбежным. Применение информационных технологий и средств мультимедиа преобразовывает систему современного образования, делая необходимым интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, адаптируясь к индивидуальным возрастным особенностям, повышая творческий потенциал и независимость учителя.

Рассматривая актуальность  использования  ИКТ в практике работы с учащимися начальной школы, обратимся:


К  научным фактам:

Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.


К наблюдениям психологов:

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.


Каждый учитель осознает, что новые информационные  технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:

  • расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность более углубленно изучить тот или иной материал;

  • разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;

  • возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся.  А, следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.


Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;

  • усилить образовательные эффекты;

  • повысить качество усвоения материала;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

  • овладевать практическими способами работы с информацией;

  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.


Сегодня уже никого не удивишь демонстрационными презентациями, с анимационными эффектами, звуком, тренажёрами, анимационными физминутками. В своей педагогической деятельности я использую готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов, детские презентации, элементы программы к интерактивной доске,

анимированные карты, тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока: сообщение темы урока, минутки чистописания,  задания для умников и умниц, устный счёт, орфографическая разминка, сообщение новых знаний, контроль знаний, обобщение, рефлексия, физминутки.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране. Самое  важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Важным направлением в моей работе является обеспечение компьютерного сопровождения собственной педагогической деятельности. Возможности здесь неограниченны.

Накапливаю я электронные версии контрольных работ, раздаточных дидактических карточек, схемы анализа различной деятельности (вычислительных навыков, техники чтения, мониторинг учебного процесса).

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы. Это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда занимаешься творчеством. В то же время он и информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Чего я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умственные умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.

Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых руках эти инструменты дарят детям радость познания.

Интерактивные доски – удобный и востребованный инструмент учителя, работающего в начальной школе. Использование доски делает урок не только насыщенным и эффективным, но и более интересным, позволяя разнообразить работу на уроке. Однако наряду с многочисленными примерами успешного использования интерактивных досок в начальной школе есть и примеры неэффективной работы с ними. Причины этого разнообразны.

 Для учителя приобретенная школой интерактивная доска – это возможность сделать что-то новое, вывести работу на более высокий уровень. Иногда эта возможность остается не только нереализованной, но даже не осознанной. Учитель видит в доске в первую очередь устройство, которое заменяет экран проектора, позволяет управлять показом изображения не мышкой, сидя за компьютером, а стоя у доски – пальцем или электронным маркером, и писать поверх изображения. Что, несомненно, удобно, но ценность этих возможностей невысока. Далеко не у каждого учителя есть время и стимул, чтобы изучать программное обеспечение, поставляемое в комплекте с доской, а именно оно и позволяет использовать все возможности и преимущества работы с интерактивной доской.

При использовании доски я испытываю неудобства, связанные с ее неправильной установкой. В нашем классе доска установлена в неудобном, труднодоступном месте, солнце освещает всю доску, подхода к доске нет, провода мешают подходить к ней, проектор над головой. Доска расположена слишком высоко, даже я едва ли буду часто работать с ней, а о том, чтобы вызывать к доске учеников, не идет и речи. Интерактивную доску я использую только как экран, а задания ученики выполняют у обычной меловой доски.

Учитель может понимать, как работать с доской и как создавать собственные интерактивные ресурсы, доска может быть установлена правильно, но при этом все равно используется не в полной мере только потому, что учителю не хватает времени на подготовку материалов к уроку. Это большая работа, и даже если у педагога есть наработки, скажем, в Power Point, они лишь облегчают задачу, но не решают ее. Как правило, учителя используют в таких случаях готовые цифровые образовательные ресурсы: либо предназначенные для работы с интерактивными досками, либо обычные, рассчитанные на работу с проектором и экраном. Эти ресурсы нередко вызывают недовольство учителей, а собственные задумки педагогов так и остаются нереализованными. Возможность использовать готовые ресурсы, которые можно изменять и встраивать в собственную разработку урока, намного бы облегчила труд учителя.

Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".  Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.

"Урок   –  это  зеркало  общей   педагогической  культуры  учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции". (В. Сухомлинский)





Используемая литература:

Журнал «Директор школы». – 2003. -  № 6.

Журнал «Начальная школа». – 2005. - № 2, № 5.

Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. – Минообразования России.

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. – Минобразования России.

Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 3-е изд. испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004. -368 с.