Слайд 1.
«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС»
Слайд 2.
Важнейшим компонентом конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является ориентация на результаты образования. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Слайд 3.
Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:
- личностные,
- регулятивные,
- познавательной направленности
- коммуникативные.
Исходя из вышесказанного, современная школа - это целостная система универсальных знаний, умений и навыков, кроме этого - это опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
В свою очередь, умение учиться – важный фактор, который повышает эффективность освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и образа мира, ценностных оснований личностного выбора.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.
Слайд 4.
Мы предлагаем вам прочитать определения и высказывания, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях?
«Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;
Метапредмет основан на интеграции;
Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала;
Метапредмет – это новая образовательная форма.
Метапредметный подход в образовании это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов ее решения, применение этих методов на практике.
-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)
-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)
-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)
Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.
Слайд 5.
Как эти понятия были введены. Группа ученых под руководством Ю.В. Громыко разработала новый подход, который позволяет полностью поменять облик современного образования. Разработки получили название «метапредметные технологии». Достижение метапредметного результата обучения было включено в новый Федеральный государственный стандарт (ФГОС), который сегодня внедряется в системе образования. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Какие метапредметные результаты обучения необходимо формировать? Ключевая особенность метапредметного результата заключается в том, что он нацелен на развитие способностей, в то время как результат традиционного обучения – это знания, умения и навыки. Поэтому, при достижении метапредметного результата необходимо четко понимать, какие умения вы развиваете.
Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их. Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым ребенком.
Основные понятия метапредметного подхода.
«Мета» от .. – всеобщее интегрирующее. И включает в себя:
метадеятельность – деятельность, которая обеспечивает процесс обучения в рамках учебного предмета, и направлена на формирование универсальных учебных действий.
метазнания - знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания и возможности работы с ним.
метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.
метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные (надпредметные) познавательные умения (умение перерабатывать информацию, критическое мышление, творческое мышление, качество мышления).
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то грани.
Например, наблюдение. Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «биология». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще.
Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.
Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Слайд 6.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире .
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).
Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Слайд 7.
Зачем человек учится? Затем, чтобы научиться что-то делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель школьного обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать ребенку умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям. Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра отношения к привычным ЗУНам. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай как я». От таких уроков мы должны уходить. На смену приходит современный урок, где используется метапредметный подход.
Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают
- 10% от того, что они читают;
— 26% от того, что они слышат;
— 30% от того, что они видят;
— 50% от того, что они видят и слышат;
— 70% от того, что они обсуждают с другими;
— 80% от того, что основано на личном опыте;
— 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
— 95% от того, чему они обучаются сами.
«Я иду на урок» - сколько раз за свою практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?».
Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы.
Слайд 8.
Метапредметный урок.
Его цель – перенос полученных знаний в практическую деятельность.
Полученные знания являются универсальными.
Слайд 9.
Это урок по учебному предмету, направленный на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Слайд 10.
Метапредметный урок предполагает…
учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни;
на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция);
созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления;
учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения,
целеполагания,
понимания,
действия.
Слайд 11.
Метапредметный подход предъявляет современному уроку определенные требования:
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема, цель, задачи урока формулируются и осознаются учащимися;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
урок должен быть развивающим;
деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием;
на уроке используется деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); содержание составляют единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.;
учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
формируются универсальные учебные действия
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; импровизационность учителя (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения);
времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровье- сбережение;
учет уровня и возможности уч-ся.;
рефлексивность деятельности на уроке (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке).
Слайд 12.
Традиционный школьный урок проходит по известному сценарию: учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – выученный параграф; затем ставит оценку и спрашивает следующего школьника. Во второй половине урока учитель обычно объясняет новую тему и задает домашнее задание. Современные же уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Главным должно стать взаимодействие учащихся и учителя.
Слайд 13.
Зайцева М.В.
Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Практическая деятельность. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Слайд 14.
Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
Слайд 15.
Перечислим технологии, приемы, методы , способствующие, на ваш взгляд формированию метапредметных умений.
Виноградова С.И.
-ТРКМ (критическое мышление). Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала). Приемы: «Мозговой штурм», «Версии».
Кластеры- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.
Вторая стадия- осмысление нового материала. «Ключевые слова».
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Третья стадия – размышление (рефлексия). Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
Дидактический синквейн. Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия ___________________________________________________
Чувство (фраза) _____________________________________________
Повторение сути ________________________________________
Решение творческих учебных задач
Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.
Время выполнения: 7-8 минут
Описание приема.
Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения.
Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:
– наличие проблемы, требующей решения;
– достаточность условия;
– корректность вопроса;
– наличие противоречия (неочевидность ответа).
Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения.
Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).
-Педмастерские. Основные этапы технологии педмастерской: индуктор, самоконструкция, афиширование, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия. Индуктором может быть слово учителя, жизненная ситуация, интересное задание, мотив, побуждающий к деятельности. Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме: делаю сам (самоконструкция) – докладываю группе (социоконструкция) – группа докладывает классу (социализация). В ходе прохождения этих этапов урока учащиеся имеют возможность совершенствовать, в первую очередь, устный речевой навык, так как работа в этом случае предполагает групповую организацию учебной деятельность, и языковая, коммуникативная компетенции формируются значительно быстрее. Но кульминационным моментом урока является разрыв: столкновение старого знания и нового, знания и незнания. Таким образом, происходит инсайт, озарение. И следующее задание уже должно обеспечить реконструкцию знания и опыта. А в результате появляется новый творческий продукт. Причём это может быть и небольшой текст, и сочинение, и настоящая исследовательская работа.
-
Проектная деятельность. Классификации проектов:
Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.
Длительность (продолжительность периода осуществления проекта) – краткосрочные, среднесрочные, длительные.
Сложность (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
- Интерактивная методика. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта.
Обобщение (рефлексия). Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Личностно–ориентированные технологии обучения. Любой образовательный результат ученика – личностный! Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Интегрирование. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проще говоря это синтез разных учебных предметов. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой - либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Слайд 16.
Прежде всего мы работаем на результат, в том числе на межпредметные результаты.
Учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.
Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
Слайд 17-23.
Сейчас я предлагаю вам рассмотреть, какие межпредметные результаты формируются на каждом этапе урока.
Слайд 24.
Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:…
Слайд 25.
Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику? В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.
В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.
Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:
оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка).
Особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы.
Для оценки сформированности УУД служат промежуточные и/или итоговые метапредметные работы. Материалы для таких работ разрабатываются на федеральном уровне в том числе.
Слайд 26.
И все же, главное, что должен обеспечить урок, - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта для учителя. Комфорт – это обстановка спокойствия, уюта, удобства. На слайде подобраны слова-ассоциации, относящиеся к современному уроку. У каждого учителя они свои…
Урок – это ступенька к знанию и самопознанию…
Слайд 27.
«Ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» П.П.Блонский
Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового.
Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение учащимися компетенциями, которые и составляют основу умения учиться. Сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по разным предметам и, следовательно, средством повышения качества обучения школьника в целом.
Слайд 28.
Рефлексия
(опрос по кругу)
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают
его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль
Продолжите, пожалуйста, фразу:
-Уходя с семинара, я…
-Мне хочется сказать…
-Мой совет коллегам
-Оказывается…
- Самым полезным для меня было…
Слайд 29.
Используемая литература
http://standart.edu.ru - сайт федерального государственного образовательного стандарта.
Вахрушев, А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock
Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260
http://festival.1september.ru/articles/579384/
Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103905
Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm
http://www.openclass.ru Теоретическая часть семинара-тренинга " Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения"
12