СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка педагогического совета, раскрывающая метапредметный подход в обучении

Просмотр содержимого документа
«ПС метапредметный урок»

Слайд 1.

«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС»


Слайд 2.

Важнейшим компонентом конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является ориентация на результаты образования. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.


В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Слайд 3.

Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:

- личностные,

- регулятивные,

- познавательной направленности

- коммуникативные.


Исходя из вышесказанного, современная школа - это целостная система универсальных знаний, умений и навыков, кроме этого - это опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.

В свою очередь, умение учиться – важный фактор, который повышает эффективность освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и образа мира, ценностных оснований личностного выбора.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.




Слайд 4.

Мы предлагаем вам прочитать определения и высказывания, обсудите, пожалуйста, может вам захочется что-то добавить или изменить в своих определениях?

  • «Мета» - «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета;

  • Метапредмет основан на интеграции;

  • Метапредмет-это предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала;

  • Метапредмет – это новая образовательная форма.

  • Метапредметный подход в образовании это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов ее решения, применение этих методов на практике.


-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)

-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)

-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)


Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.


Слайд 5.

Как эти понятия были введены. Группа ученых под руководством Ю.В. Громыко разработала новый подход, который позволяет полностью поменять облик современного образования. Разработки получили название «метапредметные технологии». Достижение метапредметного результата  обучения было включено в новый Федеральный государственный стандарт (ФГОС), который сегодня внедряется в системе образования. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Какие метапредметные результаты обучения необходимо формировать? Ключевая особенность метапредметного результата заключается в том, что он нацелен на развитие способностей, в то время как результат традиционного обучения – это знания, умения и навыки. Поэтому, при достижении метапредметного результата необходимо четко понимать, какие умения вы развиваете.

Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их. Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым ребенком.


Основные понятия метапредметного подхода.

«Мета» от .. – всеобщее интегрирующее. И включает в себя:

  • метадеятельность – деятельность, которая обеспечивает процесс обучения в рамках учебного предмета, и направлена на формирование универсальных учебных действий.

  • метазнания - знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания и возможности работы с ним.

  • метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.

  • метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные (надпредметные) познавательные умения (умение перерабатывать информацию, критическое мышление, творческое мышление, качество мышления).

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то грани.


Например, наблюдение. Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «биология». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще.


Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.

Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.


Слайд 6.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире .

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).

Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.


Слайд 7.

Зачем человек учится? Затем, чтобы научиться что-то делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель школьного обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать ребенку умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям. Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра отношения к привычным ЗУНам. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай как я». От таких уроков мы должны уходить. На смену приходит современный урок, где используется метапредметный подход.


Педагоги-психологи утверждают, что школьники усваивают 

- 10% от того, что они читают; 
— 26% от того, что они слышат;
— 30% от того, что они видят;
— 50% от того, что они видят и слышат;
— 70% от того, что они обсуждают с другими;
— 80% от того, что основано на личном опыте;
— 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
— 95% от того, чему они обучаются сами.


«Я иду на урок» - сколько раз за свою практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?».

Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы.


Слайд 8.

Метапредметный урок.

Его цель – перенос полученных знаний в практическую деятельность.

Полученные знания являются универсальными.


Слайд 9.

Это урок по учебному предмету, направленный на формирование у школьников соответствующих способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях


Слайд 10.

Метапредметный урок предполагает…

  • учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни;

  • на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция);

  • созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления;

  • учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.

Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения,

  • целеполагания,

  • понимания,

  • действия.



Слайд 11.

Метапредметный подход предъявляет современному уроку определенные требования:

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема, цель, задачи урока формулируются и осознаются учащимися;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • урок должен быть развивающим;

  • деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием;

  • на уроке используется деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); содержание составляют единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.;

  • учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • формируются универсальные учебные действия

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; импровизационность учителя (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения);

    • времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровье- сбережение;

    • учет уровня и возможности уч-ся.;

    • рефлексивность деятельности на уроке (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке).

Слайд 12.

Традиционный школьный урок проходит по известному сценарию: учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – выученный параграф; затем ставит оценку и спрашивает следующего школьника. Во второй половине урока учитель обычно объясняет новую тему и задает домашнее задание. Современные же уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Главным должно стать взаимодействие учащихся и учителя.


Слайд 13.

Зайцева М.В.


Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Практическая деятельность. Коммуникация.

  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.


Слайд 14.

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.

  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

  • Чётко и точно формулировать задание.

  • Способность к импровизации.

  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

  • Учитель не актёр, а режиссёр!


Слайд 15.

Перечислим технологии, приемы, методы , способствующие, на ваш взгляд формированию метапредметных умений.



Виноградова С.И.


-ТРКМ (критическое мышление). Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала). Приемы: «Мозговой штурм», «Версии».

Кластеры- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это тема урока, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, затем планеты соединяются прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Вторая стадия- осмысление нового материала. «Ключевые слова».

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Третья стадия – размышление (рефлексия). Приемы: дискуссия, эссе, фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).

Дидактический синквейн. Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия ___________________________________________________
Чувство (фраза) _____________________________________________
Повторение сути ________________________________________


Решение творческих учебных задач

Цель: стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.

Время выполнения: 7-8 минут

Описание приема.

Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения.

Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:

– наличие проблемы, требующей решения;

– достаточность условия;

– корректность вопроса;

– наличие противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения.

Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).


-Педмастерские. Основные этапы технологии педмастерской: индуктор, самоконструкция, афиширование, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия. Индуктором может быть слово учителя, жизненная ситуация, интересное задание, мотив, побуждающий к деятельности. Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме: делаю сам (самоконструкция) – докладываю группе (социоконструкция) – группа докладывает классу (социализация). В ходе прохождения этих этапов урока учащиеся имеют возможность совершенствовать, в первую очередь, устный речевой навык, так как работа в этом случае предполагает групповую организацию учебной деятельность, и языковая, коммуникативная компетенции формируются значительно быстрее. Но кульминационным моментом урока является разрыв: столкновение старого знания и нового, знания и незнания. Таким образом, происходит инсайт, озарение. И следующее задание уже должно обеспечить реконструкцию знания и опыта. А в результате появляется новый творческий продукт. Причём это может быть и небольшой текст, и сочинение, и настоящая исследовательская работа.

-

Проектная деятельность. Классификации проектов:

  • Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.

  • Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.

  • Длительность (продолжительность периода осуществления проекта) – краткосрочные, среднесрочные, длительные.

  • Сложность (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.


- Интерактивная методика. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия). Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Личностноориентированные технологии обучения. Любой образовательный результат ученика – личностный! Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Интегрирование. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Проще говоря это синтез разных учебных предметов. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой - либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.



Слайд 16.

Прежде всего мы работаем на результат, в том числе на межпредметные результаты.

Учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.


Слайд 17-23.

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть, какие межпредметные результаты формируются на каждом этапе урока.


Слайд 24.

Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:…


Слайд 25.

Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику? В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.

В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.

Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка).

Особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы.

Для оценки сформированности УУД служат промежуточные и/или итоговые метапредметные работы. Материалы для таких работ разрабатываются на федеральном уровне в том числе.


Слайд 26.

И все же, главное, что должен обеспечить урок, - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта для учителя. Комфорт – это обстановка спокойствия, уюта, удобства. На слайде подобраны слова-ассоциации, относящиеся к современному уроку. У каждого учителя они свои…

Урок – это ступенька к знанию и самопознанию…


Слайд 27.

«Ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» П.П.Блонский

Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового.

Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение учащимися компетенциями, которые и составляют основу умения учиться. Сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по разным предметам и, следовательно, средством повышения качества обучения школьника в целом.


Слайд 28.

Рефлексия

(опрос по кругу)

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают

его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль

Продолжите, пожалуйста, фразу:

-Уходя с семинара, я…

-Мне хочется сказать…

-Мой совет коллегам

-Оказывается…

- Самым полезным для меня было…

Слайд 29.

Используемая литература

  • http://standart.edu.ru - сайт федерального государственного образовательного стандарта.

  • Вахрушев, А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock

  • Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260

  • http://festival.1september.ru/articles/579384/

  • Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103905

  • Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm

  • http://www.openclass.ru Теоретическая часть семинара-тренинга " Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения"

12


Просмотр содержимого презентации
«s1251163_2»

«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС» Подготовила заместитель директора МБОУ «СШ № 9» Емельянова Е.С.

«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС»

Подготовила заместитель директора МБОУ «СШ № 9» Емельянова Е.С.

  «Жизнь на уроке должна стать подлинной.   Сделать её такой – задача каждого из нас»

  «Жизнь на уроке должна стать подлинной.  Сделать её такой – задача каждого из нас»

Метапредметный  подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметный подход

предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний,

но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)  -«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)  -«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской) -«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко) -«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

Основные понятия метапредметного подхода «Мета» Всеобщее, интегрирующее  («за», «через», «над» Метадеятельность Метазнания Метаспособы Метаумения Универсальные учебные действия

Основные понятия метапредметного подхода

«Мета»

Всеобщее, интегрирующее

(«за», «через», «над»

Метадеятельность

Метазнания

Метаспособы

Метаумения

Универсальные учебные действия

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант)

Метапредметный урок.  Какой он? Что я делаю? (предмет деятельности) Для чего я делаю? (какова цель) Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы) Какой это дает результат? За счет чего этот результат достигнут? Какой будет результат???

Метапредметный урок. Какой он?

  • Что я делаю? (предмет деятельности)
  • Для чего я делаю? (какова цель)
  • Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
  • Какой это дает результат?
  • За счет чего этот результат достигнут?

Какой будет

результат???

Метапредметный урок -  Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.

Метапредметный урок -

  • Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.

  • Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Метапредметный  урок -  Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.

Метапредметный урок -

  • Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.

  • Это переход к новым технологиям, суть которых в личностно-ориентированной направленности
Метапредметный урок  подлежащее найти легче, если к нему задать вопрос от сказуемого Личный опыт учащихся Развитие личности создание образовательных продуктов исследований Продуктивная учебная деятельность

Метапредметный урок

подлежащее найти легче, если к нему задать вопрос от сказуемого

Личный опыт учащихся

Развитие личности

создание образовательных продуктов исследований

Продуктивная учебная деятельность

Требования  к метапредметному уроку Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Выводы на уроке делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Планирование обратной связи –  рефлексии.

Требования к метапредметному уроку

  • Урок должен быть проблемным и развивающим.
  • Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
  • Выводы на уроке делают сами учащиеся.
  • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  • Планирование обратной связи –

рефлексии.

Структурные элементы урока Целеполагание Целеполагание Мотивация Мотивация Практическая значимость знаний и способов деятельности Практическая значимость знаний и способов деятельности Отбор содержания Отбор содержания

Структурные элементы урока

Целеполагание

Целеполагание

Мотивация

Мотивация

Практическая значимость знаний и способов деятельности

Практическая значимость знаний и способов деятельности

Отбор содержания

Отбор содержания

Структурные элементы урока Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности Подведение итогов каждого этапа урока Подведение итогов каждого этапа урока Наличие блоков самостоятельного получения знаний Наличие блоков самостоятельного получения знаний Использование системы контроля и самоконтроля Использование системы контроля и самоконтроля

Структурные элементы урока

Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся

Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся

Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

Подведение итогов каждого этапа урока

Подведение итогов каждого этапа урока

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Использование системы контроля и самоконтроля

Использование системы контроля и самоконтроля

Построение урока Постановка учебного задания Деятельность учащихся Подведение итогов Контроль процесса и степени выполнения Рефлексия

Построение урока

Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Подведение итогов

Контроль процесса и степени выполнения

Рефлексия

Понятийный кластер проектирования метапредметного урока Метапредметное содержание образования Метапредметная учебная деятельность Метапредметный урок Образовательная Фундаментальный образовательный ситуация объект УУД Метапредмет Метапредметные образовательные результаты Метаспособы Метаумения Метазнания

Понятийный кластер проектирования метапредметного урока

Метапредметное

содержание

образования

Метапредметная

учебная

деятельность

Метапредметный

урок

Образовательная

Фундаментальный

образовательный

ситуация

объект

УУД

Метапредмет

Метапредметные образовательные результаты

Метаспособы

Метаумения

Метазнания

Метапредметные результаты  –  это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться .

Метапредметные результаты

это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться .

Этап 1.  Построение учебных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Решение задач известным способом Регулятивные УУД Умение слушать Фиксирование проблем Принятие и сохранение учебной цели и задачи Построение понятных для собеседника высказываний

Этап 1. Построение учебных задач

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Решение задач известным способом

Регулятивные УУД

Умение слушать

Фиксирование проблем

Принятие и сохранение учебной цели и задачи

Построение понятных для собеседника высказываний

Этап 2.  Совместное исследование проблемы Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения Регулятивные УУД Умение строить речевые высказывания. Умение исследовать условия учебной задачи. Рефлексия своих действий Умение обсуждать предметные способы решение

Этап 2. Совместное исследование проблемы

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные УУД

Умение строить речевые высказывания.

Умение исследовать условия учебной задачи.

Рефлексия своих действий

Умение обсуждать предметные способы решение

Этап 3.  Моделирование Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения Регулятивные УУД Умение воспринимать ответы других учащихся Умение осуществлять самоконтроль. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Этап 3. Моделирование

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения

Регулятивные УУД

Умение воспринимать ответы других учащихся

Умение осуществлять самоконтроль.

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Этап 4.  Конструирование нового способа действия Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия. Регулятивные УУД Умение участвовать в обсуждении содержания материала Умение формировать понятия Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение осуществлять самоконтроль

Этап 4. Конструирование нового способа действия

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия.

Регулятивные УУД

Умение участвовать в обсуждении содержания материала

Умение формировать понятия

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение осуществлять самоконтроль

Этап 5.  Переход к этапу решения частных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций Регулятивные УУД Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение осуществлять самоконтроль

Этап 5. Переход к этапу решения частных задач

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций

Регулятивные УУД

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Умение осуществлять самоконтроль

Этап 6.  Применение общего способа действия решения частных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение применять новый способ. Умение строить рассуждения, понятные для собеседника. Регулятивные УУД Умение отрабатывать операции, в которых допущены ошибки Самопроверка. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Умение отрабатывать способ в целом. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Этап 6. Применение общего способа действия решения частных задач

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение применять новый способ.

Умение строить рассуждения, понятные для собеседника.

Регулятивные УУД

Умение отрабатывать операции, в которых допущены ошибки

Самопроверка.

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Умение отрабатывать способ в целом.

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Этап 7.  Контроль на этапе окончания  учебной темы Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат Регулятивные УУД Рефлексия своих действий Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Этап 7. Контроль на этапе окончания учебной темы

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат

Регулятивные УУД

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Формы представления результатов деятельности ученика и учителя

Формы представления результатов деятельности ученика и учителя

  • Реферат, доклад, сообщение, отчет;
  • Афиша, буклет, альбом;
  • Фото, видеофильм, спектакль;
  • Газета, журнал, титульный лист;
  • Плакат, открытка, рисунок;
  • Макет, модель, муляж, символ, изделие;
  • Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.);
  • Схема, таблица, график, диаграмма;
  • Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи;
  • План, программа, сценарий;
  • Алгоритм, компьютерная программа
Оценивание метапредметных результатов

Оценивание метапредметных результатов

К Компетентность, критичность, креативность, культура О Открытие, ответственность, осознанность, образованность Мотивация, моделирование, мастерство М Фантазия, функциональность, фундамент Ф Обучение, опора, , озарение О Развитие, радость, результат, рост Р Творчество, талант, тепло, темп Т

К

Компетентность, критичность, креативность, культура

О

Открытие, ответственность, осознанность, образованность

Мотивация, моделирование, мастерство

М

Фантазия, функциональность, фундамент

Ф

Обучение, опора, , озарение

О

Развитие, радость, результат, рост

Р

Творчество, талант, тепло, темп

Т

«… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» П.П.Блонский

«… ребенок черпает то, что ему доступно,

и теми средствами, которыми он владеет,

поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»

П.П.Блонский

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают  его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль)   Продолжите, пожалуйста, фразу:

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль)

Продолжите, пожалуйста, фразу:

  • Уходя с педсовета , я…
  • Мне хочется сказать…
  • Мой совет коллегам
  • Оказывается…
  • Самым полезным для меня было…
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«s1251163_3»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:  вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Задачи фазы вызова   ( пробуждение интереса к предмету)

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Возможные приёмы и методы :

Возможные приёмы и методы :

  • «Мозговой штурм»
  • «Версии»
  • прием «Верите ли вы, что…»;
  • сбор ассоциаций;
  • корзина идей;
  • верные и неверные утверждения;
  • Кластеры
Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

Вторая стадия- осмысление нового материала

Вторая стадия- осмысление нового материала

  • «Ключевые слова»
  • чтение текста с остановками
  • маркировка текста символами
  • составление таблиц ( ЗУХ, кластер, «бортовой» журнал» и др.)
Третья стадия – размышление (рефлексия ). Приемы:

Третья стадия – размышление (рефлексия ).

Приемы:

  • дискуссия
  • эссе
  • фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Решение творческих учебных задач

Решение творческих учебных задач

  • Цель : стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.
  • Время выполнения: 7-8 минут
Технология педагогических мастерских Этапы учебной мастерской: Индукция Самоконструкция Социоконструкция Социализация Разрыв Рефлексия

Технология педагогических мастерских

Этапы учебной мастерской:

  • Индукция
  • Самоконструкция
  • Социоконструкция
  • Социализация
  • Разрыв
  • Рефлексия

Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме: делаю сам (самоконструкция) – докладываю группе (социоконструкция) – группа докладывает классу (социализация).

Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме:

делаю сам (самоконструкция) –

докладываю группе (социоконструкция) –

группа докладывает классу (социализация).

Проектная деятельность Классификации проектов: Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты. Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.

Проектная деятельность

Классификации проектов:

  • Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
  • Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.

Классификации проектов:

Классификации проектов:

  • Длительность (продолжительность периода осуществления проекта) – краткосрочные, среднесрочные, длительные.
  • Сложность (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные.
Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
  • Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Интерактивные методы  обучения   Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы обучения

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:    «Мозговой штурм» (атака)  Игровые упражнения  Решение ситуационных задач  Приглашение визитера  Дискуссия группы экспертов  Интервью  Инсценировка  Проигрывание ситуаций

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • «Мозговой штурм» (атака)
  • Игровые упражнения
  • Решение ситуационных задач
  • Приглашение визитера
  • Дискуссия группы экспертов
  • Интервью
  • Инсценировка
  • Проигрывание ситуаций

Технология интегрированных уроков Интеграция –это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Технология интегрированных уроков

Интеграция –это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Средство реализации идеи интеграции в школьном образовании  Проведение интегрированных уроков, которые позволяют показать межпредметные и внутрипредметные связи в обучении. Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов).

Средство реализации идеи интеграции в школьном образовании

Проведение интегрированных уроков, которые позволяют показать межпредметные и внутрипредметные связи в обучении.

Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов).

Просмотр содержимого презентации
«Выступление ПС 08.11.19»

Признаки и структура метапредметного урока Подготовила Зайцева М.В., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска

Признаки и структура метапредметного урока

Подготовила Зайцева М.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося,  подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций. Метапредметный урок - это урок, с помощью которого происходит не только  познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него  собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика  об окружающем мире, как необходимый и закономерный результат его познания.  

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Метапредметный урок - это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире, как необходимый и закономерный результат его познания.

 

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: * формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  * проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  * активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  * построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.           

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

* формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 

* проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 

* активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 

* построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

 

 

 

 

 

Основными  методическими принципами  современного урока являются: 

Основными  методическими принципами  современного урока являются: 

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса); 
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия); 
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности); 
  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке); 
  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения). 
Требования к уроку Традиционный Объявление темы урока Урок современного типа Сообщение целей и задач Учитель сообщает учащимся  урок Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)  Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Планирование Практическая деятельность учащихся Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)  Главная цель учителя – успеть то, что запланировано. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели  Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)  Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует  (учитель помогает, советует)

Требования

к уроку

Традиционный

Объявление темы урока

Урок современного типа

Сообщение целей и задач

Учитель сообщает учащимся 

урок

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) 

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться.

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) 

Главная цель учителя – успеть то, что запланировано.

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели 

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) 

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует 

(учитель помогает, советует)

Осуществление контроля  Осуществление коррекции Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы   Оценивание учащихся    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию  Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке  Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,  Итог урока учитель консультирует  Домашнее задание Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили  учитель консультирует, советует, помогает учитель консультирует Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)  Проводится рефлексия  Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей 

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы 

Оценивание учащихся 

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию 

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке 

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

Итог урока

учитель консультирует

Домашнее задание

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили 

учитель консультирует, советует, помогает

учитель консультирует

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) 

Проводится рефлексия 

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей 

Признаки метапредметного урока  

* обязательным  элементом такого урока является целеполагание; 

* присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации; 

* создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут  самостоятельно  найти решения тех или иных поставленных задач; 

* активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика; 

* на уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность (Н. Громыко); 

* рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов; 

способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям. 

Структура метапредметного урока (по А.В.Хуторскому)  

Этапы урока 

Метапредметные знания

Этап целеполагания 

Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы) 

(знания, позволяющие сформировать

Метапредметные умения (универсальные учебные умения, методы познания себя и мира) 

Понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира 

целостную картину мира) 

Критерии оценки

Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта 

Умение грамотно ставить цели: на урок, на тему, на год. 

Вопрос – движущая сила познания. Грамотный вопрос – половина ответа.

Этап сравнения с культурно-историческим аналогом 

Человек – по предназначению Творец. Человек имеет право реализовать свое творческое начало в любой области. Человек имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей 

Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам 

(новизна, глубина, степень освоения, креативность, грамотность изложения и др.) 

Форма оценки - (количественная (баллы, шкалы, отметки)

Цель, поставленная учеником,

Этап рефлексивного осмысления результатов урока 

Понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями 

достижимая, проверяемая, конкретная

Качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели 

Получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.) 

- качественная (рецензия учителя, самооценка, рецензия одноклассников, защита) 

Количество и качество заданных ребенком вопросов 

Продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности 

Может оцениваться оценкой или качественно – учителем 

Сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование 

Понимание того, что самоанализ результатов– неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира 

Возможна оценка в баллах, например от 1 до 10, но предпочтительна – качественная оценка учителя, рецензия 

Приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность 

Умение грамотно проанализировать осознать свои достижения и ошибки, их причины

Самооценка 

Полная развернутая личностная рефлексия 

Качественная оценка рефлексии со стороны учителя или одноклассников 

Таким образом, весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка. Новые стандарты делают акцент не на получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.

Таким образом, весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка.

Новые стандарты делают акцент не на получение отвлеченных от жизни знаний, а на необходимости познания окружающего мира, подготовке ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработке умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.

Просмотр содержимого презентации
«ПС метапредметный урок»

«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС» Подготовила заместитель директора МБОУ «СШ № 9» Емельянова Е.С.

«Использование метапредметного подхода при реализации ФГОС»

Подготовила заместитель директора МБОУ «СШ № 9» Емельянова Е.С.

  «Жизнь на уроке должна стать подлинной.   Сделать её такой – задача каждого из нас»

  «Жизнь на уроке должна стать подлинной.  Сделать её такой – задача каждого из нас»

Метапредметный  подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметный подход

предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний,

но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)  -«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко)  -«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

-«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской) -«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности НАДпредметности « (Ю.В. Громыко) -«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

Основные понятия метапредметного подхода «Мета» Всеобщее, интегрирующее  («за», «через», «над» Метадеятельность Метазнания Метаспособы Метаумения Универсальные учебные действия

Основные понятия метапредметного подхода

«Мета»

Всеобщее, интегрирующее

(«за», «через», «над»

Метадеятельность

Метазнания

Метаспособы

Метаумения

Универсальные учебные действия

"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант)

Метапредметный урок.  Какой он? Что я делаю? (предмет деятельности) Для чего я делаю? (какова цель) Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы) Какой это дает результат? За счет чего этот результат достигнут? Какой будет результат???

Метапредметный урок. Какой он?

  • Что я делаю? (предмет деятельности)
  • Для чего я делаю? (какова цель)
  • Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
  • Какой это дает результат?
  • За счет чего этот результат достигнут?

Какой будет

результат???

Метапредметный урок -  Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.

Метапредметный урок -

  • Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.

  • Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Метапредметный  урок -  Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.

Метапредметный урок -

  • Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся.

  • Это переход к новым технологиям, суть которых в личностно-ориентированной направленности
Метапредметный урок  подлежащее найти легче, если к нему задать вопрос от сказуемого Личный опыт учащихся Развитие личности создание образовательных продуктов исследований Продуктивная учебная деятельность

Метапредметный урок

подлежащее найти легче, если к нему задать вопрос от сказуемого

Личный опыт учащихся

Развитие личности

создание образовательных продуктов исследований

Продуктивная учебная деятельность

Требования  к метапредметному уроку Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Выводы на уроке делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Планирование обратной связи –  рефлексии.

Требования к метапредметному уроку

  • Урок должен быть проблемным и развивающим.
  • Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
  • Выводы на уроке делают сами учащиеся.
  • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  • Планирование обратной связи –

рефлексии.

Структурные элементы урока Целеполагание Целеполагание Мотивация Мотивация Практическая значимость знаний и способов деятельности Практическая значимость знаний и способов деятельности Отбор содержания Отбор содержания

Структурные элементы урока

Целеполагание

Целеполагание

Мотивация

Мотивация

Практическая значимость знаний и способов деятельности

Практическая значимость знаний и способов деятельности

Отбор содержания

Отбор содержания

Структурные элементы урока Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности Подведение итогов каждого этапа урока Подведение итогов каждого этапа урока Наличие блоков самостоятельного получения знаний Наличие блоков самостоятельного получения знаний Использование системы контроля и самоконтроля Использование системы контроля и самоконтроля

Структурные элементы урока

Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся

Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной деятельности учащихся

Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

Подведение итогов каждого этапа урока

Подведение итогов каждого этапа урока

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Наличие блоков самостоятельного получения знаний

Использование системы контроля и самоконтроля

Использование системы контроля и самоконтроля

Построение урока Постановка учебного задания Деятельность учащихся Подведение итогов Контроль процесса и степени выполнения Рефлексия

Построение урока

Постановка учебного задания

Деятельность учащихся

Подведение итогов

Контроль процесса и степени выполнения

Рефлексия

Понятийный кластер проектирования метапредметного урока Метапредметное содержание образования Метапредметная учебная деятельность Метапредметный урок Образовательная Фундаментальный образовательный ситуация объект УУД Метапредмет Метапредметные образовательные результаты Метаспособы Метаумения Метазнания

Понятийный кластер проектирования метапредметного урока

Метапредметное

содержание

образования

Метапредметная

учебная

деятельность

Метапредметный

урок

Образовательная

Фундаментальный

образовательный

ситуация

объект

УУД

Метапредмет

Метапредметные образовательные результаты

Метаспособы

Метаумения

Метазнания

Метапредметные результаты  –  это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться .

Метапредметные результаты

это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться .

Этап 1.  Построение учебных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Решение задач известным способом Регулятивные УУД Умение слушать Фиксирование проблем Принятие и сохранение учебной цели и задачи Построение понятных для собеседника высказываний

Этап 1. Построение учебных задач

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Решение задач известным способом

Регулятивные УУД

Умение слушать

Фиксирование проблем

Принятие и сохранение учебной цели и задачи

Построение понятных для собеседника высказываний

Этап 2.  Совместное исследование проблемы Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения Регулятивные УУД Умение строить речевые высказывания. Умение исследовать условия учебной задачи. Рефлексия своих действий Умение обсуждать предметные способы решение

Этап 2. Совместное исследование проблемы

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения

Регулятивные УУД

Умение строить речевые высказывания.

Умение исследовать условия учебной задачи.

Рефлексия своих действий

Умение обсуждать предметные способы решение

Этап 3.  Моделирование Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения Регулятивные УУД Умение воспринимать ответы других учащихся Умение осуществлять самоконтроль. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Этап 3. Моделирование

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения

Регулятивные УУД

Умение воспринимать ответы других учащихся

Умение осуществлять самоконтроль.

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Этап 4.  Конструирование нового способа действия Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия. Регулятивные УУД Умение участвовать в обсуждении содержания материала Умение формировать понятия Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение осуществлять самоконтроль

Этап 4. Конструирование нового способа действия

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия.

Регулятивные УУД

Умение участвовать в обсуждении содержания материала

Умение формировать понятия

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение осуществлять самоконтроль

Этап 5.  Переход к этапу решения частных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций Регулятивные УУД Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение осуществлять самоконтроль

Этап 5. Переход к этапу решения частных задач

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций

Регулятивные УУД

Умение формулировать собственное мнение и позицию

Умение осуществлять самоконтроль

Этап 6.  Применение общего способа действия решения частных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение применять новый способ. Умение строить рассуждения, понятные для собеседника. Регулятивные УУД Умение отрабатывать операции, в которых допущены ошибки Самопроверка. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Умение отрабатывать способ в целом. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Этап 6. Применение общего способа действия решения частных задач

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение применять новый способ.

Умение строить рассуждения, понятные для собеседника.

Регулятивные УУД

Умение отрабатывать операции, в которых допущены ошибки

Самопроверка.

Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Умение отрабатывать способ в целом.

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Этап 7.  Контроль на этапе окончания  учебной темы Познавательные УУД Коммуникативне УУД Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат Регулятивные УУД Рефлексия своих действий Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Этап 7. Контроль на этапе окончания учебной темы

Познавательные УУД

Коммуникативне УУД

Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат

Регулятивные УУД

Рефлексия своих действий

Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Формы представления результатов деятельности ученика и учителя

Формы представления результатов деятельности ученика и учителя

  • Реферат, доклад, сообщение, отчет;
  • Афиша, буклет, альбом;
  • Фото, видеофильм, спектакль;
  • Газета, журнал, титульный лист;
  • Плакат, открытка, рисунок;
  • Макет, модель, муляж, символ, изделие;
  • Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.);
  • Схема, таблица, график, диаграмма;
  • Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи;
  • План, программа, сценарий;
  • Алгоритм, компьютерная программа
Оценивание метапредметных результатов

Оценивание метапредметных результатов

К Компетентность, критичность, креативность, культура О Открытие, ответственность, осознанность, образованность Мотивация, моделирование, мастерство М Фантазия, функциональность, фундамент Ф Обучение, опора, , озарение О Развитие, радость, результат, рост Р Творчество, талант, тепло, темп Т

К

Компетентность, критичность, креативность, культура

О

Открытие, ответственность, осознанность, образованность

Мотивация, моделирование, мастерство

М

Фантазия, функциональность, фундамент

Ф

Обучение, опора, , озарение

О

Развитие, радость, результат, рост

Р

Творчество, талант, тепло, темп

Т

«… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» П.П.Блонский

«… ребенок черпает то, что ему доступно,

и теми средствами, которыми он владеет,

поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»

П.П.Блонский

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают  его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль)   Продолжите, пожалуйста, фразу:

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль)

Продолжите, пожалуйста, фразу:

  • Уходя с педсовета , я…
  • Мне хочется сказать…
  • Мой совет коллегам
  • Оказывается…
  • Самым полезным для меня было…
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Технологии, приемы,»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:  вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Задачи фазы вызова   ( пробуждение интереса к предмету)

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Возможные приёмы и методы :

Возможные приёмы и методы :

  • «Мозговой штурм»
  • «Версии»
  • прием «Верите ли вы, что…»;
  • сбор ассоциаций;
  • корзина идей;
  • верные и неверные утверждения;
  • Кластеры
Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

Вторая стадия- осмысление нового материала

Вторая стадия- осмысление нового материала

  • «Ключевые слова»
  • чтение текста с остановками
  • маркировка текста символами
  • составление таблиц ( ЗУХ, кластер, «бортовой» журнал» и др.)
Третья стадия – размышление (рефлексия ). Приемы:

Третья стадия – размышление (рефлексия ).

Приемы:

  • дискуссия
  • эссе
  • фиксация рассмотренного материала (выводы, схемы, синквейн).
СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Решение творческих учебных задач

Решение творческих учебных задач

  • Цель : стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме.
  • Время выполнения: 7-8 минут
Технология педагогических мастерских Этапы учебной мастерской: Индукция Самоконструкция Социоконструкция Социализация Разрыв Рефлексия

Технология педагогических мастерских

Этапы учебной мастерской:

  • Индукция
  • Самоконструкция
  • Социоконструкция
  • Социализация
  • Разрыв
  • Рефлексия

Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме: делаю сам (самоконструкция) – докладываю группе (социоконструкция) – группа докладывает классу (социализация).

Работа на основных этапах педмастерской строится по схеме:

делаю сам (самоконструкция) –

докладываю группе (социоконструкция) –

группа докладывает классу (социализация).

Проектная деятельность Классификации проектов: Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты. Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.

Проектная деятельность

Классификации проектов:

  • Класс (состав и предметная область) – монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
  • Вид (по характеру предметной области) – научно-исследовательский, научно – образовательный, учебно-образовательный.

Классификации проектов:

Классификации проектов:

  • Длительность (продолжительность периода осуществления проекта) – краткосрочные, среднесрочные, длительные.
  • Сложность (по степени сложности) – простые, сложные, очень сложные.
Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
  • Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Интерактивные методы  обучения   Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы обучения

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:    «Мозговой штурм» (атака)  Игровые упражнения  Решение ситуационных задач  Приглашение визитера  Дискуссия группы экспертов  Интервью  Инсценировка  Проигрывание ситуаций

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • «Мозговой штурм» (атака)
  • Игровые упражнения
  • Решение ситуационных задач
  • Приглашение визитера
  • Дискуссия группы экспертов
  • Интервью
  • Инсценировка
  • Проигрывание ситуаций

Технология интегрированных уроков Интеграция –это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Технология интегрированных уроков

Интеграция –это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Средство реализации идеи интеграции в школьном образовании  Проведение интегрированных уроков, которые позволяют показать межпредметные и внутрипредметные связи в обучении. Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов).

Средство реализации идеи интеграции в школьном образовании

Проведение интегрированных уроков, которые позволяют показать межпредметные и внутрипредметные связи в обучении.

Интегрированный урок - это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов).