МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 16 Г.ОРЛА
«Использование метода дискуссии на уроках истории и обществознания»
Подготовил:
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназия №16 г. Орла
Гринёва Анастасия Андреевна
Г. Орел
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие учебной дискуссии……………..……………………..……………4
2. Применение дискуссии на практике………………………………………..6
2.1. 5 класс «Религия древних египтян»…….…………………………6
2.2. 6 класс «Выбор профессии» …………………..……………..……7
2.3. 7 класс «Современная армия»……………………….…………….9
2.4. 8 класс «Глобальные проблемы современности»………………..10
3. Оценка использования метода дискуссии…………………………………13
Заключение………………………………………………………………………15
Введение
Перед каждым педагогом стоит важная задача не только в том, чтобы дать знания учащимся, но и в том, чтобы образовательный процесс был увлекателен. Каждый ребенок должен быть подготовлен к уроку, выполнять домашнее задание и активно работать на уроке в процессе изучения новой темы. Но на практике это происходит довольно редко. В каждом классе есть дети, которые слабо подготовились к уроку, кому предмет не интересен. Наша задача заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы он вышел с урока одухотворенный и со знаниями. Этого можно добиться если на уроках применять различные активные методы обучения, которые непосредственно направлены на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель такого обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.
Я столкнулась проблемой, отсутствия внимания. Учащиеся не хотят спокойно сидеть на уроке и слушать лекцию учителя. Им больше по душе высказывать свои мысли, различные предположения по какому-либо вопросу. Не всякая информация, которая на первый взгляд считается учителем интересной и познавательной для ребенка, воспринимается таковой самим ребенком. Поэтому свои учебные занятия я провожу в постоянном диалоге с учащимися: задаю вопросы по проблемной теме, слушаю их предположения по поставленной ситуации при рассмотрении новой темы урока и т.д.
Но самым интересным и захватывающим методом ведения урока для учащихся оказался метод дискуссии. В своей практике на уроках истории и обществознания я использую данный метод, чаще всего, в качестве общего закрепления материала по определенной теме, когда учащиеся наиболее подготовлены и максимально владеют информацией.
Цель данной работы: передать свой опыт применения на практике метода дискуссии на уроках истории и обществознания среди 5-8 классов.
Задачи:
Определить понятие учебной дискуссии.
Раскрыть применение метода дискуссии на уроках истории и обществознания.
Выявить положительные и отрицательные стороны метода применения на практике.
1.Понятие учебной дискуссии
Учебная дискуссия - это вид дискуссии, предметом обсуждения которой является определенный аспект изучаемого материала (например, сравнение теоретических подходов к одному вопросу, анализ механизмов какого-либо явления, вероятность разрешения актуальных проблем, стоящих перед современной наукой, возможности прикладного использования некоторых теоретических положений, выводов и др.).
Цели учебной дискуссии:
- освоение нового материала, систематизация имеющихся знаний, формирование собственной позиции к изучаемому материалу;
- овладение логическим анализом, умениями формулировать проблему, аргументировать, доказывать истинность или ложность суждений, выделять сущностно важное и второстепенное и на основе этого приходить к продуктивным выводам;
- освоение социально ценных способов общения, что предполагает научение умению слушать и понимать другого, пониманию того, что большинство проблем имеет многозначные решения.
Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем. Назначение дискуссии заключается в поисках истины посредством сопоставления и столкновения разных точек зрения. Кроме этого, дискуссия является мощным средством соединения теории с практикой, методом формирования интегральных знаний и развития навыков творческого мышления, выработки убеждений. Тема дискуссии определяется ее целью, степенью подготовленности участников к обсуждению той или иной проблемы. Эта тема должна быть актуальной, затрагивающей насущные интересы ее участников и содержащей полемический заряд. Вопросы концентрируют внимание участников дискуссии на приоритетных позициях, вызывают размышление и обмен мнениями.
На первых уроках применения дискуссии, я провожу инструктаж по правилам ее ведения, а для того, чтобы дети их не забыли, дополнительно раздаю их в печатном виде и велю сохранить, чтобы иметь всегда перед глазами в случае очередного ведения дискуссии.
Затем задаю проблемный вопрос. В зависимости от возраста учащихся и формы дискуссии, использую несколько вариантов вступительного слова. Например, о важности и злободневности темы; представляю интересные, неожиданные факты, способных заинтересовать и вызвать спор; сообщаю разные точки зрения, выявляю "за" и "против", открыто приглашая к размышлению.
В стадии развития дискуссии стараюсь вовлекать учащихся в спор и не оставлять никого равнодушным, нахожу противоречия в высказываниях и указываю на них, слежу, чтобы спорящие не отходили от выбранной темы и соблюдали правила дискуссии. В результате происходит сознательный выбор позиции, формируется личное убеждение. Дети активно начинают высказывать свою точку зрения, приводят различные доводы в ее защиту. Надо заметить, что эти доводы не всегда ясно выражены и бывает, что они совсем не по теме. В таком случае, стараюсь помочь участнику дискуссии в формулировании определенного довода или спрашиваю его оппонента согласен ли он с этим высказыванием. В полемику вовлекаются даже те дети, которые плохо подготовили домашнее задание, но имеют свое мнение по поставленному вопросу и пытаются его защитить. Очень часто вступают в дискуссию даже те дети, которые раньше молчали и не видели интереса в данном учебном предмете. При использовании данного приема в процесс обсуждения вовлекается максимальное количество учащихся, т.е. те, кто владеет информацией, кто имеет свою точку зрения и имеет желание ее защитить.
В результате заслушивания доводов всех участников, стараемся совместно найти решение проблемы, остановиться на определенном выводе. Однако не редки случаи, когда стороны не могут примириться и у каждого остается своя точка зрения. В данной ситуации я анализирую высказывания, выявляю среди них ложные. После этого формулирую вывод и подвожу итог.
2. Применение дискуссии на практике
2.1 5 класс «Религия древних египтян»
На уроке всеобщей истории мы рассматриваем тему «Религия древних египтян». Домашним заданием по данному параграфу является творческое задание. Учащимся я представляю ситуацию.
«Нам теперь стадо известно, что древние египтяне верили в разных богов. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, которые отличались внешними признаками и сверхспособностями. Скажите, кто являлся верховным богом Древнего Египта? Верно, Амон-Ра. Давайте представим, что древнеегипетские боги взбунтовались, и каждый стал претендовать на роль верховного бога Древнего Египта. Кто же, по вашему мнению, из богов мог занять это место? Ваша задача изобразить этого бога, дать небольшое описание его способностей и, главное, объяснить, почему именно это божество достойно быть Верховным. В конце мы выберем верховного бога. Выиграет тот из учащихся, кто докажет, используя свои доводы, что его точка зрения самая верная».
На следующее занятие дети пришли подготовленные и с изображением богов. Конечно, боги повторялись. В связи с этим, я разделила класс на группы. Рассказала об условиях и правилах нашей дискуссии, где каждая сторона должна защитить своего бога.
Среди них были Анубис, Маат, Бастет, Нут, Геб, Себек, не остался в стороне и Амон-Ра. Конечно, в связи с тем, что дети не знали о том, как будет проходить наше занятие, они не договаривались о том, кто кого будет защищать. И поэтому группы получились разные по способностям и по количеству. При этом каждый постарался встать на защиту своего бога, пусть даже их довод был не совсем существенным.
Производя анализ нашей дискуссии, то необходимо отметить, что она происходила в двух классах, которые отличаются по успеваемости и по темпераменту. У более спокойного класса, все происходило цивилизованно: все по очереди доказывали свою точку зрения и старались, чтобы их доводы были более весомыми. В другом, более беспокойном классе все происходило не столь упорядоченно. Приходилось периодически напоминать правила нашей дискуссии. Дети настолько были одержимы желанием победить, что выступали без очереди, выкрикивали свои доводы, которые отдаленно относились к теме. Но подводя итог дискуссии, дети этого класса сказали, что им очень понравился такой урок и они бы хотели бы проводить уроки в таком формате и дальше.
2.2. 6 класс «Выбор профессии».
В 6 классе дети уже наиболее подготовленные к ведению дискуссии по сравнению с 5 классом. Здесь этот процесс уже идет по определенной схеме:
- Ознакомление (закрепление) учащимися с правилами ведения дискуссии.
- Постановка проблемной ситуации.
- Анализ ситуации учащимся в парах, запись опорных аргументов в тетрадь.
- Заслушивание аргументов в решении проблемной ситуации.
- Выработка совместного решения.
- Подведение итога по решению проблемной ситуации.
На уроке обществознания я учащимся предлагаю дискуссию на тему «Выбор профессии». В связи с ограниченностью времени и желанием детей поспорить, на уроке удается выдвинуть только две проблемных ситуации. После того, как повторили пройденный материал, мы с детьми вновь проговариваем правила дискуссии. А затем предоставляю проблемную ситуацию. Так как все еще сложно организовать групповую работу из-за того, что учащиеся еще не могут достаточно слаженно работать по 5-6 человек без шума и гама, я предлагаю работать в парах. Дети заслушивают проблемную ситуацию.
Например, такая.
«Все мечтают иметь такую работу, чтобы работать поменьше, а получать при этом побольше — в этом шуточном утверждении заключена изрядная доля истины. В мире, где все стоит денег, победителем считается тот, у кого их больше — а потому даже школьники, еще толком не определившиеся с выбором профессии, не спешат рассматривать немодные и не слишком высокооплачиваемые специальности.
Против такой точки зрения можем выдвинуть другую точку зрения.
Самым естественным путем реализации внутреннего потенциала человека является его профессиональная деятельность. Наше общество устроено таким образом, что каждый человек должен ежедневно заниматься каким-либо трудом. Именно через труд и профессиональную деятельность личность может развить свой творческий потенциал, познать себя и сделать этот мир немного лучше.
Знаете, есть такое высказывание «Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платит.» Кэтрин Уайтхорн
После этого, даю время самостоятельно анализировать эту ситуацию. Затем, задается вопрос, который обязательно пишется на доске.
Вопрос: Что выбрать: профессию по душе или ту, которая престижнее всего и более оплачивается?
Этот вопрос, который анализировался детьми самостоятельно, предлагаю обсудить в парах. При данном обсуждении, все аргументы записываются в тетрадь, для того, чтобы речь детей была более обдумана, слажена, а доводы доказательны и относились к проблемной теме.
После пятиминутного парного обсуждения, еще раз повторяется вопрос. Я выявляю, кто из детей принял ту или иную сторону, а затем, сталкиваю их точки зрения, где каждая сторона приводит свои доводы по очереди, которые не должны повторяться. Конечно, в процессе обсуждения возникают новые доводы, а когда кончаются самые основные, порой «выплывают» самые неожиданные и, иногда, не относящиеся к теме. Это случается из-за того, что дети увлечены спором и жаждут победы.
В конце, когда все аргументы исчерпаны, мы совместно подводим итог. Вспоминаем более существенные доказательства и отсеиваем малозначимые. В результате я самостоятельно делаю вывод.
Вывод: Выбор работы – это весьма важное и ответственное решение, от которого зависит будущая жизнь человека. Правильный выбор сможет сделать вашу жизнь счастливой и насыщенной, а неправильный — привести к деградации и душевному разладу. Профессия и успешность человека в своей сфере деятельности является весьма важным фактором в современном обществе. Однако не стоит забывать, что человек может стать успешным только на том поприще, которое ему нравится и приносит моральное удовлетворение.
Современный человек практически всю свою жизнь проводит на рабочем месте: мы покидаем свое жилище рано утром и возвращаемся в конце дня. Что может быть хуже, чем провести всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом?
В данном случае подвожу учащихся к осознанию того, что необходимо выбирать дело по душе, а не по престижности.
2.3 7 класс «Современная армия».
На уроке обществознания проводим диспут на тему «Современная армия». Вначале мы знакомимся с понятие диспута. Вспоминаем законы дискуссии, о том, что такое «аргумент» и какой он должен быть в нашем споре. В 7 классе дети уже понимают, что от них хотят и к проблемной ситуации подходят более основательно.
Здесь я также выдвигаю проблемную ситуацию.
«Патриотизм –это любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, это потребность в самоотверженном служении Родине. Однако далеко не все и не всегда рассматривали патриотизм как высшую ценность.
У русского писателя Льва Николаевича Толстого было особое мнение насчёт патриотизма. Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны, что патриотизм глубоко чужд русскому народу. Он говорил: «Надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны…».
Другой же наш соотечественник Пётр Багратион говорил: « Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию».
А затем выдвигаю проблемный вопрос, который записывается на доске:
Согласны ли вы с мнением Льва Толстого? Почему? Как вы относитесь к словам Багратиона?
Затем предлагаю учащимся определиться со своей точкой зрения, записать аргументы в ее защиту в тетрадь. После этого все доводы зачитываются. Каждая сторона хочется оказаться правой, поэтому спор разгорается весьма оживленный. В конце концов, все же точка зрения о необходимости воспитания патриотического чувства одерживает победу.
И тут же делается вывод. Патриотизм – это не желание увеличить свою страну, захватив при этом чужую. Патриотизм – это желание сохранить свою страну и способствовать её процветанию.
2.4 8 класс «Глобальные проблемы современности».
8 класс – это уже достаточно взрослые дети, которые имеют свою определенную точку зрения на поставленный вопрос. Здесь я уже делю учащихся по группам 5-6 человек, где они могли бы совместно проанализировать, обсудить поставленную проблему и найти совместное решение.
На уроке обществознания предлагаю тему дискуссии «Глобальные проблемы современности», которая проходит в форме круглого стола. Перед уроком-дискуссии, я задаю домашнее задание: изучить с какими именно глобальными проблемами современности столкнулось человечество в сфере экологии. Вопрос касаемо экологии выбран не только потому, что это одна из острых проблем, но и потому, что она наиболее близка и понятна восьмиклассникам, а так же потому, что дети проникаются этой проблемой и, возможно, те решения, которые они выработают в процессе дискуссии, будут применять на практике, пусть даже на локальном уровне. Дети дома находят материал по экологическим проблемам, анализируют его и понимают, что этот вопрос стоит весьма остро во всем мире и как его решить, строится множество предположений.
В начале урока, мы еще раз затрагиваем тему глобальных проблем современности и отвечаем на вопрос: почему же они называются глобальными. Затем непосредственно переходим к экологическим проблемам.
Тут я объявляю, что мы сегодняшний урок проведем в форме дискуссии, а именно круглого стола. Делю класс на группы по 5-6 человек. Объясняю правила ведения дискуссии в таком формате, а именно, что они должны ознакомиться с проблемной ситуацией, совместно обсудить ее, а также выработать совместное решение по данной ситуации, которое ложно быть наиболее оптимальным и реально действующим.
После этого делаю вводное слово по проблеме.
Экологическая беда. К ней приводят ежедневное загрязнение окружающей среды, истощение земных и водных запасов. Все эти факторы вместе могут ускорить наступление экологической катастрофы. Человек считает себя царём природы, но в то же время не стремится сохранить её в первозданном виде. Этому мешает и индустриализация, которая идёт быстрыми темпами. Негативно воздействуя на свою среду обитания, человечество разрушает её и не задумывается над этим. Не зря разработаны нормы загрязнения, которые регулярно превышаются. В результате этого экологические проблемы человечества могут приобрести необратимый характер. Чтобы этого избежать, надо обратить внимание на сохранение флоры, фауны, попытаться сберечь биосферу нашей планеты.
После вводного слова, перехожу к проблемной ситуации. Например.
Мировой океан занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.
Или.
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
После прочтения, данную информацию дублирую на карточках и раздаю их по группам. И даю задание выработать совместное решение данной проблемы только с условием, что оно будет не пространное, а наиболее оптимальное, которое можно будет применить на практике. Дети совместно совещаются и приходят к определенному умозаключению. После чего, каждая группа презентует свое решение.
После заслушивания решений, переходим к этапу обсуждения. Каждая группа подвергает сомнению точку зрения оппонента, задавая им вопросы. Выигрышным вариантом является тот, который был самым оптимальным, предполагал под собой применение его на практике, а также, чья группа сумела ответить на все вопросы, которые им задавали в противовес.
Затем подводится итог по данной проблемной ситуации. И делается вывод по всей теме:
Глобальные проблемы человечества — это проблемы, всего человечества, затрагивающие отношения между обществом и природой, вопросы совместного решения ресурсообеспеченности, взаимоотношения между странами мирового сообщества.
У каждой проблемы своя специфика и методы устранения, но все они затрагивают общие интересы человечества. Поэтому для их разрешения потребуются усилия всех людей. Современная философия предупреждает о том, что любые проблемы могут стать глобальными, а наша задача — своевременно замечать и предотвращать их развитие.
Конечно, плюсом данной формы дискуссии является то, что она сплачивает группу, где каждый на равных правах может высказать свое предположение, выдвинуть любую точку зрения. Но, как показывает практика, все равно за круглым столом больше работают активные дети – лидеры, а скромные молча слушают обсуждения.
В конце каждой дискуссии на любом уроке мы подводим итоги. Здесь мы сами пытаемся выделить сильные и слабые стороны нашего спора, понять, где допущены ошибки, а что нам удалось больше всего.
Как показала практика применения дискуссии, дети с радостью пытаются высказать свою точку зрения. Особенно радует, когда она является не стандартной и актуальной. Так же очень приятно, когда вовлекаются в процесс те дети, которые обычно на уроке выглядят скучающими и не заинтересованными.
3. Оценка применения метода дискуссии.
Бесспорно, что не все дети способны дискутировать. Да и те, кто имеет к этому способность, не всегда это верно делают. Поэтому первая задача – научить этому. В связи с этим, процесс обучения методу дискуссии проходит постепенно, начиная с легких форм и затрагивая не продолжительное время.
Конечно же, при использовании данного приема, возникают некоторые сложности, над которыми приходится работать:
- учащиеся не сразу понимают правила веления дискуссии, на первых уроках приходится заострять внимание на то, что в данном случае побеждает не та сторона, которая перекричит другую, а та, которая приведет обоснованные доводы в защиту своей точки зрения, особенно эта проблема часто встречается среди 5-6 классов;
- сложно вовлекаются в столь оживленный процесс тихие, стеснительные дети, которые боятся не правильно привести довод и не могут отстаивать свою позицию;
- возможность применения данного метода в ограниченном количестве и по отдельным темам, чаще всего на уроках обобщения и закрепления, когда у учащихся имеется определенный багаж знаний по поставленному вопросу;
- этот метод, несомненно, занимает больше времени при выявлении правильной точки зрения по сравнению с четко определенной позицией лекции, когда учащимся не надо размышлять над проблемой, т.к. ее решение известно сразу.
Конечно, несомненными плюсами дискуссии являются:
- вовлечение максимального количества учащихся в работу на уроке;
- дети учатся открыто высказывать свою точку зрения, и что не маловажно, доказывать ее;
- учащиеся начинают лучше готовиться к предмету для того, чтобы их доводы в ведении спора были более убедительны, не голословны, а основывались на определенных фактах;
- для одержания победы в дискуссии, не обязательно заучивание понятий и «зубрежка» заданного материала, достаточно иметь навык спора и определенную осведомленность по поставленному вопросу;
- активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки;
- активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе.;
- во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся.
В своей педагогической практике применение дискуссии я использую больше года. За время применения учащиеся научились высказывать свою точку зрения. 70% детей не стесняются приводить доводы в ее защиту, у 50% учащихся эти доводы обоснованы и основополагаются на фактах и изученной теории, 20% - дети, у которых доводы всегда верны, обоснованы и являются безусловными лидерами в большинстве споров (это чаще всего дети активные на всех уроках и всегда выполняющие домашнее задание).
В этом учебном году, я начала работать в другом учебном заведении. В связи с этим, данный метод я так же начала использовать с начала учебного года. На данном этапе мы осваиваем технику ведения дискуссии, стараемся соблюдать дисциплину и уважительно относиться к оппоненту. В силу своего возраста, наиболее подготовленными и способными к ведению дискуссии оказались 7-8 классы, а с 5-6 классами приходится работать более аккуратно, начиная с легких форм дискуссии.
Несмотря на столь незначительное время использования, детям нравятся такие уроки, где они могут показать не только свои знания, но и стремятся выделится из класса, показав, что они в данном соревновании лидеры. И не редко оказывается, что тема дискуссии ими обсуждается и после урока, хотя урок всегда заканчивается подведением итогов и выявлению правой стороны или примирением сторон (в зависимости от темы вопроса).
Заключение
В итоге я хочу сказать, что дискуссия - это метод, который развивает умение доказывать, апеллировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать.
Он способствует развитию мыслительной деятельности, аналитических, ораторских способностей детей. Учащиеся с радостью вступают в дискуссию и участвуют в учебной деятельности на уроке. По тому, какие доводы используют учащиеся, учитель может оценить степень изученности темы: что усвоено в полном объеме, на что еще раз надо обратить внимание.
Я планирую и далее применять метод дискуссии, научить детей верно ее использовать, применять различные формы дискуссии, т.к. эти навыки пригодятся им в дальнейшей жизни.