ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Надежда Александровна Суховольская,
учитель географии
МБОУ «Малосалаирская СОШ»
с. Малая Салаирка, Кемеровская обл.
В условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Реальным способом достижения успеха в этом направлении является использование в обучении исследовательского метода, представляющего собой систему интегрированных приемов на основе активного способа обучения.
В курсе географии использование приёмов исследовательской деятельности возможно практически на каждом уроке, но перегружать учебный процесс не нужно. Я постоянно использую приемы данного метода при изучении различных компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в 5–8-х классах.
В 5-6 кл. по программе ФГОС учащиеся заполняют дневники географа-следопыта. Знакомство с материалами курса «География» осуществляется на краеведческом материале. Это даёт возможность каждому ребёнку стать исследователем и сделать собственное открытие.
В 7 кл. Приёмы: Изучение географического положения. Описание явлений природного или антропогенного характера. Выявление причинно-следственных связей. Учащиеся описывают природные зоны своей местности: лесостепь, степь, тайга. Выявляют комплекс взаимосвязанных причин возникновения и развития данного явления в природе в целом и на территории своей местности. Выявляют причинно-следственные связи в формировании и развитии географической оболочки и крупных зональных и азональных природных комплексов изучаемого региона.
В 8 кл. Приёмы: Изучение географического положения. Описание явлений природного или антропогенного характера. Выявление причинно-следственных связей. Учащиеся сравнивают географическое положение своей местности с другими регионами России и странами мира. Определяют значимость природного явления в жизни и деятельности человека в целом и на территории своей местности (села, района, области). Применяют законы причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и своего края.
Работа над исследованием начинается с разработки темы. Для этой работы дети распределяются по желанию, по группам, индивидуально, определяют вид предстоящей работы, таким образом, становясь субъектами образовательной деятельности. Роль учителя на данном этапе – направлять деятельность детей, оказывать помощь в случае затруднений.
При выполнении такой работы усиливается мотивация благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы.
Используя необходимый справочный материал, литературу, набор текстов, учащиеся на уроке распределяют между собой задания, сами оценивают свои возможности по уровню и объему сложности. Такая деятельность повышает значимость каждого ребёнка в глазах членов коллектива, что подчёркивает индивидуализацию процесса образования. Работы могут быть представлены рефератами, докладами, фото и таблицами.
Последним этапом работы над исследованием является защита, где каждая группа презентует свою проделанную работу: информирует о целях и задачах работы, излагает содержание, аргументированно делает выводы, отвечает на вопросы, анализирует и оценивает работу и вклад каждого участника. Использование исследовательского метода на уроках географии в 5–8-х классах готовит учащихся к самостоятельному исследованию. Так, при изучении тем с включением регионального компонента, учащиеся смело проводят исследовательские работы вне урока.
Примером таких исследований может быть изучение проблемы загрязнения атмосферного воздуха, приходящего на территорию своего села. Тема исследования: «Состояние воздушного бассейна села Малая Салаирка Кемеровской области способом биоиндикации».
На первом этапе ученики самостоятельно определили цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинули гипотезу, наметили план работы. О ходе своего исследования ребята сообщали на уроках географии, в конце учебного года познакомили с результатами своей работы.
Так, изучив движение воздушных масс на территорию села и проведя наблюдения за состоянием лишайников, определена продолжительность жизни хвои сосны, определен класс загрязнения воздуха, дана оценка лишайникового покрова, составлена эспресс-оценка загрязнения воздуха по лишайникам, составлен экологический мониторинг и карты загрязнения воздуха по видовому составу лишайников. Учащиеся сделали вывод, что качество атмосферного воздуха напрямую зависит от направления ветра. Результаты исследования показали, что источником загрязнения атмосферы являются предприятия топливно-энергетического комплекса (газодымовые загрязнения); движущийся транспорт и его выхлопные газы. В городе Гурьевске работает металлургический завод, который выделяет в атмосферу газы и копоть, ранее, с эксплуатацией Заринского химического комбината Алтайского края, господствующие юго-западные ветры несли с собой отходы в виде окиси азота, углерода, серного ангидрида.
Итогом работы являются выводы учащихся о зависимости чистоты воздуха от антропогенной деятельности человека.
Считаю, что самое ценное для учащихся в ходе таких работ – это развитие навыка постановки учебной задачи, умения планировать ход ее решения. Ученик обучается на собственных наблюдениях: прослеживает логику событий, выстраивает систему доказательств и на их основе формулирует закономерность наблюдаемых природных и социальных процессов.
Исходя из своих наблюдений, могу сделать вывод, что использование метода исследования на уроках географии эффективно. Исследовательские методы всегда дают положительный результат, их можно использовать с другими технологиями.
Особенно актуальной считается исследовательская деятельность на основе краеведческой работы. Изучение регионального компонента осуществляется и через внеклассную работу. Я веду туристический кружок, курс «Человек и экология». Экскурсии, походы по родному краю, туристические слёты, встречи учащихся на экологических конференциях, дают ценный материал для занятий с детьми по формированию экологической культуры учащихся, по формированию нравственной личности. Нами создана экологическая тропа, которая даёт возможность рассмотреть ближе антропогенное воздействие человека на природу. На ней организуем уроки в природных условиях. На тропе проводится мониторинг, где учащиеся проводят наблюдения за состоянием всех компонентов природного комплекса. Такая работа даёт дополнительные знания учащимся, формирует правила поведения их в природе, воспитывает, где через душу ребёнка решается глобальная проблема: защита окружающей среды от загрязнения.
Ежегодно с ребятами принимаем участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Живи, Кузнецкая Земля!» как в районе, так и области.
Хочу привести некоторые факты, которые подтверждают эффективность внедрения метода исследования в учебный процесс.
1. Научно-исследовательская работа: "Экологическое состояние воздушного бассейна села» 9 кл. Трушникова Я. 2010— районная НПК 2010 г — 1м., Областная НПК— 3м.
2. Научно - исследовательская работа: "Изучение шумового загрязнения территории села» 8 кл. Панькова А. 2010 — районная НПК 2010 г — 1м., Областная НПК— 1м.
3. Научно-исследовательская работа: "Характеристика растительного мира округа " 9 кл. Панькова А. 2011— районная НПК 2011 г — 1м. областная НПК— 1м.
4. Научно-исследовательская работа: "Лекарственные растения нашего края. Красная книга растений окрестностей села Малая Салаирка" 9 кл. Панькова А. 2012— районная НПК 2012 г — 1м.,
5. Научно - исследовательская работа: «Путешествие по реке Ур". Нестерова К.2013— районная НПК 2013 г — 2м.
6. Научно-исследовательская работа: "Живи, родник, живи…" 6 кл. Брезгина А. 2014- районная НПК 2014 г — 1м.
7. Научно-исследовательская работа: «Исследование качества подземных вод, используемых для водоснабжения Ур-Бедарёвской сельской территории Гурьевского района» Живодёрова И. 8 кл. — районная НПК 2015 г — 1м.
8. Научно-исследовательская работа: «Состояние экосистемы "Берёзовый лес" в окрестностях села Кулебакино Гурьевского района». Тарлавина В.,11 кл. районная НПК 2016 г — 1м.
9. Научно-исследовательская работа: Ядовитые растения нашей местности, окрестностей села Малая Салаирка Гурьевского района». Омельяненко А.,7 кл. районная НПК 2017 г – 2м.
10. Научно-исследовательская работа: «Ядовитые растения нашего сада». Чибранова С.,7 кл. районная НПК 2018 г – 2м.
11. Научно-исследовательская работа: «Грибная мозаика берёзовых лесов Гурьевского района». Омельяненко А.8 кл. районная НПК 2019 г – 2м.
И, в заключении, хотелось бы отметить, что современный учитель должен вооружить учащихся инструментом познания, научить их одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Литература
1. Гафитулин, М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. –2005.– № 3. – С. 21–26.
2. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», –1995.–№ 6. – С. 10–12.
3. Осипова, Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. сост. Г.И Осипова. – Волгоград: Учитель. –2007. – 103 с.
4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, –2006. – 434 с.