ПанченкоЕкатеринаПетровна Дмитриевская основная общеобразовательная школа, Мартукского района, Актюбинской обл.
учитель математики
Использование метода кейс–технологий для развития исследовательских навыков учащихся на уроках математики
Особенностью обновленного содержания образования стало то, что ученик становится ядром учебного процесса, и его самостоятельная исследовательская деятельность располагается в центре внимания учителя.
Под общими исследовательскими умениями А.И. Савенков понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. По мнению П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [2].
Будущему выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Одна из важнейших задач современного образования является обеспечение формирование у учащихся динамической и многоуровневой картины мира. Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной и исследовательской. Для этого в своей работе успешно использую разные методы и формы обучения, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Одной из эффективных методов обучения для формирования исследовательских навыков, которые я часто применяю на уроке математики, является метод кейс –технологии. С этой технологией я хорошо познакомилась на тренингах во время курсов повышения квалификации по 1 (продвинутому) уровню в ЦПМ.“Case study” - это метод конкретных ситуаций, т.е. техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и других ситуаций. Ученики должны вникнуть в суть проблемы, подыскать возможные пути решения, провести анализ и выбрать наиболее оптимальное решение[3]. Метод кейсов впервые был применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Кейс- метод, в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяет учащимся применить в практической ситуации имеющиеся теоретические знания и понять, что эти знания получены незря, но при этом не забывать, что реальный мир далёк от мира теоретических моделей. Данный метод я начала применять у себя на уроках, вводя пошагово и наблюдая за учащимися, как они примут данную стратегию. Ученики быстро вникли и им очень нравится работать, когда я раздаю интересные и дифференцированные задания. Виды кейсов, которые применяю на уроках математики.
Типкейса | Характеристикаматематическогокейса |
Содержаниекейса | Краткоеописаниекейсзадании |
Практический | Жизненныеситуации, | Формулируетсясодержательнаямоделькейс- |
Обучающие | Учебные(условные) | Формулируетсясодержательнаямоделькейс- |
Исследовательски | Исследовательские | Формулируетсясодержательнаямоделькейс- |
Таблица№1.Характеристикатиповкейсоввпредметнойобласти«Математика»
Этапы.
-Подготовительныйэтап–учительконкретизируетдидактическиецели,разрабатывает соответствующую«конкретнуюситуацию»исценарийзанятия.
-Ознакомительныйэтап–происходитвовлечениеучащихсявживоеобсуждениереальнойситуации,котороеможетбытькакиндивидуальным,такигрупповым.
-Аналитическийэтап–этопроцессвыработкирешения,составляющийсущностьметода, имеетвременныеограничения,засоблюдениемкоторыхследитучитель.
Наданномэтапе,послепрезентациирешений,вовремяобщейдискуссииможно
рекомендоватьобсудитьвопросы:почемуситуациявыглядиттак,ктопринималрешения,какиевариантырешенияимелиместо,чтонадобылосделать?
-Итоговый этап – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентациирезультатованалитическойработыразнымигруппами,когдаучащиесямогут узнатьисравнитьнескольковариантовоптимальныхрешенийоднойпроблемы.
Нижеприлагаюнекоторыезадания,разработанныемнойпосредствомподходакейс-технологий.
Математика.8класс.Кейс«Статистическиехарактеристики». Тип кейса: практический.
Содержаниекейса
1.Правилаработыскейсом.2.Режимработынадкейсом.
Описание ситуации: «Вам представлены краткие статистические данные о социально- экономическом положении в регионах Республики Казахстан. Данные рассчитаны в соответствии с принципами современной методологии, что позволяет сопоставить их с международными показателями».
Заданиягруппам–Используяданныекейса«Социально–демографическиепоказателиРК» (1 группа – численность населения РК, 2 группа – численность мужчин, 3 группа –численность женщин), вычислите статические характеристики: моду, размах, среднее арифметическоепогодам(2020,2021,2022г.г),подготовьтепрезентацию.
Информационныйматериал.
Математика.9класс.Кейс:«Площадь круга и его частей» Тип кейса: Исследовательский
Темакейсасвязанастемойурока.Администрацияшколыпредложилапроект:Введениетрадиции
«Озеленение территории школы» по озеленению и благоустройству территории и помещений школы НИШ ХБН г.Атырау и выделила каждому классу участок на пришкольной территории для оформления клумб-цветников, диаметром 3 метра. Группам необходимо рассчитать, как, максимально используя размеры участка, сделать клумбу формы круга и посадить цветы не менее трёх разных видов с минимальными материальными затратами. Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация о размерах участка, о видах цветов, стоимости их приобретения. Учащимся предлагаются задания: Используя текст «кейса» проведите
расчеты, чтобы узнать стоимость покупки цветов, если круглую клумбу разделить наравных сектора. Сравните результат с другими группами. Подготовьте свои исследования на презентации. Учащиесяразбиваются нагруппы,изучаютисистематизируютматериалпотеме «Площадь кругаи ее частей», создают презентации по изучаемому материалу (работают в течение двух недель).
Каждый учитель может найти разнообразные сюжеты для “кейсов” и наполнить их необходимым содержанием – использование этого метода сразу принесёт ощутимые плоды: во- первых, на уроке, проводимом по такой технологии, не бывает равнодушных и практически невозможно “отсидеться” в стороне, во-вторых, каждый учащийся, ощутив недостаток знаний по теме ”кейса”, сделает для себя вывод, что эти знания не абстрактные, а необходимы дляприменения на практике, следовательно, нужно подойти к этому серьёзно, если не хочешь затем в жизни испытывать трудности, в-третьих, у учащихся перед глазами содержание “кейса”, следовательно, можно повторить теоретические основы, на которые затем опираться при решении практических вопросов. Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов. Поэтомунынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”. Я думаю, что эти слова можно считать девизом исследовательской деятельности в школе.
ЛИТ Е РАТ У Р А
СавенковА.И.Содержаниеиорганизацияисследовательскогообученияшкольников.М.: Сентябрь, 2003. - 204 с.
СереденкоП.В.Развитиеисследовательскихуменийинавыковмладшихшкольниковвусловиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 208 с.\
ДолгоруковА.Методcasestudyкаксовременнаятехнологияпрофессиональноориентированного обучения. URL: www.evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 11.07.2014)
1