СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода модульного обучения на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный метод обучения является одной из перспективных технологий, поскольку может применен в разных областях, легок в использовании и дает высокие результаты.  

Просмотр содержимого документа
«Использование метода модульного обучения на уроках биологии»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ "Заиграевская ОССОШ" п. Заиграево











«Использование метода модульного обучения на уроках биологии»


















Составитель: Шойдопов Б.Б.,

учитель биологии












п. Заиграево

2020



Аннотация Модульный метод обучения является одной из перспективных технологий, поскольку может применен в разных областях, легогк в использовании и дает высокие результаты.




Многие современные учителя стали использовать инновационные педагогические технологии обучения. Это обусловено тем, что при подготовке учителей к традиционному уроку уделяется внимание тщательному отбору учебного материала, составлении таблиц и схем для наглядного восприятия учащихся, на раскрытие творческого потенциала личности учащихся уделяется меньше времени. И поэтому модульное обучение становится средством решения этой проблемы и возможности раскрытия возможностей учащихся.


Метод модульного обучения – это одна из педагогических технологий, которая является личностноориентированной. Этот метод позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научнопопулярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология дает возмоожность соместить управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления. Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса биологии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество. Модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения».


Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями. Новая парадигма модульного обучения –ученик учится сам, учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль учителя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности и склонностей умения управлять учебнопознавательной деятельностью. Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность учеников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Использование на уроках географии, биологии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебнопознавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью. На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.


Постановка дидактических целей на уроках модульного обучения


Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обученияпри планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель(КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели(ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов(УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Методика подготовки урока по модульному обучению.

Модульный урок должен занимать не менее 2 академических часов, потому что на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.

Алгоритм составления модуля занятия:


1.Определение места модульного урока в теме.

2.Формулировка темы урока.

3.Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель интегрирующая, и конечных результатов обучения.

4.Подбор необходимого фактического материала. 5.Отбор методов и форм преподавания и контроля.

6.Определение способов учебной деятельности учащихся.

7.Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них. Каждый учебный элемент это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.


Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество 7), но обязательны следующие: УЭ0 определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ1 включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом; УЭn (n номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётомоценки окружающих). Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать различные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, как по учебнику, так и в дополнительной литературе; конспектирование учебного материала и др. в задания могут быть включены и работы логического характера: ребусы, кроссворды, загадки и др. задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами, рисунками, таблицами, схемами и т. д. Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

8.Составление информационной карты модуля данного урока.

9.Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. технологических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).Начиная работать с новым модулем, я провожу входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулемосуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.При модульном обучении чаще используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая система по ряду признаков имеет большое сходство с количественной шкалой, но не является таковой. Рейтинг –это действительное число, которое получается путем набора очков (баллов). В конце учебного периода все очки суммируются, и получается рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большей степенью достоверности характеризовать качество подготовленности учащегося по данной специальности. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливается его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля –это контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт государственного образования, но и продвигаться на более высокий уровень обученности.

Роль учителя на уроке модульного обучения.


На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником. На заключительном этапе модульного урока ученики подводят итоги по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы. При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

Практика использования модульного обучения рекомендуется учителям потому что:

1) Данный метод экономен во времени, эффективен как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;

2) Данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;

3) Данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика;применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классах до 100 %



Источники:

  1. Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. No9 –2003 г

  2. Хуснутдинова Г. М. Использование модульного обучения на уроках биологии и географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4331–4335. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55131.htm.